Найти тему
Загадки истории

Эпоха викингов #3.5/Следы времени/5.За идолом Юмалы

Оглавление

Следы времени

5.За идолом Юмалы

Легенды о спрятанных где-то золотых чашах, коронах, диа­демах, цепях и прочих дорогостоящих артефактах приводят искателей сокровищ в неопи­суемый восторг. Однако не­ многим из них удалось пройти по следам легенды до ее ис­токов и найти искомое. Хотя на самом деле в большинстве мифов и легенд сокрыты зер­на правды. Так обстоят дела и с легендарной чашей викин­гов, похищенной из древнего святилища.

Давным-давно вокруг Белого моря жили племена чуди. Чудь была очень развитым народом и вела активную торговлю с зарубежны­ми купцами. Однажды к берегу пристало несколько кораблей викин­гов. После успешного торгового дня викинги пробрались в святилище божества неба и грома Юмалы и унесли оттуда золотые корону, ожере­лье и чашу с пожертвованиями.

Викинги и сами знали толк в ювелирном деле. Скандинавские филигранные подвески XI века
Викинги и сами знали толк в ювелирном деле. Скандинавские филигранные подвески XI века

Украденная святыня

Путь к святилищу показала викингам местная девушка, затаившая обиду на вождя племени. Однако стража все-таки заметила воров, по­скольку один из викингов ударом топора снес идолу голову, на которой была надета корона из чистого золота, украшенная 12 изображениями. Раздался страшный шум. За викингами организовали погоню. Те бро­сили добычу — по одним сведениям, выкопав в лесу яму и пометив тай­ник, по другим — утопив золото в озере. Сокровище якобы лежит в тай­нике до сих пор. У кладоискателей оно проходит под кодовым именем «золотая чаша викингов». Одну легенду дополняет целый сонм других.
Местоположение чаши викингов якобы было известно ордену там­плиеров, но секреты умерли вместе с самими рыцарями. Правда, есть версия, что умерли не совсем. Тайна чаши, но уже без точного указа­ния места, стала известна масонам. Вроде бы художник Николай Ре­рих, отец которого, по некоторым сведениям, был масоном, знал этот секрет. Знали это и в органах ОГПУ.
Ответственный за оккультные сферы чекист Глеб Бокий вместе с пи­сателем и мистиком Александром Варченко пытались разыскать чашу. Искали ее также нацистские ученые из «Аненербе». В Карелии суще­ствовало несколько тайных лагерей эсэсовцев, которые обшаривали местные озера в поисках золота викингов. Но ни огэпэушникам, ни эсэсовцам найти золотую чашу не удалось. Некоторые особо мистиче­ские умы связывают золотую чашу Юмалы с артефактами легендарной страны Гипербореи, которая якобы находилась прежде в районе Архан­гельска. Вроде бы чудские племена получили эту чашу от последних жителей этой загадочной страны...

Поисками Золотой бабы люди занимались несколько веков
Поисками Золотой бабы люди занимались несколько веков

Поход Торира Собаки

Однако современная легенда выросла не на пустом месте. Ее источ­ник нужно искать в скандинавских сагах. Там есть одна занимательная история. В ней рассказывается о путешествии некого Торира Собаки с норвежскими купцами в страну Биармию. Торир Собака был по тем временам легендарной личностью — свирепый, безжалостный и отважный мореплаватель, славный авантюрист XI столетия. Этого просолен­ного морского волка наняли для путешествия с неизвестным исходом по поручению короля Норвегии Олафа Святого двое придворных — Карли и Гуннстейн.
Король был с ними в доле и даже снабдил экспедицию деньгами из казны. Он слышал много интересного о стране Биармии, где в золоте можно купаться. Там, по рассказам, можно было быстро и легко обо­гатиться - пушнину жители таинственной страны продавали за бесце­нок, а за нужные им товары платили драгоценными камнями и благо­родными металлами. Единственная сложность состояла в том, что туда было тяжело добраться. Удача зависела от погоды.
Весной Карли привел королевский корабль с 25 членами команды в самую северную провинцию Норвегии Халогаланд, а затем в страну саамов. К этой экспедиции и присоединился Торир Собака с острова Бьяркей, который отлично знал особенности навигации в холодных во­дах. У него была сплоченная команда численностью 80 человек, отлич­но снаряженный драккар, и он не боялся рисковать. А также грабить и убивать.
Хотя сохранилось описание этого морского путешествия, иссле­дователи восстанавливают реальный маршрут по-разному. Известно лишь, что в конце концов мореплаватели достигли устья Северной Двины, где затеяли торговлю с местными вождями. Торговля шла успешно, и викинги радовались своей удаче. Их ждал и весьма ра­достный обратный путь, поскольку в обычае викингов было сначала поторговать, а потом с душевной радостью пограбить.
Торир объяснил своим сотоварищам, что у местных существует такой обычай: когда кто-то в племени умирает, часть его наследства получают родственники, а часть уносится в лес и приносится в жертву богам. Обычно это золотые и серебряные изделия и монеты. Ис­кать сокровища мертвецов нужно в курганах, где тех похоронили, либо в специальных сооружениях в виде домиков. Правда, это тай­ные места и находятся глубоко в лесу.
Грабить тайное святилище решили ночью, когда аборигены на­ пьются, отмечая удачно завершенные торговые сделки. И вот кла­доискатели отправились в путь. Они нашли святилище, дождались, когда оно окажется без охраны. Торир предупредил, что можно без всякой опасности добывать сокровища из земли, куда их зарывает чудь, но ни в коем случае нельзя покушаться на сокровища их зо­лотого божества. Однако сам Торир, кроме сокровищ из земли, взял еще и серебряный котел, который прежде стоял на коленях идола. Карли и Гуннстейн увидели у него этот предмет и страшно рассерди­лись, что он без их ведома захватил такую ценность. Они бросились в святилище, чтобы наверстать упущенное.

