«Третье» семейство находилось в производстве семь лет безо всяких изменений, и мотоциклы из Ижевска всё больше отставали от мирового уровня. Лишь в 1978 году началось изготовление модернизированных моделей, получивших индекс 3-01.
Новый карбюратор К-62 с центральной поплавковой камерой, увеличение степени сжатия и изменение фаз газораспределения позволили поднять мощность двигателя «ИЖ-Юпитер 3-01» с 25 до 27 л. с. Глушители выпускной системы получили неразъёмные корпусы со съёмными акустическими элементами.
Главным нововведением во внешнем облике стало узкое переднее крыло, заменившее прежнюю массивную конструкцию. Предвидя жалобы покупателей на то, что новое крыло хуже защищает от грязи, конструкторы сделали его регулируемым по высоте. Руль стал выше, на нём появилась короткоходная ручка газа катушечного типа, а концы рычагов тормоза и сцепления были закрыты резиновыми шариками. Выступающая из седла кондовая рукоятка уступила место плотно прилегающему гибкому ремешку. Главным новшеством в ходовой части стали новые амортизаторы, с открытыми пружинами и регулировкой преднатяга.
Уже в 1979 году наступил следующий этап модернизации - «ИЖ-Юпитер ЗК-02». Он получил некоторые элементы от перспективного ИЖ-7.101: бензобак с плавным переходом к седлу и креплением через резиновые демпферы и заднее крыло с высоким кронштейном стоп-сигнала.
Обе эти машины стали переходным звеном к мотоциклу «ИЖ-Юпитер 4», производство которого началось в 1980 году. Его главным новшеством стала 12-вольтовая система электрооборудования, с генератором возросшей с 45 до 100 Вт мощности. Все соединения в электропроводке перешли на современную штекерную систему. Спидометр и контрольные лампы были перенесены в отдельный приборный блок, установленный над фарой типа «европейский луч». У новых переключателей появилась функция аварийного выключения двигателя. Мощность самого мотора была поднята до 28 л. с., и для передачи возросшего крутящего момента в сцепление пришлось добавить пару дисков. Первые партии машин радовали глаз хромированными крыльями и яркой окраской, но вскоре завод перешёл на невзрачную голубую краску - в том числе и для крыльев.
Параллельно был модернизирован и боковой прицеп, получивший индекс БП-2. От прежней модели он отличался новым крылом и более совершенным стоп-сигналом.
Второй промах относился к двигателю. Форсировка привела к сужению рабочего диапазона и его смещению в зону высоких оборотов. Такая характеристика подходит для прогулочного мотоцикла и хорошего шоссе, но не для универсальной модели, призванной не спеша тянуть гружёную коляску по разбитой сельской дороге. Езда по скользкой после дождя грунтовке превратилась в выматывающее действо: для движения на малых оборотах не хватало тяги, а при откручивании ручки газа колесо срывалось в пробуксовку, лишь усугубляя положение. Да и максимальную скорость мотоцикл с коляской развивал... на третьей передаче: при переключении на четвёртую тяга падала.
Эти ошибки были устранены в следующей модели - «ИЖ-Юпитер 5», сменившей на конвейере «четвёрку» в 1985 году. Впервые новая модель проигрывала в мощности предыдущей: 24 л. с. против прежних 28 л. с. На такую жертву пришлось пойти, чтобы сделать характеристику двигателя более «тяговой».
АЛЬТЕРНАТИВЫ
Одновременно с запуском в производство мотоцикла «ИЖ-Юпитер 3» ижевские конструкторы начали работу над его преемником. Новая экспериментальная модель под индексом ИЖ-Д15 получила такие новшества, как короткоходный двухцилиндровый двухтактный 500-кубовый двигатель, система раздельной смазки, пятиступенчатая коробка передач, 12-вольтовое электрооборудование, дуплексная рама. Развитием этой конструкции стало целое семейство мотоциклов (ИЖ-7.101, ИЖ-7.102, ИЖ-7.103, ИЖ-7.104), разработанное во второй половине 70-х годов.
На этих машинах были опробованы жидкостное охлаждение, электронное зажигание, запуск электростартёром, передний дисковый тормоз с гидравлическим приводом. Но технический прогресс в мотоцикл острое- нии шёл такими шагами, что за ним не поспевали даже перспективные советские разработки. В конце 70-х годов стала очевидна неприемлемость двухтактного двигателя для такой кубатуры, и все работы по этому проекту были свёрнуты.
СРАВНЕНИЕ
Класс 350 см3 занимал промежуточное положение между двумя популярными категориями - 250 и 500 см3. Более мощный, чем 250-кубовые машины, и не такой тяжёлый и дорогой, как «пятисотки». Подлинная популярность к этой кубатуре придёт позже, уже в 80-е годы, когда в Японии и Италии примут благоприятствующее этой категории законодательство. А в начале 70-х 350-кубовые мотоциклы за рубежом покупали те, кто уже перерос класс 250 см3, но считал излишней динамику тяжёлого мотоцикла. И разумеется, никто в Западной Европе и США не собирался эксплуатировать 350-ку с коляской - так что мы будет сравнивать с двухцилиндровыми 350-кубовыми мотоциклами 1971 года одиночный «ИЖ-Юпитер 3».
СПОРТ
Если одноцилиндровый двигатель типа «ИЖ-Планета» был основой для внедорожных спортивных мотоциклов, то двухцилиндровый мотор «Юпитера» стал базой для мотоциклов для шоссейно-кольцевых мотогонок. В 1975 году началось мелкосерийное изготовление гоночного ИЖ-Ш12, двигатель которого был разработан на основе мотора «ИЖ-Юпитер 3».
За счёт повышения степени сжатия, усовершенствования процесса продувки, установки двух карбюраторов и отказа от воздушного фильтра удалось поднять мощность до 37 л. с. при 6500 об/мин. Чтобы дать возможность приспособить мотоцикл к особенностям трассы, прикладывались два комплекта шестерён коробки передач с разными передаточными отношениями. Ходовая часть в корне отличалась от использованной на дорожном «Юпитере»: лёгкая рама, подвески от «ИЖ-Планета Спорт» с уменьшенными ходами, увеличенный диаметр тормозных барабанов. Мотоцикл одет в стеклопластиковый обтекатель типа Grand Prix. Завод выпускал по несколько десятков «ИЖ-Ш12» в год.