Найти тему
Je m'appelle Marin

Тема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Всем известная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» довольно многогранна в своём понимании. Рассуждая над произведением, мы находим огромное количество проблем, поднятых в нём. Одна из них- тема ума и безумия. 

Данные два понятия являются антонимами в своём классическом понимании, но Грибоедов помогает нам увидеть эту черту, в которой умный человек для остальных начинает казаться безумцем.

Светское общество того времени, в котором происходят события, утрировано для нас в своём воспитании, Фамусов-как представитель старшего поколения- отец Софьи считает: «И в чтенье прок-от невелик». Для этих людей важнее сколько чинов получил человек, как он ведет себя в обществе и правильно ли распоряжается хозяйством, наука и чтение- пустая трата времени. И, казалось бы, тут должен возникнуть конфликт поколений, «отцов и детей»- молодые люди не могут подобать их предшественникам, но, увы, за пеленой чтения по ночам французских романов ничего более и не укрывается. Единственным здравомыслящим человеком на наш взгляд является Чацкий.

Чацкий, прогрессивный, молодой, оказывается в омуте лжи и глупости. Молчанин, секретарь Фамусова, ухаживает за Софьей из собственной выгоды, угождает всем вокруг, Софье же нравится покорный нрав кавалера, он -удобен. И для нас всё кажется очевидным:Чацкого считают сумасшедшим из-за «излишнего» ума, его нрав и мысли пугают засахаренное общество подобных Фамусову.

Но вся эта градация «ума» в комедии начиная житейским и заканчивая прогрессивным не так проста. 

«  Безумным вы меня прославили всем    хором. 

    Вы правы: из огня тот выйдет невредим, 

    Кто с вами день пробыть успеет, 

    Подышит воздухом одним, 

    И в нем рассудок уцелеет.»-восклицает Чацкий перед тем как покинуть этот дом и Москву. Каждая из сторон в этой комедии по-своему безумна, между ними стоит огромная стена непонимания, которая никогда не рухнет, и, в самом деле, на этой стене стоит Лиза, служанка Софьи, именно она, являясь неким оком, наблюдающим за столкновением двух скал непонимания, возвышается над ними. Она не относится ни к радикальному обществу Чацкого, ни к затуманенному разуму Фамусова и его приближенных. Эта «незначительная» персона является отражением автора, описывающего происходящие, именно с помощью неё мы как бы окунаемся в этот мир безумства, смотря на него через замочную скважину. 

Вот она- тонкая черта ума и безумия, стеклянная стена разбивающая общество на две части, которые, смотря друг на друга, считают себя «умными», а противоположных- «безумными», и никогда эта завеса не рухнет, а мы так и останемся смотреть на происходящие со стороны.