Найти тему
Рафаэль

Колхозы в СССР - Факты. Налоги и крестьянство. Часть пятая.

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Часть четвертая

Отдельно хотел бы затронуть одну из самых чувствительных тем - налогообложение крестьянства СССР. В этой части будет рассмотрена система налогообложения введенная при НЭП, позволившая в кратчайшие сроки восстановить сельское хозяйство после гражданской войны, и последствий политики "военного коммунизма". Будет много букв)).

Есть мнение, и не безосновательное, что именно на плечах крестьян, СССР шагнуло из аграрной и отсталой в промышленной сфере страны, в ряд с ведущими мировыми державами, заняв по объему экономики первое место в Европе, и второе в мире. На протяжении всей истории России, крестьяне неотрывно связаны со всеми достижениями, которых достигла страна.

В условиях гражданской войны, внутренняя политика проводимая Советским государством получила название, "военный коммунизм". Политика в всех смыслах жесткая по отношению к крестьянству, которая привела к уменьшению посевов и сильнейшему сокращению производства зерна. Наиболее "неприятная" часть этой политики - продовольственная развёрстка. Но мало кто знает, что продразвёрстку запустили еще при царской России, в 1916 году для нужд армии.

После Февральской революции, временное правительство продолжает эту политику и 2 марта 1917 года, принимает решение о реквизиции хлеба у крупных земельных собственников и арендаторов всех сословий, имеющих запашку не менее 50 десятин, а также у торговых предприятий и банков. А 25 марта 1917 года вводится полная монополия на хлеб, через передачу хлеба в распоряжение государства. Согласно закону: "всё количество хлеба, продовольственного и кормового урожая прошлых лет, 1916 и будущего урожая 1917, за вычетом запаса, необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступает со времени взятия хлеба на учёт в распоряжение государства по твёрдым ценам и может быть отчуждено лишь при посредстве государственных продовольственных органов".

После Октябрьской революции, советская власть в сфере продовольственной политики, оставила все как было при Временном правительстве, даже Министерство Продовольствия, сформированное еще Временным правительством, продолжило работать в полном составе. Именно намеченные этим министерством реформы, советская власть и реализовала. В 1918 году, при сборе хлеба, для минимизации противодействия вернувшегося с войны вооруженного крестьянства, в Вятской, Тульской губернии начали применять экспериментальные методы. В частности заключались договоры напрямую продовольственных органов с крестьянами, с оплатой части зерна промтоварами. Однако, по мере установления власти и контроля на остальными частями страны, продразвёрстка стала проводится и там, но уже продовольствие изымалось у крестьян за денежные знаки, которые по сути ничего не стоили, так как промышленных товаров на обмен предложить советское государство уже не могло.

11 января 1919 было объявлено введение продразвёрстки на всей территории Советской России:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 11 января 1919 года "О РАЗВЕРСТКЕ МЕЖДУ ПРОИЗВОДЯЩИМИ ГУБЕРНИЯМИ ЗЕРНОВЫХ ХЛЕБОВ И ФУРАЖА, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТЧУЖДЕНИЮ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА"

Сразу же 21 января 1919 года, выходит новый декрет, целью которого было максимально повысить эффективность сбора подоходного налога с сельского населения:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 21 января 1919 года ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ В ОТНОШЕНИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

25 Января 1919 года, Советское правительство решает для повышения производительности в сельском хозяйстве привлечь сельскохозяйственных специалистов, для чего организует их учет:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР ДЕКРЕТ от 25 января 1919 года ОБ УЧЕТЕ И МОБИЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

