Постмодерн победил, поэтому мы цитируем трактат «Искусство войны» Сунь-цзы не напрямую, а через дублированные на русский с английского диалоги из голливудского блокбастера 2012 года «Морской бой» с Рианной: «Бей врага там, где он не воюет».
Без сложных терминов объясняем, кто такой главный враг биржевого трейдера, и почему он не сражается на венчурном рынке.
Вам никогда не хватит знаний, чтобы переиграть рынок
Всем известно, что нельзя выиграть у казино. Эту прописную истину затерли донельзя. Однако биржевые трейдеры, которые по классификации Нассима Талеба в «Черном лебеде» находятся между обезьянами и дельфинами, умалчивают о том, что нельзя знать больше рынка.
Если вы считаете, что рынок полупроводников будет расти, и хотите купить акции соответствующих компаний, знайте — рынок уже учел это и заложил это знание в текущую цену акций. Если вы считаете, что зеленая энергетика — это технологии будущего, то знайте — это уже отражено в стоимости акций зеленых компаний.
Рынок всегда знает больше. Ни один серьезный экономист не посоветует покупать акции отдельных компаний, потому что доходность обеспечивается знанием, а вы никогда не можете знать больше рынка. Экономисты советуют инвестировать в фонды, потому что тогда доходность обеспечивается ростом рынка, но ограничена 5-8% годовых.
Если вы хотите рискнуть и заработать на покупке отдельных акций, не подкрепляйте это знанием, это лотерея, потому что вы играете против рынка, а у него, как и у казино, не выиграть.
Есть одно исключение — инсайд-трейдинг, и здесь тоже есть аналогия с миром азартных игр — инсайд-трейдер сродни шулеру, которого в казино непременно вычислят и накажут.
Выбираем прибыльную игру: венчурные инвестиции или фондовый рынок
Чтобы разобраться в том, почему инвестиции в венчур привлекательнее, чем инвестиции в акции, разберем два понятия: игры с нулевой и ненулевой суммой и игры с полной и неполной информацией.
Игры с полной и неполной информацией
Шахматы — игра с полной информацией, покер — игра с неполной информацией, а если приправить эту терминологию толикой иронии, тогда игра на бирже — это игра с недостаточной информацией.
В шахматах мы всегда видим все ходы оппонента, в покере мы не видим его карты, но можем за счет стратегий оптимизировать свою игру и выигрывать, а в биржевом трейдинге нам никогда не хватит знаний, чтобы постоянно выигрывать у рынка.
Игры с нулевой и ненулевой суммой
Игра с нулевой суммой — игра, в которой выигрыш одного участника обеспечивается проигрышем другого. Покер и шахматы — игры с нулевой суммой: один выиграл, если другой проиграл.
Игра на фондовом рынке — игра с нулевой суммой. Выигрываем либо мы, либо рынок. И если мы не хотим лишиться всех денег, нам нужно выигрывать чаще, чем проигрывать, а это практически невозможно.
Искусство войны и искусство венчурных инвестиций
Рынок венчурных инвестиций гораздо менее хищный и жестокий, он скорее про рост экономики и преображение мира, чем про состязание инвесторов в погоне за несметными состояниями.
Инвестиции в венчур — игра с ненулевой суммой. Профессиональные венчурные инвесторы диверсифицируют портфель — они вкладываются в 50 или даже 100 стартапов одновременно, рассчитывая поймать единорога. В выигрыше все: стартапы получают средства для развития своих продуктов, а инвесторы в размеренном ритме и без бесконечного мониторинга графиков вкладываются в перспективные проекты и зарабатывают.
В венчуре главный враг инвестора не воюет, рынок здесь — это площадка и набор инструментов, а не соперник. Сунь-цзы выбрал бы венчур, а не фондовый рынок, если бы был инвестором.
Проблемы российского венчурного рынка
У российского венчура две главных проблемы: несправедливая высокомерность инвесторов и несформированная культура питчинга.
Говоря о несправедливой высокомерности, мы говорим о том, как ведут себя многие отечественные венчурные инвесторы: они ведут себя так, будто их деньги ценнее, чем продукты стартаперов. Однако это вкорне неверно. На любом рынке, включая венчурный, денег всегда в 10 раз больше, чем нужно перспективным проектам.
Когда к вам в следующий раз придет бряцающий кошельком толстосум, помните о том, что людей с деньгами много, а вот ваш проект такой один. Однако вам нужно уметь питчить свой проект — и это корень второй проблемы рынка.
Стартаперы считают, что достаточно разработать прототип крутого продукта и деньги потекут рекой. Это неправда. Продукт нужно уметь подать — пока вы не научитесь убедительно рассказывать о том, как ваш продукт изменит мир, он такого шанса не получит.
Если было интересно, подписывайтесь на наш канал в «Телеграме» — там еще интереснее, а если вы инвестор или стартапер, приходите к нам на Первый Всероссийский стартап-чемпионат — там вы научитесь питчить проекты перед реальными инвесторами.