Военная экспедиции из крепости Грозной, проходившая с 20 по 21 и с 23 по 31 января под руководством генерала К.К.Фезе, имела далеко идущие последствия, видимо поэтому ей и уделили повышенное внимание. Помимо рапортов Главнокомандующего барона Г.В.Розена к Военному министру графу А.И.Чернышеву, за №103 и №186, упоминание сохранились в пятитомном издании “Хронологический указатель военных действий Русской армии и флота” за 1825-1854 гг., в полковой истории Апшеронского полка и др., что позволяет рассмотреть происходившие события из разных источников. Началось с того, что полковник Н.П.Пулло узнал от хорошо оплачиваемых местных лазутчиков и сообщил Карлу Карловичу, что в ауле Селим-Гирей, расположенном между реками Аргуном и Джалкой, недалеко от впадения их в реку Сунжа, нашли приют несколько абреков, совершавших регулярные вторжения на Терское левобережье.
Достигнув реки Аргун, правительственные войска незаметно форсировали водную преграду вброд около селения Курчалой и пройдя около версты, разделились на три группы. Полковник Н.П.Пулло получил 600 пехотинцев и направился к селению Селим-Гирей, чтобы блокировать его и соседний хутор. Полковник П.П.Ковалевский, возглавив 400 пехотинцев и часть казаков, выдвинулся к еще нескольким соседним немирным хуторам. Сам же, командир отряда с оставшимися подразделениями остался на речной переправе, с целью не допустить подхода помощи атакованным жителям с другого берега реки Аргун. Как видно, российское военное командование было хорошо осведомленно о расположении немирных поселений и легко находило к ним дороги в малознакомых лесных чащобах, да еще и в ночное время. Вряд ли подобные операции могли проводится без надежных и хорошо оплачиваемых проводников, легко ориентировавшихся на пересеченной местности.
На рассвете, 21 января две отдельные колонны правительственных войск вплотную подошли к немирным поселениям. Подразделения, выделенные полковнику Н.П.Пулло, без единого выстрела вошли в намеченные пункты и захватили 10 человек, а также весь домашний скот, но уже в самих дворах в ходе перестрелки поразили 7 чеченцев, потеряв при этом убитыми 2 офицеров и 1 рядового солдата. Колонна полковника П.П.Ковалевского действовала не столь удачно и при подходе к жилищам, ее заметили караулы. Все жители враждебных хуторов успели раствориться в ближайших зарослях, но весь домашний скот остался на месте. По приказу генерала К.К.Фезе все хутора и аул Селим-Гирей были сразу же уничтожены. Обратная дорога не заняла много времени, т.к. на этот раз чеченцы практически не преследовали уходящих солдат, поэтому и обошлось без каких-либо потерь.
Вернувшись в крепость Грозную, командир Левого фланга Кавказской Линии дал краткий отдых экспедиционным частям, с тем расчетом чтобы, пополнив запасы снаряжения и боеприпасов, выйти в новый рейд 23 января по западной части Чечни. В состав отряда вошли 4-й батальон Куринского егерского полка, 2 батальона от Апшеронского пехотного полка, 257 линейных казаков и 12 орудий разного калибра. Форсировав реку Сунжа у селения Кулары, правительственные войска направились ускоренным маршем через Гехинское поле к аулу Шалаж-Юрт, расположенном в сорока верстах от крепости Грозной. Генерал К.К.Фезе считал, что все его жители, кроме 7 семей являлись явными или скрытыми врагами, дававшими приют абрекам или же сами принимали непосредственное участие в нападениях на российские поселения. Однако чеченские караулы заблаговременно обнаружили солдат на марше и подняли тревогу, быстро распространившуюся на все близлежащие селения. Жители предгорий стали срочно покидать свои дома и уходить в глухие места, забирая самое необходимое, пока правительственные войска подходили к первой намеченной цели экспедиции.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.