До 1920 года, продразвёрстка велась только на хлеб и зерно. С 1920 года продразвёрстке подлежали все сельхозпродукты. Для крестьян были установлены нормы на личные и хозяйственные нужды, хлеба и других продуктов. Все что было выше этих норм, считалось "излишками". В условиях увеличившихся потребностей армии и городского населения, во многих случаях, изъятие продовольствия осуществлялось даже сверх излишков. Это было связано с плохо организованной транспортной логистикой и хранением продовольствия, из-за которой собранный и хранившийся в общественных амбарах хлеб гнил, а скот погибал от холода. На фоне общего недовольства крестьян продразвёрсткой, такие случаи "жесткой" продразвёрстки, получали огласку и приводили к массовым волнениям. Для подавления наиболее массовых волнений, привлекались части Красной армии. Но наиболее массовый вид "сопротивления" получил обычай крестьянами просто прятать от продразвёрстки сельхозпродукты.

Продразвёрстка решила жизненно важную проблему снабжения продовольствием Красную армию и городское население в условиях гражданской войны. Однако в долгосрочной перспективе, такая политика привела к снижению посевных площадей и урожайности, что не могло обеспечить быстрое послевоенное восстановление экономики.

После запуска НЭП, происходит отмена продразвёрстки. По задумке советского правительства, следующим этапом развития становится продналог. Важной особенностью продналога было то, что он оказывал гораздо меньший негативный эффект на хозяйства (в натуральном выражении, в сравнении с продразвёрсткой), в то же время увеличивая налоговый сбор с "кулацкой" части сельского населения, и освобождая от налога беднейшую часть крестьянства. При расчете налога учитывалось количество скота в хозяйстве, собранный урожай и количество членов семьи. В течении короткого времени, крестьянские хозяйства были обложены еще дополнительными налогами, такими как:

  1. Денежный подворный налог - установлен Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 года, в виде прямого реального налога, предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом.
  2. Общегражданский налог - Установлен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1922 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.
  3. трудовой и гужевой налог - Установлен Декретом СНК РСФСР от 22.11.1921 года. Форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования принадлежащих отдельным гражданам гужевых средств по указанию органов советской власти.
  4. а так же разнообразными налогами, устанавливаемые местными властями.

Ссылка на источник: Налоги в СССР в период НЭПа

Проходивший с 7 апреля по 25 апреля 1923 года XII Съезд РКП(б) постановил упорядочить систему налогообложения в сельском хозяйстве и "решительно покончить с множественностью обложения, с тем, чтобы крестьянин мог заранее и твёрдо знать сумму причитающегося с него прямого обложения и иметь дело только с одним сборщиком этого налога". 10 мая 1923 года, вводится единый сельскохозяйственный налог, который отменяет все предыдущие. С введением НЭП, быстро восстанавливается сельское хозяйство. Восстановление денежной системы в стране, наряду с укреплением торгово-финансовых связей села и города, позволило постепенно уходить от натурального налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог исчислялся в натуральных единицах, для растениеводческих районов, в пудах ржи или пшеницы, а в скотоводческих районах, в пудах мяса и по началу взимался в натуральном виде. В дальнейшем стало возможно вносить частью деньгами по периодически устанавливаемым для отдельных губерний денежным эквивалентам. Эквиваленты для уплаты Единого сельскохозяйственного налога деньгами устанавливались соглашением НКФ и Наркомпрода и телеграфно сообщались на места. В 38 административных единицах РСФСР налог взимался в чисто денежной форме, и администрирование им было передано Наркомфину и его местным органам. В целях облегчения населению уплаты налога губернские исполнительные комитеты совета депутатов трудящихся этого района, могли взимать часть налога натурой, используя для этой цели уже имеющиеся государственные и кооперативные хлебозаготовительные организации. В остальной части РСФСР (37 административных единиц и все районы кочевого скотоводства), в Белоруссии, на Украине и в Закавказской СФСР была установлена смешанная форма взимания налога, и руководство налогом оставалось в руках Наркомпрода. Каждому налогоплательщику было предоставлено право уплачивать причитающуюся с него натуральную часть налога деньгами полностью или частично. В уплату натуральной части налога принимались пшеница и рожь без ограничения, овес, ячмень и гречиха в пределах не свыше разнарядки, устанавливаемого центром, а в отдельных районах сверх того - мясо и масличные семена в пределах, не превышающих местной текущей потребности в размере по указанию центра.

С 1 января 1924 года, сельскохозяйственный налог стал уплачиваться только в денежной форме органам НКФ. В остальном, кроме как отказа от натуральной формы взимания, Единый сельскохозяйственный налог 1923/24 г. почти не отличался от натурналога 1922/23 г.

Размер налога на каждое отдельное хозяйство определялся в зависимости от количества в хозяйстве пашни и сенокоса по установленным для этой цели коэффициентам. В районах залежно-переложного хозяйства, где учет пашни практически невозможен, и в части Союза, где нормальный севооборот был разрушен голодом 1921 года, учитывался вместо пашни посев, при чем десятина его приравнивалась двум десятинам пашни, и обложение велось по единой таблице ставок, числа едоков в хозяйстве, количества в хозяйстве взрослого крупного рогатого скота и взрослого рабочего скота, разряда по урожайности, устанавливавшегося на один год в зависимости от состояния урожая в данной местности.

В связи с отменой местных налогов было установлено отчисление на местные нужды (в распоряжение губисполкомов), размер которого в процентах к поступлению определялся для каждой губернии СНК Союза.

Положение от 30 апреля 1924 года явилось значительным шагом вперед, внеся следующие основные изменения:

  1. налог исчислялся и взимался исключительно в денежной форме.
  2. единая таблица ставок заменена 45 районными, что дало возможность приспособить характер налоговой прогрессии к особенностям отдельных районов Союза.
  3. СНК союзных республик предоставлено право вводить повышенные нормы пересчета в пашню или посев садов, виноградников и других интенсивных культур. Однако в реальности в 1924/25 годах, этим правом воспользовалась лишь Закавказская СФСР.
  4. скот из признака обложения превращен в объект и переводился в облагаемые единицы (пашню или посев) путем пересчета по установленным для этого коэффициентам (в среднем по Союзу коэффициент пересчета составлял для районов, облагаемых по пашне, 1 голова облагаемого скота равна 0,59 десятин пашни, а для районов, облагаемых по посеву, 1 голова равна 0,29 десятин посева)

Для Украины в целях облегчения налоговой тяжести для бес скотных хозяйств и максимальной нагрузки налогом хозяйств много скотных, были установлены прогрессивные коэффициенты пересчета в зависимости от числа голов скота в хозяйстве.

Положение от 7 мая 1925 года дало ряд новых изменений и улучшений системы:

  1. общая сумма налога была значительно понижена, с 478 до 280 млн. руб. к предъявлению.
  2. пересмотрены районные таблицы ставок налога.
  3. нормы пересчета в облагаемые единицы скота всех категорий понижены на 1/3, а для крупного рогатого скота, сверх того, облагаемый возраст скота, увеличен с 1.5 до 2 лет.

В связи с понижением тяжести налога оказалось возможным отказаться от разрядов по урожайности. Это привело к значительному ускорению исчисления налога.

Постановлением СНК РСФСР от 12 июня 1925 года, о порядке обложения садов и огородов, расширено фактическое применение повышенных норм пересчета для обложения садов и огородов. Обязательство опубликовывать сроки взимания налога в начале лета и воспрещение вносить в них впоследствии изменения, сокращение крайнего срока предоставления льгот и создание волостных налоговых комиссий внесло значительное упорядочение во все дело взимания налога и сделало его более удобным для налогоплательщика.

Положение от 23 апреля 1926 г. сделало значительный шаг по пути усиления в едином сельхозналоге элементов подоходности и внесло в систему ряд существенных изменений:

  1. К обложению впервые привлечены неземледельческие заработки населения, имеющего сельское хозяйство. Порядок учета неземледельческих заработков окончательно определен постановлениями ЦИК и СНК СССР от 29 июня и 3 августа 1926 года и инструкциями к ним НКФ СССР.
  2. Значительно расширено обложение огородов, садов, виноградников, табаководства, пчеловодства, и почти повсеместно привлечены к обложению овцы, облагавшиеся ранее лишь в районах наибольшего распространения, и свиньи, совершенно не облагавшиеся.
  3. В соответствии с учетом всех источников дохода и обложением их по совокупности исчисление дохода ведется в денежной форме, для чего установлены твердые (для данной территории) нормы доходности основных, привлекавшихся и в прежние годы источников дохода - земли и крупного скота.
  4. В связи с переходом к исчислению дохода в денежной форме отпала необходимость в районных таблицах ставок. Для Украинской ССР дана в виде опыта особая таблица, построенная по комбинированному принципу с прогрессией не только на едока, но и. на хозяйство. Для всего же остального Союза установлена единая таблица ставок с прогрессией по доходу на едока, но закон от 29 июня предоставил СНК союзных республик право вносить в эту таблицу изменения для отдельных губерний. Воспользовавшись этим, СНК РСФСР провел такие изменения для Ив.-Вознесенской, Московской, Псковской, Саратовской, Смоленской, Череповецкой, Ульяновской и Ярославской губ., Сибирского края, Татарской АССР, Вотской и авт. области Коми. В целях усиления классового характера налога прогрессия сделана значительно более крупной, чем в предыдущем году.
  5. В связи с усилением элемента подоходности исчисление дохода от полеводства путем учета пашни постепенно заменяется учетом посева.
  6. Общая сумма налога определена в 300 млн. к реальному получению (вместо 234 млн. руб., поступивших в 1925/26 годах), из них 2/3 отчисляется на местные нужды, при чем не менее 40 % остается в волости, а остальная часть идет частью на усиление наиболее слабых волостных бюджетов, частью — в другие местные бюджеты.
  7. В связи с переходом к исчислению в денежной форме облагаемого дохода от всей совокупности источников, взамен системы специальных льгот бедноте, установлен необлагаемый минимум в размере 25 руб. на едока по РСФСР, БССР и Закавказской СФСР, 30 руб. по УССР и 60 руб. — на хозяйство по Узбекской и Туркменской ССР и Киргизской АССР.

В целях наилучшего приспособления к местным особенностям губисполкомам предоставлены чрезвычайно широкие права в деле администрирования налога внутри губернии. Уездные налоговые комиссии образуются при уездных исполнительных комитетах, для разрешения жалоб на постановления волостных налоговых комиссий и рассмотрения ходатайств и жалоб целых селений и государственных и общественных организаций губернского и уездного значения. Были учреждены Сельские учетные комиссии под председательством предсельсовета в составе председателя сельской организации крестьянской взаимопомощи и выборного от сельсовета, в помощь волостным комиссиям для предварительного рассмотрения вопросов. Однако самостоятельной силы их решения не имели.

Составление поселенных списков, исчисление налога, раздача окладных листов и собирание налога возложены на волисполкомы.

Ответственность плательщиков за нарушение Положения определяется "Положением о взимании налогов" от 2 октября 1925 года.

Были предусмотрены разнообразные льготы по единому сельскохозяйственному налогу, по категориям:

1. Отдельные хозяйства, пострадавшие от стихийных бедствий (гибель посевов, скота, пожар и т. п.), освобождаются полностью или частично.

2. Льготы красноармейцам, учащимся в совпартшколах и высших учебных заведениях.

3. Освобождение от налога для переселенцев и лиц, расселяющихся в порядке землеустройства при условии переноса на новое место усадьбы.

4.Льготы коллективам через скидку в размере 25 %, а кооперативным товариществам, образованным для общественной обработки земли, 10 %.

5. Льготы гражданам различных категорий: инвалидам, милиционерам и т. п.

Спасибо за внимание

СССР
2461 интересуется