Найти тему
Загадки истории

Эпоха викингов #4.2/Дети старых богов/2.Валгалла - Рай для воинов

Оглавление

Дети старых богов

2.Валгалла - Рай для воинов

В христианский рай попадают, как известно, только праведники. За два тысячелетия туда отправились муче­ники, терзавшие свою плоть всеми возможными способами, монахи, ис­тершие колени до мозолей, простые сограждане, творившие только до­брые дела.

С людьми военными сложнее — не всякий христианский полково­дец был достоин рая, если проли­вал напрасно кровь солдат или мир­ных жителей. Зато у скандинавов рай был рассчитан в первую очередь на героев, проливавших людскую кровь. Причем чем больше, тем лучше.

Вечно молодой, вечно пьяный...

Средневековые предки нынешних шведов — свеоны — плохо по­нимали, что такое мирная жизнь. Для них это была редкостная ску­ка. Они никак не могли обойтись без войн, полагая, что смерть не конец всего, а только начало новой жизни. И очень хотели попасть в заветное место, которое организовал для загробной жизни вели­кий Один. Место это называлось Валгалла. Эдды называют Валгаллу чертогом Одина, поскольку она представляла собой огромный дво­рец с пиршественным залом для героев. Видимо, у людей, всю жизнь проживших в холодном климате, рай должен был обязательно нахо­диться под крышей. Ведь они в земной жизни и так настрадались от мороза, снега и пронзительного ветра.
О размерах этого дворца можно сказать одно: они неизмеримы, поскольку пространство в загробной жизни имеет особенные свойства, но в Валгалле было 540 дверей, через которые в час послед­ней битвы должны выйти по 800 воинов в каждую, то есть общим числом — 432 тысячи человек. По всем стенам гигантского зала на остриях мечей висели сверкающие щиты. Золотыми щитами был по­крыт также свод зала. Более того, сверху крыша Валгаллы сверкала, как чешуя, поскольку ее тоже покрывали щиты, наложенные один на другой, как черепица. Понятно, что в последний час все эти щиты были бы сняты и использованы в бою. В зал могли попасть и про­стые смертные, чтобы получить достойное вознаграждение за зем­ные труды.

Викинги считали вполне нормальным бесконечный пир после смерти, который скрасил бы достойным ожидание Рагнарека
Викинги считали вполне нормальным бесконечный пир после смерти, который скрасил бы достойным ожидание Рагнарека

Удостоившиеся Валгаллы проводили там все время в любимых занятиях: бились друг с другом на мечах до смерти, но убитые тут же, разумеется, воскресали. Устав от поединков, воины садились пировать. Для этого в Валгалле имелись все условия. Девы-вальки­рии обносили их медовым питьем, хмельным и сладким, на огром­ном вертеле для них жарилось мясо вепря Сехримнира, который был бесконечно возобновляемым существом: каждый день повара его забивали, воины за пиршественным столом обгладывали под­чистую, а наутро вся эта операция повторялась снова. Сам Один кабана не ел, пил только мед. Но его эйнхериям - так назывались счастливчики, попавшие в Валгаллу, — мясо очень даже нравилось. Медовуха им нравилась тоже, и готовилась она совсем не из пчели­ного меда. Ее выдаивали в готовом виде из вымени козы Хейдрун, которая питалась лишь листьями Мирового древа. Освещался зал не свечами или масляными лампами, а пылающими мечами.
Для того чтобы вечно сидеть за этим столом и вечно пить медову­ху, нужно было совсем немного — пасть в бою смертью храбрых. Тру­сам дорога туда была заказана.

Сортировка мертвых

За готовность выдвинуть воинов на последнюю битву отвечал сын Одина Хеймдалль. Однако не все достойные попадали после смерти именно в Валгаллу. По договору между асом Одином и ва­ном Фрейром погибших делили поровну — половина Одину, поло­вина Фрейру. Эйнхерии Одина попадали в Зал славы, а мертвецы Фрейра совсем в другое место — на поле Фольквангр богини Фрейи. Это совсем иной вариант скандинавского рая, тоже для погибших, но не во время боя. Или в бою, но без должного рвения. Там тоже стоял золотой чертог, который назывался Сессрумнир, но порядки в нем другие: никто никого больше не убивает, напротив, царят мир и спокойствие, раны исцеляются, горе и печаль отходят в прошлое, боль угасает, все счастливы. Никакого безумного веселья и рек кро­ви, как в Валгалле. Заведует этим местом сестра Фрейра Фрейя - самая обольстительная из ванов. В отличие от Валгаллы, куда попада­ ют только мужчины, в Фольквангр могут попасть и женщины. И не только павшие с оружием в руках. Если в Валгаллу Один берет лишь достойных славы, то в Фольквангр Фрейр забирает заслуживающих покоя. Фрейр увозит своих мертвецов на волшебном корабле, кото­рый изготовили подземные гномы, и передает их Фрейе.

