Найти в Дзене
Елена Юрина

Кадровый потенциал науки

Одной из ключевых стратегических задач, которые необходимо решить в ходе реализации Стратегии, является обеспечение воспроизводства кадрового потенциала науки (этот процесс включает механизмы выявления талантливой молодежи на всех этапах обучения), а также преемственности в развитии научных школ без потери накопленного потенциала. Решение этой задачи предполагает реализацию следующих мер: создание благоприятных условий и стимулов для прихода в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе; закрепление способных молодых исследователей в науке, включая создание условий, снижающих стимулы к выезду таких исследователей на постоянное место жительства за рубеж без введения каких-либо административных барьеров для мобильности научных кадров; поддержка существующих и новых научных школ, объединяющих исследователей разных поколений; дальнейшая интеграция академической и вузовской науки, создание в области фундаментальных и поисковых прикладных исследований единого комплекса, х

Одной из ключевых стратегических задач, которые необходимо решить в ходе реализации Стратегии, является обеспечение воспроизводства кадрового потенциала науки (этот процесс включает механизмы выявления талантливой молодежи на всех этапах обучения), а также преемственности в развитии научных школ без потери накопленного потенциала. Решение этой задачи предполагает реализацию следующих мер: создание благоприятных условий и стимулов для прихода в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе; закрепление способных молодых исследователей в науке, включая создание условий, снижающих стимулы к выезду таких исследователей на постоянное место жительства за рубеж без введения каких-либо административных барьеров для мобильности научных кадров; поддержка существующих и новых научных школ, объединяющих исследователей разных поколений; дальнейшая интеграция академической и вузовской науки, создание в области фундаментальных и поисковых прикладных исследований единого комплекса, характеризующегося высокой внутренней мобильностью между научными образовательными организациями, а также более широкой практикой совмещения преподавательской и исследовательской деятельности; отработка и внедрение новых моделей обучения аспирантов с ориентацией на оправдавшие себя мировые практики; привлечение ведущих российских и зарубежных ученых к подготовке аспирантов в научноисследовательских университетах и к управлению программами обучения аспирантов. Указанные меры будут осуществляться с учетом богатого российского и зарубежного опыта, в основе которого развитие конкуренции российских вузов и научных организаций с целью привлечения высококвалифицированных специалистов путем создания максимально благоприятных условий для их профессиональной деятельности. В сфере высшего профессионального образования качество подготовки исследователей обеспечивается за счет увеличения количества научно-учебных лабораторий и научнообразовательных центров, а также специальных вузовских программ по привлечению студентов и аспирантов к практической научной и инновационной деятельности. Модернизация кадровой политики российского сектора исследований и разработок включает также использование таких механизмов привлечения и закрепления в науке и инновационных видах деятельности молодых специалистов, как планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрения, а также предоставление займов и венчурное финансирование реализации собственных разработок. При этом обеспечивается поддержка создания новых лабораторий, возглавляемых молодыми учеными, проявившими выдающиеся способности. Предполагается расширить практику длительных стажировок молодых исследователей в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах прежде всего за счет развития практики академического и межвузовского обмена. Важным элементом системы повышения качества подготовки научных кадров и освоения современных исследовательских технологий станет государственная поддержка научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Процесс омоложения научных кадров будет идти параллельно с неизбежным сокращением неэффективно работающих научных работников и подразделений. С этой целью на первом этапе реализации Стратегии предполагается пересмотреть нормативные регламенты и практику проведения регулярных аттестаций (с привлечением внешней экспертизы) в целях замещения рабочих мест более эффективными научными сотрудниками. В последние годы повысился уровень оплаты труда в государственном секторе науки, в том числе в области фундаментальных исследований. В 2010 году среднемесячная заработная плата в сфере исследований и разработок составила 25,04 тыс. рублей, или 119,5 процента, по отношению к средней оплате труда по экономике страны в целом. В дальнейшем предполагается доведение среднего уровня оплаты труда научных сотрудников в секторе исследований и разработок до 125 процентов по отношению к средней оплате труда по экономике страны в целом к 2016 году и 130 процентов - к 2020 году. Достижение достойного уровня оплаты труда в науке должно быть одновременно и фактором и результатом роста ее эффективности. На первом этапе реализации Стратегии основным фактором повышения оплаты труда станет привлечение дополнительных средств от реструктуризации сети организаций и подразделений, на втором - рост негосударственного финансирования исследований и разработок. Принципиальным условием успеха такого подхода является зависимость заработной платы от результатов деятельности исследователя или исследовательского коллектива (подразделения). Это предполагает повышение эффективности использования системы оплаты труда работников организаций государственного сектора науки, учитывающей эффективность работы конкретного сотрудника. Одновременно планируется совершенствование процедуры проведения конкурсов на занятие должностей в научных и образовательных организациях с целью повышения их прозрачности, в