Найти тему
ВЭДсовет

Цифровой контроль обеляет рынок. Как изменились правила маркировки товаров в 2020-2021 году. Часть 1.

Как менялись правила маркировки и сертификации товаров в 2020-2021 году и как эти изменения повлияли на жизнь участников международной торговли в России «ВЭДсовет» обсудил с руководителем центра сертификации «Ростест Урал» (г. Екатеринбург) Екатериной Курбатовой.

Больше информации - в нашем телеграм-канале!

В 2020-2021 году менялись правила маркировки для разных категорий товаров. Можем ли мы обозначить самые главные новшества?

– Действительно, за последние 2 года произошли изменения в части маркировки товаров народного потребления, одежды и т.д. Эти нововведения направлены на борьбу с фальсификатом и недобросовестностью бизнеса. Введённые меры дополнительно регулируют контроль качества и оборота продукции в целом на рынке.

«Честный знак», «Меркурий» и «Национальная система прослеживаемости товаров» обеляют рынок

К таким действиям со стороны государства можно отнести:

  • Принятие правительством РФ постановления об обязательной маркировке отдельных видов товара в системе «Честный знак». Если коротко, эта национальная система позволяет отслеживать заинтересованному лицу движение продукции на рынке за счёт цифровых средств идентификации, которые нанесены на подконтрольную единицу, и их учёта в специальной базе. В планах правительства к 2024 году охватить практически весь перечень товаров.
  • Введение Минсельхозом системы «Меркурий» (система для электронной сертификации сельхозпродукции животного происхождения – прим. «ВЭДсовет») Хотя с 2018 года все ВСД (ветеринарно-спороводительный документ) оформляются в электронном формате, только с 2020 года система заработала в полную силу. Без включения выпускаемой (ввозимой) продукции животного происхождения в систему оборот запрещён.
  • Внедрение «Национальной системы прослеживаемости товаров». Это ещё один инструмент прозрачности бизнеса, что помогает регулировать оборот импорта на территории страны.
Новые правила защищают интересы предпринимателей и потребителей

Правила маркировки действовали и ранее, особенно при обязательной сертификации. Продавцы и производители и до этого обязаны были соблюдать требования в этой части, что отражены в технических регламентах ЕАЭС, ГОСТах, законе о защите прав потребителей и прочих нормативных актах. Теперь, с принятием новых мер, интересы предпринимателей и потребителей ещё больше защищены путём сокращения оборота контрафактной продукции.

Как реагировали на изменения участники ВЭД?

– Неоднозначно. Так как часть проектов по обязательной маркировке в «Честном знаке» сначала внедрялась как «пилотные» варианты, многие участники рынка включились на первоначальном этапе, чтобы прочувствовать все сложности, технические неполадки на себе, подготовиться к переходу заблаговременно.

Затраты оказались ощутимы

Малые предприятия ориентировались на то, что система будет бесплатной, но по факту всё-таки затраты оказались ощутимы для бюджета – необходимо было приобретать софт, оборудование, оплачивать коды и т.д.

«Честный знак» обязательный и пробный

На данный момент в основной в перечень «Честного знака» включена такая продукция, как: одежда (в том числе детская), постельное и столовое белье, обувь, духи, некоторые виды молочной продукции, сыры и т.д. В пробном режиме уже начинают маркировать бутилированную воду, пиво, биологические активные добавки (БАД).

Новые правила – больше документов

Реализация «Национальной системы прослеживаемости товаров» затрагивает предприятия, что задействованы в обороте подконтрольных товаров из Постановления правительства РФ №1110 от 21 июля 2021. Если компания приобретает продукцию из перечня, то нужно отчитаться в указанной системе о покупке данной единицы техники и т.п. Отсюда введение новых форм – универсальных передаточных документов (УПД), универсальных корректировочных документов (УКД), счет-фактур и деклараций по НДС.

Продолжение следует. В заключительной части интервью обсудим финансовые вопросы сертификации и маркировки.

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !