Нам часто кажется, что маркетологи занимаются лишь продвижением автомобилей на рынке и никоим образом не влияют на их постройку. Отчасти это верно, но далеко не всегда, ведь успех модели могут определить именно те люди, которые в курсе, что требуется рынку сейчас — от потенциального бюджета покупателя на этот самый автомобиль, до размеров салона и багажного отделения. Порой от того, как производитель позиционирует свою модель, зависит ее успех. Шведская компания Volvo всю свою историю пыталась найти себя и занять четкое положение на рынке. Из-за массы экономических и рыночных потрясений у этого бренда собрался насыщенный архив рекламных кампаний. Заглянем же в него!
Однако, сперва должен отметить: я, автор статьи, не являюсь человеком, работающим в данный момент или работавшим когда-либо в рекламе. Я могу ошибиться в некоторой терминологии в силу скупости своих знаний и не компетентности в этой стези, поэтому если что-то будет не правильно сформулировано, а вы в этом разбираетесь больше моего — просто помяните мои слова. Ну а теперь — погнали!
Сегодня, как и ранее, за разработку автомобилей, мебели или микросхем отвечают одни люди, а за их позиционирование на рынке — абсолютно другие. Но от чего зависит успех продукта, как не от того, как мы воспринимаем тот или иной бренд? Не нужно попадать в аварию на Volvo, чтобы помнить о высоком уровне безопасности моделей этой марки. Эта и другие догматы вышиты золотыми нитями в наших головах рекламными кампаниями, которые в автомобильном мире имеют особенно большой вес.
Вспоминая старые Volvo, большинство автомобилистов "пролистывают" в голове образы тех квадратных, но безумно привлекательных седанов и универсалов, которые, кстати, в числе первых иномарок начали поступать в постсоветские страны, как только рухнул "железный занавес". Увлекающиеся автомобильной историей люди могут вспомнить более ранние Volvo 122 или 1800, которые отличались более округлыми формами от более именитых моделей.
Так или иначе с ранних лет нам известно одно — Volvo делает самые безопасные машины в мире. Это, пожалуй, единственная характеристика, которая не меняется в рекламных буклетах производителя уже несколько десятилетий. А вот во всем остальном компания постоянно бросается из крайности в крайность. То она выпускает спорткары на каждый день или автомобили для «тех, кто наслаждается жизнью и никуда не спешит», то пытается завоевать сердца молодежи, то делает ставку на путешествия и активный образ жизни. Пожалуй, у Volvo самая разношерстная и спорная маркетинговая история среди всех автопроизводителей. Пытаясь найти свой фирменный стиль, шведская компания неоднократно оказывалась в глубоком кризисе.
Пока Ferrari не делает универсалы
Яркие красочные брошюры Volvo появились в 1980-х, когда в мире начался настоящий бум на креативную рекламу. Особенно ожесточенными маркетинговые войны были в США, где на поле боя начали появляться новые перспективные игроки со стороны восходящего солнца — Acura, Lexus и Infiniti. Компания Volvo только в Северной Америке каждый год тратила около 40—50 миллионов долларов на рекламу. Продвижением шведского производителя тогда занималось известное агентство Scali McCabe Sloves - компания, вошедшая в 100 лучших компаний ХХ века по версии агентства Advertising Age.
Во время появления в свет модели Volvo 740 с турбомотором производитель выустил огромное количество рекламных брошюр, где 740-й универсал стоит рядом с «породистыми» спорткарами: Lamborghini, Ferrari, Porsche, Lotus. Картинка всегда сопровождалась фразой с характерным для автомобильных реклам юмором. Основная идея — Volvo делает вместительные машины с изюминкой спорткара (это касалось всего модельного ряда). Шведские модели начали восприниматься публикой как очень быстрые и практичные. Лозунг Volvo в то время был таким: «Автомобиль, в который вы можете поверить» (A Car You Can Believe In).
Реклама набрала обороты и дала результат. Телевизоры пестрили рекламой, диктор на радио трубил о преимуществах новых "вагонов", а на дорогах появились билборды с рекламой Volvo. В США и Европе продажи росли, и автомобили данного бренда считались «машинами, которые нужно покупать». Целевая аудитория была очень разносторонней: ответственные отцы, врачи, профессора, спортсмены… Маркетологи Scali McCabe Sloves сумели внушить людям, что если они собираются выбирать новый недешевый автомобиль, то обязательно нужно рассмотреть в том числе Volvo. Рекламные бюджеты были колоссальными — только на радио шведы «сливали» по полмиллиона долларов в месяц. Все шло неплохо до 1990 года, когда у компании случился первый серьезный «рекламный кризис».
Усиленные стойки ослабили доверие к Volvo
В конце 1989 года один из сотрудников Scali McCabe Sloves отдыхал с семьей на шоу Мonster Тruck в Техасе. Огромные бигфуты колесили по сцене, эффектно раздавливая легковые автомобили на радость уничтожающим тонны попкорна зрителям. Представитель агентства обратил внимание, что во время одного из выступлений в ряду разбитых легковушек оказалась Volvo 240. И так получилось, что машина была помята меньше, чем остальные. Сейчас уже невозможно сказать, почему так вышло. Либо Volvo действительно была крепче ржавых «стариков» по соседству, либо монстр-трак просто удачно перепрыгнул шведскую модель. А может, парень вообще выдумал эту историю. Впрочем, это не важно. Важно то, что у сотрудника Scali McCabe Sloves родилась идея о новой рекламной кампании:
Тема безопасности едва уловимым лейтмотивом пронизывала все рекламные буклеты Volvo, но ставку на это шведы не делали, пытаясь позиционировать свои машины как «практичные спорткары». Однако в 1990-м о безопасности шведских автомобилей впервые прокричали на весь мир. В январе прошло совещание, где присутствовало руководство автопроизводителя и весь «мозговой отдел» Scali McCabe Sloves. Тогда было принято решение поучаствовать в Мonster Тruck и показать, что раздавить универсал Volvo — не такая уж простая задача. Планировалось выпустить рекламный ролик для ТВ и несколько вариантов бумажных брошюр с наглядной демонстрацией прочности стоек машины.
Съемки проходили 12 июня 1990 года в Техасе за час до настоящего монстр-шоу. Подготовка трюка затягивалась, и в зале кроме заказанной агентством массовки начали появляться реальные зрители, которые пришли посмотреть на выступления огромных внедорожников. История умалчивает, проходили ли предварительные «заезды» и проверялась ли прочность стоек Volvo 240. Скорее всего, да. Ходят слухи, что во время тестов шведский универсал сплющивался практически так же, как и остальные (более старые и ржавые!) автомобили. Возможно, именно поэтому представители агентства решили ослабить стойки остальных машин и вварили дополнительный каркас в Volvo. И все это на глазах зрителей. Реклама получилась, конечно, эффектной, но обман скрыть не удалось.
Информация о том, что Volvo вводит в заблуждение своей рекламой, попала в распоряжение Федеральной торговой комиссии США (FTC), которая оштрафовала производителя. Представители комиссии так прокомментировали ситуацию:
«Мы уже сыты по горло рекламными махинациями от различных компаний. Рекламодателям и агентствам пора задуматься о том, как продвигать свои товары не обманывая покупателей».
Штраф, который получила Volvo, был относительно небольшим — 150 тысяч долларов, но это был первый случай в истории FTC, когда штрафом был наказан не только рекламодатель (Volvo), но и агентство (Scali McCabe Sloves). Кроме того, производитель выплатил компенсацию за то, что не разместил в ролике и буклете фразу «Не повторять. Опасно!». В США уже был случай, когда парень решил повторить рекламный ролик Honda и погиб. После этого комиссия строго следит за соблюдением формальности в виде предупреждения зрителей об опасности.
Все новостные каналы и мировые газеты распространили сообщение о том, что Volvo преувеличивает безопасность своих машин в рекламных сюжетах. Продажи шведских автомобилей в США начали стремительно падать. Некоторые покупатели даже пытались вернуть купленные машины дилерам (безуспешно). «Автомобиль, в который вы можете поверить» трещал по швам. В 1991 году Volvo прекратила сотрудничество со Scali McCabe Sloves и начала искать нового партнера для продвижения своих моделей.
Revolvolution
Новым рекламным агентством Volvo стала молодая британская компания с трудно запоминающимся названием Messner Vetere Berger Carey Schmetterer (далее по тексту MVBCS - для вашей же простоты). Руководил проектом перспективный агент Майкл Ли. Он долгое время провел в Швеции, изучая местную культуру и особенности автомобильного рынка. Там Майкл узнал, что шведы, прощаясь, постоянно говорят друг другу «езжай аккуратно». Это стало идеей для нового лозунга компании — Drive Safely. Рекламные бюджеты Volvo выросли до 250 миллионов долларов в год.