В своих походах ради богатой добычи викинги не щадили никого - ни людей, ни богов
В своих походах ради богатой добычи викинги не щадили никого - ни людей, ни богов

На шее у идола висело мощное золотое ожерелье. Карли одним ударом топора разрубил украшение. От этого удара голова идола упала. Раздался такой шум, что услышала охрана. Викинги не стали ждать погони. Они быстро вернулись на свои корабли. Причем, как мимоходом замечает сага, Торир с помощью волшебства сделал раз­бойников невидимыми и неуязвимыми для врага.
Корабли вышли в море. Но между Ториром и Карли возник­ла ссора. На одном из островов, где была сделана остановка, Торир убил Карли. Как оказалось, он специально присоединился к экс­педиции в Биармию, чтобы отомстить за убитого племянника. До­бычу у людей Карли и Гуннстейна он отобрал, корабль потопил, но убивать больше никого не стал. А котелок Юмалы и ожерелье увез к себе, на остров Бьяркей.
Как видите, ни единого слова о том, что сокровище было где-то спрятано. Нет, оно благополучно достигло острова Бьяркей. И вла­дел им Торир Собака.

Карта с изображением таинственной страны Биармии. Предположительно, она находилась в районе современных Карелии, Мурманской и Архангельской областей
Карта с изображением таинственной страны Биармии. Предположительно, она находилась в районе современных Карелии, Мурманской и Архангельской областей

Чудесные превращения

Позже из этого средневекового приключенческого рассказа о Торире Собаке родилась легенда о сокровищах викингов, которые они Добыли в священном лесу биармов. Только серебряный котелок пре­вратился в золотую чашу, идол Юмалы (очевидно, как все идолы того времени, сделанный из дерева) — в Золотую бабу, а страна Биармия - в Великую Пермь.
Сначала начались превращения серебряного котла. Серебро уже не было тем металлом, о котором можно слагать легенды. А все легендар­ные чаши и котлы стали преобразовываться в святой Грааль. По всеоб­щему убеждению, этот Грааль не мог не быть золотым. Он таковым и стал. Но наличия одной чаши для настоящего клада со временем ста­ло мало. Требовалось хорошее дополнение. Так что идола снабдили не только ожерельем из чистого золота, но и золотой короной.
Сам идол из простого деревянного истукана превратился в леген­дарную Золотую бабу. То есть одна легенда прирастила к себе другую. Тем более что вокруг Белого моря действительно жили финно-угорские племена, у которых имелось и божество грома Юмала (или Йомала), и легенда о Золотой бабе.
Последнее приращение легенды касалось самой страны Биармии, где нужно искать затопленное или зарытое сокровище. Скандинавские саги не дают точно определить ее местонахождение. Это может быть огромное пространство от Белого моря до Уральских гор. И постепен­но, с продвижением русских к Уралу, чудская Биармия превратилась в Великую Пермь — легендарную страну, где золото растет прямо из зем­ли, а в священном лесу стоит Золотая баба.
Вот вам ориентир, где следует искать клад - в отрогах Уральских гор, где его охраняет Золотая баба. Замечательный ориентир, не правда ли? Тем более что в последней версии древнего сказания есть обнадеживаю­щая деталь. Украденное сокровище якобы как-то вернулось к божеству. И у него до сих пор на коленях золотая чаша, на шее — золотое ожере­лье, а на голове — золотая корона.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)