Богиня Фрейя забирала воинов, не проявивших в бою особой доблести
Богиня Фрейя забирала воинов, не проявивших в бою особой доблести
Валькирии несут мертвого воина в Валгаллу
Валькирии несут мертвого воина в Валгаллу
Храм Валгаллы на берегу Дуная
Храм Валгаллы на берегу Дуная

Мертвецов, достойных Валгаллы, забирают посланницы Оди­на — валькирии. Прямо с поля боя. Валькирии как на подбор свет­ловолосые, высокие, стройные. Они считаются служанками Одина, но это особенные служанки. Все они обладают сверхъестественны­ми способностями, как боги, и ассоциируются многими исследова­телями с норнами и дисами. Недаром в одном средневековом тек­сте рассказывается, как собрались как-то 12 валькирий и стали они прясть пряжу, перебирать нити жизни, чтобы решить, кому в пред­стоящем сражении суждено обрезать нить. Имена у валькирий гово­рящие: Скульд - будущее, Гунн - война, Хильд - битва, Гендуль - хранительница жезла, Хейрскогуль — потрясающая копьем и так далее и тому подобное. Не правда ли, замечательные женские имена! Неудивительно, что изображали валькирий с копьем в руке. Ко­пье, конечно, знак Одина, но оно еще и атрибут девы-воительницы. Иногда они изображались с лебедиными крыльями, две из них даже звались Хладгудр сванхвит — «белый лебедь» — и Хервёр альвитр — «странное существо». Они обладали знаниями, где спрятаны клады, без труда делали чудеса. Например, одна валькирия, Свава, встрети­ла не имеющего имени немого юношу, нарекла его Хельги, то есть святой, и он тут же заговорил. После чего отправила Хельги за вол­шебным мечом, принесшим ему славу. Но основная работа вальки­рий все же заключалась в сортировке мертвых.
После битвы весь этот женский батальон отправлялся выбирать тех, кто достоин отправиться в Валгаллу, в Зал славы. Отсев был про­стым: те, кто погиб, сжав в руках орудие, — достойны, кто выронил — нет. Ну и само собой лучшая смерть — когда противники сошлись лицом к лицу. Умершие после болезни или в случайной стычке, не в бою, валькирий не интересовали. Не интересовали они и Одина.

Страшный сон

Но как-то случилась в Валгалле большая беда. У Одина и Фригг был красавец-сын по имени Бальдр. Совсем еще молодой. И вдруг ему стали сниться страшные сны, будто погибнет он от руки соб­ственного слепого брата Хёда. Один посоветовался с колдуньей, а та вздохнула: сны сбудутся. Тогда Фригг взяла клятву со всего жи­вого и неживого, что никто и ничто не причинит ее сыну вреда. Не успела она только поговорить с омелой. Паршивец Локи про это уз­нал и сделал из омелы стрелу. А когда Хёд и Бальдр шутливо ссори­лись, подговорил Хёда выстрелить в Бальдра. И стрела пробила тому сердце. Боги были в ужасе. Во-первых, оживить Бальдра не удалось. Во-вторых, он по правилам, установленным самим Одином, ни­ как не попадал в Валгаллу. Что делать? Стали готовиться к похоро­нам. Сложили костер, поместили Бальдра в погребальную ладью, ря­дом с ним положили умершую от горя жену и сожгли. И отправился Бальдр в загробный мир, который не был ни Валгаллой, ни Фольквангром, а лежал по ту сторону мрачной реки, где жили великаны и прочая нечисть. Мир этот назывался Хель.
В него попадали не только отъявленные мерзавцы. но и те несчастные, которые умерли от болезни или в результате случайности. В надежде вернуть Бальдра и воскресить его Один послал в Хель к его владычице своего гонца. Та вошла в положение Одина, пообещала, что, если его будут оплакивать все живые существа, Бальдр сможет вернуться живым и невредимым. Однако старая великанша Токк (то есть «благодарность») оплакивала его «сухими слезами». И Хель от­казалась отпустить Бальдра в мир живых. Одину ничего не остава­лось, как смириться. Но после этого он смягчил условия отправки мертвых в Валгаллу. Достаточно в час смерти нанести удар копьем, и это будет равносильно смерти в бою.

Один прощается с убитым Бальдром
Один прощается с убитым Бальдром

Воспользоваться этим решением пришлось и ему самому. Один умер от болезни. Но он не отправился в мрачный и страшный Хель. Один получил милосердный удар копьем и, конечно, отправился в Валгаллу.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)