Так уж случилось, что шведские модели в то время были слишком «правильными», если не сказать скучными. Майкл Ли как-то заявил: «Сейчас Volvo — это автомобиль, который нужно купить. Но нам нужно сделать так, чтобы Volvo был автомобилем, который хочется купить». Действительно, модельная линейка компании состояла в основном из семейных седанов и универсалов. Последний серийный кабриолет Volvo сошел с конвейера почти полвека назад. Пора было менять ситуацию. Первой «револьволюционной» моделью стало семейство Volvo C70. Позже слово Revolvolution появилось на буклетах всех моделей Volvo.
По иронии судьбы в это время все автопроизводители начали говорить о безопасности, делая на этом акцент в своих рекламных кампаниях. Появились новые электронные системы, массово начали внедрять подушки безопасности, а Volvo, которая была лидером в этом направлении, лишь скромно хвасталась своими достижениями. В рекламных роликах шведы чаще показывали не системы безопасности, а счастливых людей, которые живут красивой жизнью и ездят на Volvo. Параллельно бренд продвигался среди молодежи. Ближе к 2000-м про Мonster Тruck начали забывать, и MVBCS запустила рекламную кампанию «Volvo спасла мою жизнь» (A Volvo Saved My Life). В кадрах появились люди, выжившие в авариях, и шведы теперь не стеснялись говорить о безопасности своих машин. Но вскоре случился кризис, и с Volvo произошло ужасное — ее купил концерн Ford.
Может ли Volvo конкурировать с BMW и Mercedes?
В 1999 году глава Ford Motor Жак Нассер принял решение заплатить 6 миллиардов долларов за Volvo. В те годы американские концерны чувствовали себя относительно неплохо и могли позволить себе искать новые ниши. Концерн Ford, в частности, создал крупное подразделение Premier Automotive Group (PAG), которое объединяло премиальные бренды Jaguar, Land Rover, Aston Martin и Lincoln. В 2000 году к ним присоединилась Volvo, навсегда изменив свое положение на рынке.
Под крылом PAG шведы выпустили целую линейку новых автомобилей: XC90, XC60, C30, S40, XC70. Команда Майкла Ли была отстранена от работы, и продвижением Volvo занялись фордовские маркетологи. Они решили, что шведские модели могут конкурировать с BMW, Audi и Mercedes только потому, что так хотелось руководству Ford. И это была серьезная ошибка. Исследования показали, что те люди, которые покупают немецкие машины премиум-класса, даже не думают о Volvo. Целевая аудитория у шведских автомобилей была иной: новые Volvo покупали либо те, кто ездил на старых Volvo, либо те, кто пересаживался c Acura, Infiniti или Lincoln, чтобы попробовать первую в жизни европейскую машину. Но американское руководство концерна Ford продолжало позиционировать Volvo как премиум-автомобиль, на который следует пересесть с «немца».
Упорное игнорирование разницы целевых аудиторий и неверное понимание конкурентов продолжалось до 2009 года, параллельно с падением продаж. Чтобы распродать склады, на модели Volvo давали огромные скидки. Судьба бренда могла повторить историю Saab, если бы не китайский концерн Geely. В 2008-м Ford вместе с Chrysler и GM балансировал на грани банкротства и избавлялся от неликвидных брендов: Jaguar и Land Rover ушли к Tata, Aston Martin продали нескольким независимым фондам, компанию Volvo приобрел автогигант из КНР.
Никаких ошибок прошлого
Последние годы Volvo сменила направленность и исправляет ошибки, допущенные концерном Ford. В первую очередь шведы активно расширяют модельную линейку и готовы представить несколько молодежных автомобилей для нового поколения клиентов. Вместо того чтобы вести бессмысленную войну с «немецкой тройкой», Volvo сконцентрировалась на технологиях будущего: производитель работает над автопилотом, проектирует несколько новых гибридов и электромобилей, улучшает качество сборки.
Сегодняшние рекламные кампании Volvo похожи на те, что делались под руководством Майкла Ли: в промороликах фигурируют успешные люди, которые не хотят никому ничего доказывать и наслаждаются своей насыщенной жизнью. Тема безопасности по-прежнему присутствует, но большого акцента на ней не делают. «Подкалывать» и высмеивать других производителей шведы больше не хотят, как и вводить своих покупателей в заблуждение. Ошибки прошлого помогают компании смотреть в будущее.
И главное помните: Без вас не будет и нас! Поэтому не забываем лайкать, репостить, рассказывать друзьям и приглашать владельцев и поклонников марки!
Поддерживайте нас в Telegram, Vkontakte, Instagram, Facebook, и на Drive2! Продукция Swedish Metal!