Найти тему
nevskaya.pishet

Проторенессанс: откуда появился свет?

Ренессанс (итал. Rinascimento от лат. renasci «рождаться опять, возрождаться») – самый яркий этап в истории мирового искусства. Эта эпоха пришла на смену темного Средневековья, законы которого были полностью подчиненны церкви. В Италии этот период охватывает 14-16 века в Италии, однако границы его условны и отличаются в каждом европейском государстве.

В крупных городах начинался кризис феодализма и зарождались капиталистические отношения, появился новый государственный строй – абсолютная монархия.

Внутренний облик человека также начал меняться. Ренессанс поставил в центр интересов человека и его духовный мир, и основой стал гуманизм (от лат. humanus – человеческий). Для периода Возрождения характерно светское восприятие мира, утверждение величия разума и личности. Получается, что эта эпоха вобрала в себя лучшее из средних веков, то есть светскую, рыцарскую культуру, и идеи гуманизма, которые в античные времена считались показателями, а в средневековье понимались как греховная порода человека. Во время Ренессанса люди были охвачены жаждой самоутверждения, включался в общественную жизнь и заново открывал для себя окружающий мир.

Ранний этап эпохи Возрождения – Проторенессанс (Дученто). Он тесно связан с романскими, готическими традициями, являясь как бы переходным между Средневековьем и высоким Возрождением.

Пьетро Каваллини – один из ведущих мастеров позднего Проторенессанса, художник и скульптор. Он первым отошел от канонов средневекового итало-византийского искусства. В его фресках и мозаиках просматриваются черты, свойственные византийскому искусству, а также некоторые приемы построение перспективы, которые были характерны для позднеантичной живописи.

Пьетро Каваллини. Благовещение (1291)
Пьетро Каваллини. Благовещение (1291)

Творчество Каваллини оказало огромное влияние на итальянских художников конца 14 века, в том числе на великого Джотто ди Бондоне.

Джотто родился в 1266 или 1267 г в Веспиньяно. В процессе своего обучения (предположительно, у Ченни ди Пепо, или Чимабуэ, флорентийского живописца) он овладел мастерством живописи и архитектуры.

Основным же направлением его творчества стали фресковые росписи церквей Ассизи, Падуи и Флоренции на библейские сюжеты. Росписи его стали вершиной итальянского средневекового искусства за счёт мастерского перехода Джотто от плоскостных изображений к объемным фигурам и наполнение религиозных картин светскими мотивами, и одними из наиболее уникальных живописных ансамблей того времени.

Джотто ди Бондоне. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (1295-1300)
Джотто ди Бондоне. Мадонна с младенцем и двумя ангелами (1295-1300)
Джотто ди Бондоне. Обрезание принесение в храм
Джотто ди Бондоне. Обрезание принесение в храм

И нельзя, безусловно, не упомянуть человека, который, словно наш Пушкин, являлся одним из основоположников литературного итальянского языка – Данте Алигьери. Создатель «Божественной комедии», из которой до сих пор искусство черпает яркие психологические образы и ситуации, верил в то, что созидательные силы отдельной личности безграничны, что делает его сильным сподвижником ренессансного гуманизма.

Данте Алигьери
Данте Алигьери

Проторенессанс родил множество творцов и стал трамплином для эпохи Возрождения, обеспечив плавный переход от темных Средневековых церковных устоев к расцвету гуманизма.