Найти тему
Voize

«Дюна» – стоит ли ждать продолжение?

Давайте сначала….

«Дю́на» – Sci-Fi роман Фрэнка Герберта, впервые опубликованный в 60-х. Книга, сделавшая писателя знаменитым. Удостоена премий Хьюго и Небьюла.

Впервые роман был экранизирован Дэвидом Линчем в 1984 году. Фанаты не приняли картину и фильм провалился. По словам самого режиссера такое непринятие картины произошло из-за того, что картину монтировали без его непосредственного участия. Что звучит вполне весомо, потому что такого любителя деталей и мастера разветвления сюжета как Линч сложно обвинять в недостаточном внимании к сюжету.

Следующий попытал счастье Джон Харрисон в 2000 году, экранизировав роман как мини-сериал из 3 частей. Картина была принята вполне положительно из-за близости к сюжету первоисточника, но особых визуальных и «вкусовых» восторгов не вызвала.

И вот, спустя 21 год пересудов и смакования книги, критиканства версии Линча, мы получили на суд плод видения Дени Вильнёва, который учёл ошибки своих предшественников.

Как говорил сам режиссёр: «Моя давняя мечта – адаптировать “Дюну”». Теперь можно воочию увидеть куда приводят мечты и как мы бережно относимся к тому, о чем грезим. Визуальный ряд картины монументален: цвета, ракурсы, кадры, все хочется прокручивать в голове снова и снова.

В такой сложно визуальной картине все простое выглядит к месту и очень гармонично, погружая зрителя в повествование, обволакивая глаз палитрой цветов, которая сменяется с каждым пейзажем, отражая характер местности, климата, что сразу понятен характер героев, живущих в показанных областях. Этим и объясняется то, что суть героев не раскрывается явно, в лоб. Зритель должен сам прочувствовать их, ощутить, увидеть. От этого картина становится еще увлекательнее, зритель словно сам знакомится с каждым героем, пытается разгадать его… и вот тут мы встречаем одну из главных загвоздок – некоторых персонажей не дано понять в этой части ленты.
Например, довольно четко представлено кто такой барон Владимир Харконнен. Его суть ясна с первого появления на экране – чистая злоба, движимая алчностью и ненасытной жаждой власти. В противовес предлагается образ его двоюродного брата – герцога Лето Атрейдеса. Его характер показан скудно, но четко. Он представлен классически – мудрым и благородным правителем своей родовой планеты Каладан. Такой человек не мог выбрать себе в спутницы обычную женщину. Его наложницей и матерью наследника стала леди Джессика – сестра могущественного ордена Бене Гессерит. Служение ордену превыше всего, именно поэтому леди Джессика один из самых сложных персонажей фильма. Являясь одновременно матерью и адептом теневого ордена она вынуждена каждый раз принимать сложные решения. В условиях ограниченного времени не представляется возможным показать полностью мотивы, переживания и намерения такого персонажа, поэтому в этой части киноленты ее персонаж довольно размытый – не ясны ее мысли, действия и мотивы. Контрасты в ее поведении не дают адекватно распределить все части ее личности в одном человеке, и зритель не понимает каков будет ее следующий шаг. Тем временем на ее сына – Пола, наследника «дома Атрейдесов» – возлагают надежды и родители, и орден Бене Гессерит, и народ Арракиса. Довольно много ожиданий сваливается на молодого юношу. Пол не может понять кто он, чего хочет, у кого искать помощи, совета, поддержки, весь фильм персонаж действует по интуиции. Все эти эмоциональные качели делают наследника вторым персонажем, который пока не успел раскрыться. В первой части фильма Пол довольно флегматичен и пассивен, ему не интересен ни его статус, ни подготовка к правлению. Но после прилета на Арракис юный Атрейдес принимает перипетии судьбы и находит в себе силы сделать выбор – он встает на тропу миссии. И сразу же его образ делается более мужественным и энергичным, но эмоциональная составляющая остается не ясна.

Делать выводы без второй части рано. Дени использовал «картинки», которые родились в его голове, когда он был подростком и читал книгу Герберта. Мы получили вполне яркую и понятную передачу событий.
Возможно, зритель местами недостаточно сопереживает главному герою – как же так?! Убитый отец, близкий человек – предатель, лучшие друзья погибли, подчиненные вырезаны все до одного, невиданная жестокость, как не сопереживать? На мой взгляд ответ в том, что режиссёр очень увлекся показом «темных» персонажей, хоть они и владеют малым количеством экранного времени. Когда действие фильма переносит нас в легендарные пески Арракиса, то зритель забывает и о сопереживании, и обо всем на свете. Хочется просто смотреть, чувствовать этот песок,  струящийся сквозь пальцы, дышать тяжелым обжигающим воздухом пустыни. Это снова заслуга визуальной картинки, которую снимали в Иордании и Абу-Даби. Оправившись от бескрайних песков мы попадаем к тому самому народу – фременам, что означает «свободные» – к людям с голубыми глазами. Нехитрая перипетия главного героя с пустынным народом завершает первую часть монументальной картины. Мы видим червя Арракиса и….наездника – фремена, который оседлал этого повелителя песков. Такую картину мы видим под эпическое музыкальное сопровождение и заманчивое предложение раскрыть другие тайны великой Дюны. Ждём!

Колумнист: Ольга Костина

#кино #дюна #киноиндустрия #sci-fi #рецензия на фильм #voize #новости кино