том числе за счет создания общефедерального портала имеющихся в вузах и научных организациях вакансий. При этом будет обеспечено содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнес-структурами. На обеспечение динамичного развития науки направлено формирование практики ротации управленческих кадров в исследовательских и образовательных организациях, а также обеспечение своевременной подготовки нового поколения руководителей. Планируется ввести возрастные ограничения (соответствующие практике Организации экономического сотрудничества и развития) для занятия ряда административных должностей в сфере науки и образования. При этом в целях стимулирования своевременного обновления кадров будет решен вопрос о повышении уровня пенсионного обеспечения ведущих ученых. Кроме того, предусматривается введение правил, ограничивающих срок пребывания одного и того же лица в каждой из административных должностей, а также разработка и введение процедуры оценки научного потенциала кандидатов на занятие руководящих должностей с обязательным участием в такой оценке ведущих зарубежных ученых и с учетом показателей публикационной активности для тех случаев, когда процедура назначения руководителя не предусматривает его избрания. В качестве кандидатов на руководящие должности предполагается рассматривать и специалистов, работающих за пределами соответствующих организаций. Будут реализованы меры по привлечению на руководящие должности в научноисследовательских и федеральных университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих зарубежных вузах. Основным инструментом государственной политики в области качества подготовки кадрового потенциала в секторе исследований и разработок на первом этапе реализации Стратегии будет выступать федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. 3. Эффективность государственных расходов в сфере науки Стабильный рост государственных вложений в поддержку научных исследований в последнее 10-летие не сопровождался увеличением их результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования. На первом этапе реализации Стратегии одним из основных направлений повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования рассматривается дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ. Вместе с тем предполагается разработка программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации, предусматривающей расширение потенциального состава ее исполнителей. В этих целях прирост средств на финансирование фундаментальной науки будет направлен на увеличение объема финансирования исследований в рамках Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, формируемых на конкурсной основе, а также научных исследований, проводимых в вузах. Типологию предоставляемых фондами грантов предполагается расширить за счет: грантов, стимулирующих координацию и сотрудничество между исследователями из различных организаций; грантов, предоставленных на развитие международного сотрудничества; грантов, предоставленных на создание новых лабораторий, занимающихся исследованиями в перспективных и новых для России областях фундаментальной и прикладной науки. Как правило, такие гранты предоставляются на долгосрочный период и пролонгируются. При этом пролонгация не является автоматической и должна предполагать внешнюю экспертизу промежуточных результатов исследований. Совершенствование механизма предоставляемой Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом поддержки научных проектов включает: расширение перечня выделяемых исследователям грантов, увеличение среднего размера гранта; формирование механизмов поддержки инициативных проектов междисциплинарного характера и разработки прозрачных процедур оценки таких проектов; разработку и реализацию мер по поощрению руководителей наиболее успешных проектов и широкому освещению результатов, полученных в ходе выполнения таких проектов. Одновременно предусматривается совершенствование процедур отбора проектов, финансируемых в рамках Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, а также в рамках программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук, включая привлечение к оценке указанных проектов ведущих зарубежных ученых, ориентацию при их отборе на показатели международной публикационной активности заявителей (за исключением программ, направленных на поддержку начинающих ученых). Все программы грантового финансирования предполагается открыть для доступа любым квалифицированным исследователям и научным группам, работающим в организациях всех форм собственности, и независимым исследователям. Квалификация заявителя, подтвержденная результатами прошлых проектов и публикациями международного уровня, будет являться одним из основных критериев доступа к конкурсному финансированию фундаментальных исследований. Высокая прозрачность процедур отбора будет достигаться за счет обязательной публикации максимально полной информации о поступающих на конкурсы заявках и ознакомления участников конкурса по их требованию с отзывами на заявки этих участников на получение гранта. Прозрачность и открытость процедур выделения средств на исследования позволит вести детальный учет расходуемых средств по различным направлениям научных исследований и впоследствии (примерно к 2015 году) создать общенациональную открытую базу данных, содержащую информацию о получении исследователями и исследовательскими группами всех видов государственного финансирования из различных источников. Развитие механизмов конкурсного финансирования не должно привести к росту административной нагрузки на исполнителей работ благодаря совершенствованию механизмов финансовой отчетности, предоставляемой получателями государственного финансирования. Основными критериями эффективного использования средств станут публикация результатов исследований в высокорейтинговых российских и зарубежных научных журналах, а также получение патентов и (или) иные формы подтверждения научной значимости полученных результатов.