Мы часто в комментариях к статьям о дореволюционной литературе встречаем замечания о том, что беднейшие слои российского общества до революции не имели доступа к образованию. Как свидетельствует история, эта точка зрения не вполне объективна. В дореволюционной России существовала масса проблем, и сословное деление общества было, пожалуй, главной из них. Разница между уровнем жизни дворян и крестьян была огромна. Однако социальные лифты в Российской империи все же существовали, и возможность получить образование у народа была.
Одно из доказательств этому мы нашли в популярной газете «Новое время» № 8195 за 19(31) декабря 1898 года. Там помещена статья о мужской гимназии для бедных – Доме воспитания бедных детей.
Такое учебное заведение открылось в 1817 году в Петербурге стараниями Императорского Человеколюбивого общества. Большая часть его учеников – это были круглые сироты. Они жили в гимназии за казенный счет. А меньшая часть состояла из приходящих, или своекоштных, учеников. Их набирали, чтобы частично покрыть расходы на содержание сирот и жалование педагогам. Целью Дома воспитания было «спасать беспомощных детей от угрожающей им праздной жизни и развращения нравов». Гимназия относилась к так называемым низшим учебным заведениям. Она не давала возможности выпускникам становиться чиновниками высших классов.
Первоначально курс обучения был двухгодичным. Учили грамоте, арифметике, закону Божию и чистописанию, особенно делая упор на выработке красивого почерка. Примерно к 1834 году задачи гимназии расширились, и теперь они звучали так: «Образовав в детях нравы и разум, приготовить их преимущественно для поступления в гражданскую службу». Увеличился срок обучения, в курс добавили бухгалтерию, статистику, делопроизводство, переписывание и чтение рукописей.
Интересно посмотреть, как выглядел курс русской словесности и сравнить его с современной школьной программой. Уровень обучения был довольно высоким. Мы очень удивились, видя, насколько глубоким был подход к гуманитарным предметам. Пожалуй, сегодня курс русского языка и литературы в школе не может решить тех практических задач, которые реализовывали в Доме воспитания.
В 1837–1838 учебном году его преподавали по следующей программе.
– Составление писем: а) вообще; б) по предметам общежития: к низшим, равным и высшим; в) к державным особам и дипломатические; г) литературные письма.
– Риторика: а) философская; б) драматическая; в) разговоры в царстве мертвых (этот раздел риторики представлял собой устные и письменные беседы и споры о проблемах философского, морального или политического характера от лица различных исторических деятелей прошлого, а для этого нужно было понимать, каких взглядов они придерживались, то есть одновременно изучалась и философия, и история).
– Написание сочинений (повествования и описания). Их виды: характеристики, некрологи и анекдоты.
Курс статистики в гимназии представлял собой симбиоз сегодняшней экономической географии, истории и обществознания. Детям давали сведения о российской промышленности. В дополнение к этому – курс законоведения, который читали на весьма глубоком уровне, соответствующем юридическим учебным заведениям.
В 1859 году задачи гимназии снова расширились. Теперь здесь готовили фельдшеров, управителей имениями, землемеров. Мало-помалу Дом воспитания превратился в среднее учебное заведение, равноправное с другими классическими гимназиями.
У гимназистов, как и у современных школьников, были «классные руководители». Только их называли «дядьки». На это место часто поступали иностранные граждане из Швеции и Германии. Они не только приглядывали за учениками, но и обучали их иностранным языкам. Правда, не все воспитатели соответствовали своим должностям. Некоторые из них были унтер-офицерами в отставке. Как свидетельствует «Новое время», они умели только подписывать свою фамилию. В их обязанности входил надзор за дисциплиной.
Разумеется, в гимназии были приняты физические наказания. Для этого использовали розги, оставление без обеда, карцер. А для самых отъявленных хулиганов была предусмотрена сдача в «батальон военных кантонистов». Кантонисты шли по военной стезе и становились в армии писарями, чертежниками, унтер-офицерами.
Как показывает история, со своими задачами это заведение вполне справлялось. Достаточно сказать, что в такой гимназии в начальных классах учился академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Учиться там было очень сложно, а вылететь – легко. И не все ученики справлялись с курсом. Если сейчас трудно представить человека, который не окончил курс девятилетней школы, то в дореволюционное время часто бывало так, что гимназисты, проучившись два-три года оставляли гимназию и без особого труда находили себе неплохую работу.
В ближайшее время в нашем издательстве выйдет целый ряд книг, посвященных детству до революции. Книги серий «Гимназистки» и «Давным-Давно» лучше всяких учебников истории расскажут о том, как жили дети более ста лет назад.
Пока в серии «Давным-давно» вышли первые две повести.
Елизавета Кондрашова «Дети Солнцевых»
Конец XIX века. Катя и Варя Солнцевы теряют отца и старшего брата. Их отправляют учиться за казенный счет в закрытую девичью школу. Эти события влияют на девочек по-разному. Если старшая сестра серьезно относится к своему трудному положению, пытается извлечь из учебы как можно больше пользы, то младшая идет по иному пути. В этой книге подробно описано, как жили девочки в закрытых учебных заведениях России. Елизавета Кондрашова сама была выпускницей Павловского института благородных девиц и хорошо знала, о чем пишет.
Александр Свирский «Рыжик»
Начало ХХ века. Главный герой повести – круглый сирота. Стремясь уйти от беспросветной жизни в деревне с приемными родителями, мальчик отправляется бродить по свету. Вначале путешествие представляется ему бесконечным праздником. Но очень скоро тяжелые испытания приводят его к выводу, что ради хорошей жизни придется потрудиться. Ведь жизнь бродяги сопряжена с серьезными опасностями, преступлениями, голодом и безрадостными скитаниями. Александр Свирский написал эту повесть по следам собственной жизни. Прежде чем стать журналистом и писателем, он сам в детстве побродил по дорогам России, как и герой его повести «Рыжик».
Читайте хорошие книги!
Книги серии "Давным-давно" на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.