Найти в Дзене
ВТБ Страна

Джулио Романо — «сумерки» искусства Рафаэля

Джулио Романо (1499–1546) родился в Риме и долго работал вместе с учителем, Рафаэлем Санти (1483–1520). В живописи Романо далеко отошел от наставника: его полотна темнее по колориту и откровеннее по содержанию — в них нет рафаэлевского лиризма. Сегодня его считают мастером маньеризма. Со временем Романо отошел от благостной рафаэлевской интонации. Он уехал в Мантую работать по заказу местного герцога и делал вызывающе чувственные и экспрессивные вещи «не для всех». Одна из ключевых живописных работ Романо – «Любовная сцена» — находится в Эрмитаже. Недавно ее реставрировали, чтобы в обновленном виде показать на выставке «Линия Рафаэля. 1520–2020». Некоторые источники гласят, что Екатерина II не любила показывать «Любовную сцену» (1520/30-е) Романо из-за чрезмерной откровенности. Так или иначе, но сейчас вы снова можете увидеть работу в постоянной экспозиции. Это одна из картин, про которые даже специалисты мало что могут сказать наверняка: неясно даже, кто здесь изображен. Версий много,

Джулио Романо (1499–1546) родился в Риме и долго работал вместе с учителем, Рафаэлем Санти (1483–1520). В живописи Романо далеко отошел от наставника: его полотна темнее по колориту и откровеннее по содержанию — в них нет рафаэлевского лиризма. Сегодня его считают мастером маньеризма.

«Автопортрет», Джулио Романо, 1540 год, галерея Уффици, Флоренция
«Автопортрет», Джулио Романо, 1540 год, галерея Уффици, Флоренция

Со временем Романо отошел от благостной рафаэлевской интонации. Он уехал в Мантую работать по заказу местного герцога и делал вызывающе чувственные и экспрессивные вещи «не для всех».

Одна из ключевых живописных работ Романо – «Любовная сцена» — находится в Эрмитаже. Недавно ее реставрировали, чтобы в обновленном виде показать на выставке «Линия Рафаэля. 1520–2020». Некоторые источники гласят, что Екатерина II не любила показывать «Любовную сцену» (1520/30-е) Романо из-за чрезмерной откровенности. Так или иначе, но сейчас вы снова можете увидеть работу в постоянной экспозиции.

«Любовная сцена», Джулио Романо, 1524–1525 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Любовная сцена», Джулио Романо, 1524–1525 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это одна из картин, про которые даже специалисты мало что могут сказать наверняка: неясно даже, кто здесь изображен. Версий много, самая куртуазная гласит, что на полотне (изначально это была живопись на дереве, но ее перенесли на холст) мы видим заказчика — герцога Мантуи Федерико II Гонзага с возлюбленной Изабеллой Боскетти. Для своего времени это было слишком откровенно монументально и прямолинейно — вероятно, картиной герцог любовался только в избранные моменты, а обычно ее скрывал занавес. Есть версия, что изображенная женщина похожа на «Даму за туалетом» Романо (начало 1520-х), которая теперь хранится в собрании ГМИИ им. Пушкина. Эта работа, в свою очередь, якобы является портретом Форнарины («Булочницы», которая, по мнению некоторых исследователей, была натурщицей и возлюбленной Рафаэля). Но в истории Форнарины почти невозможно отделить факты от мифа, поскольку многие рассказы о ней появились в более позднее время, после жизни художника. Из-за популярности Рафаэля и интереса к его личности имя мастера обросло легендами, но они зачастую ничем не подтверждены.

Характер зрелого Романо кардинально отличается от Рафаэля. В его живописи есть тяжелая чувственность, глубокие тени, беспокойная вибрация. Например, в «Сцене» уже нет рафаэлевского мироощущения. Кураторы «Линии Рафаэля» Василий Успенский и Зоя Купцова отмечали, что Романо отлично знал античность, и фигуры на кровати расположены так же, как на этрусских саркофагах, а «мемориальные» отсылки поддерживает мраморная бледность героев. При этом тщательно написанная кровать с балдахином — отсылка к быту куртизанок, а затемнения художник делал намеренно — он использовал темный грунт. Основоположник искусствознания Джорджо Вазари даже упрекал Романо в любви к черному цвету: «И если бы история эта не была слишком затемнена и перегружена черной краской, которой Джулио всегда увлекался в своем колорите, она была бы совершенной во всех отношениях, — писал Вазари о работе Романо в зале Константина в Ватикане, — но эта чернота отнимает у нее много прелести и красоты».

Самой цельной работой Романо считается Палаццо дель Те в Мантуе — он создал и архитектурный проект, и расписал залы. Примечательно, что в палаццо есть «зал лошадей», где действительно написаны лошади, — это дань увлечению герцога: Федерико Гонзага был крупным заводчиком.

«Зал лошадей», Палаццо дель Те, Мантуя
«Зал лошадей», Палаццо дель Те, Мантуя

После смерти Антонио Сангалло (1484–1546), который с 1520 года был главным архитектором собора Святого Петра, «довести до конца по заданному началу столь огромное сооружение», как пишет Вазари, пригласили Джулио Романо. Причем попечители строительства были уверены, что возрастной мастер, который тогда работал в Мантуе, с радостью вернется в родной город ради великого дела. Но, по словам Вазари, Романо от римского заказа отговаривали жена и семья, к тому же он почувствовал себя нездоровым. Художник еще сомневался, но ему за считаные дни стало плохо, и он скончался в Мантуе. У него остался сын, названный в честь учителя — Рафаэлем.

Для справки:

В нашей стране картины Джулио Романо ярко представлены в коллекциях ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаже — музеях, с которыми банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения.

Музеи
137 тыс интересуются