В области науки и технологий разрабатывается система приоритетов, ориентированных на модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и конкретизированных применительно к сектору исследований и разработок. При формировании приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации предусматривается прозрачность и публичность. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации будут формулироваться с учетом приоритетов инновационного развития российской экономики и долгосрочных прогнозов научно-технологического развития Российской Федерации. Основными критериями включения направлений исследований в перечень приоритетов фундаментальной науки являются наличие в России конкурентоспособных научных школ и соответствие направлений исследований тенденциям, сложившимся в мировой фундаментальной науке. При этом ключевую роль в обсуждении и выработке приоритетов фундаментальной науки будет играть само научное сообщество с привлечением представителей мировой науки. В области прикладных исследований формирование приоритетов планируется в рамках активного взаимодействия науки, бизнеса и государства с учетом целей и задач долгосрочного социальноэкономического развития страны, потребностей отраслей и секторов экономики, а также потенциального экономического эффекта от использования результатов исследований и разработок в производстве. Выделение средств на проведение научных исследований по приоритетным направлениям будет осуществляться преимущественно на конкурсной основе. В рамках финансовых ограничений предполагается обеспечить стимулирование и поддержку конкурирующих между собой исследовательских коллективов с существенно пересекающимися тематиками исследований. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники планируется регулярно пересматривать с учетом мировых тенденций в развитии науки и технологий, а также результатов, достигнутых российскими исследовательскими организациями за истекший период. Основными тенденциями мирового технологического развития до 2020 года являются: формирование развитых информационно-телекоммуникационных сетей; широкое внедрение материалов со специальными свойствами (в первую очередь композиционных материалов); начало формирования рынка нанотехнологий, переход от микроэлектроники к нано- и оптоэлектронике как новому ядру информационных технологий; начало широкого использования биотехнологий, которые изменят не только традиционный аграрный сектор, но и станут основой развития высокотехнологичных методов профилактики заболеваний, диагностики и лечения; достижение с использованием технологий альтернативной энергетики экономически приемлемых параметров; улучшение экологических параметров тепловой энергетики; радикальные изменения в методах и средствах природоохранной деятельности, что уменьшит техногенное воздействие на биосферу Земли. 5. Развитие негосударственного сектора исследований и разработок Основной задачей развития негосударственного сектора исследований и разработок является постепенное увеличение количества негосударственных организаций, а также доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников, прежде всего из средств предпринимательского сектора. Необходимость увеличения доли негосударственных источников финансирования исследований и разработок диктуется не только задачами экономии бюджетных средств, но и необходимостью более сильной и гибкой увязки развития науки (в первую очередь прикладной науки) с потребностями экономического развития. Повышение доли негосударственного сектора в сфере науки предполагается осуществлять за счет опережающего роста этого сегмента по сравнению с темпами роста государственного финансирования. Целевым показателем Стратегии является повышение доли негосударственного сектора к 2020 году до уровня среднего для государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития. Для этого предполагается использовать различные инструменты, имеющиеся у государства. Прежде всего это обеспечение доступа негосударственных научных и образовательных организаций, обладающих необходимой квалификацией, ко всем видам государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях. Кроме того, предполагается концентрировать ресурсы на следующих направлениях: использование преимуществ основного акционера в крупнейших государственных компаниях и компаниях с доминированием государства для увеличения в среднесрочной перспективе объемов затрат на финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ до уровня, характерного для компаний соответствующих секторов экономики и масштабов деятельности в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития, в том числе на стимулирование корпоративного развития науки; обеспечение доступа заинтересованных организаций к использованию инфраструктуры центров трансфера технологий, федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, а также использования ими оборудования иных государственных научных и образовательных организаций на коммерческой основе; расширение масштабов софинансирования прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых в том числе в рамках федеральных целевых программ, программ федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития" и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализация программы софинансирования расходов предприятий на проведение прикладных исследований, головными исполнителями которых являются вузы. В рамках деятельности федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития" предусматривается обеспечение предоставления долгосрочных (3 - 5 лет) льготных займов на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ и консультационно-методическое сопровождение проектов. Расширение набора реализуемых программ поддержки инновационных проектов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере позволит обеспечивать софинансирование расходов малых предприятий на цели патентования, создания промышленного образца и сертификации. При этом произойдет замещение используемых указанным Фондом механизмов конкурсного размещения средств, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд, грантовыми механизмами. Предполагается обеспечить усиление контроля за введением в хозяйственный оборот результатов работ, профинансированных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. VIII. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО 1. Внедрение инноваций в системе государственного управления Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития. В системе государственного управления продолжится внедрение инновационных технологий в том числе в рамках создания электронного правительства. С помощью современных технологий управления предполагается пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Для этого на основе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., будет реализовываться государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", в рамках которой предусмотрены необходимые мероприятия по завершению перевода услуг, предоставляемых органами власти населению, в электронную форму, развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в систему государственного управления и повсеместному внедрению электронного документооборота. Повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии широкого внедрения принципа "одного окна", в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте. Во всех субъектах Российской Федерации планируется создать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить создание и эффективное функционирование порталов государственных и муниципальных услуг, а также возможности получения широкого перечня государственных услуг и совершения юридически значимых действий в электронной форме с использованием универсальной электронной карты. Разветвленная региональная сеть многофункциональных центров будет формироваться не только на уровне региона в целом, но и отдельно взятого муниципального образования. В рамках формирования государственной автоматизированной информационной системы "Управление" будут созданы эффективные механизмы обмена информацией в системе государственных органов в режиме реального времени и формирования общедоступных информационных ресурсов по различным направлениям реализации государственной политики. Будет достигнут качественно иной уровень открытости для общества информации о деятельности органов власти. Будет обновляться кадровый состав государственных органов за счет постоянного обмена с частным сектором и сектором некоммерческих организаций квалифицированными специалистами, способными эффективно использовать в государственном управлении новые технологические и управленческие решения.
В области науки и технологий разрабатывается система приоритетов, ориентированных на модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации и конкретизированных применительно к сектору исследований и разработок. При формировании приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации предусматривается прозрачность и публичность. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации будут формулироваться с учетом приоритетов инновационного развития российской экономики и долгосрочных прогнозов научно-технологического развития Российской Федерации. Основными критериями включения направлений исследований в перечень приоритетов фундаментальной науки являются наличие в России конкурентоспособных научных школ и соответствие направлений исследований тенденциям, сложившимся в мировой фундаментальной науке. При этом ключевую роль в обсуждении и выработке приоритетов фундаментальной науки будет играть само научное сообщ