Думаю, нет нужды спорить о том, что многих россиян не устраивает качество медицинской помощи. По данным разных соцопросов, все больше пациентов недовольны амбулаторным лечением и хотели бы сменить лечащего врача. И, надо сказать, система ОМС дает пациенту такое право. Как же это сделать?
Конечно, самый простой - вариант найти врача по знакомству или оплатить медуслуги в какой-нибудь частной клинике. Но это могут позволить себе не все, для кого-то лучше сменить врача в своем медучреждении.
Для этого в первую очередь необходимо выбрать себе другого специалиста, которому вы доверяете.
Далее следует грамотно составить заявление, указав в нем причину замены врача. Можно, в частности, перечислить разные случаи, из-за которых вы хотели бы отказаться от услуг старого доктора.
Заявление нужно отнести главврачу медицинской организации. Можно даже попросить, чтобы заявление было зарегистрировано надлежащим образом.
Согласно приказу Минздрава России, процедура замены осуществляется в течение трех рабочих дней. За это время руководитель медорганизации обязан проинформировать заявителя о доступных врачах и сроках оказания ими медицинской помощи. То есть, следует понимать, что вам необязательно достанется тот специалист, у которого вы хотели бы лечиться. Причиной отказа может быть, к примеру, элементарный перегруз в работе этого человека.
Важно помнить, что менять врача можно не чаще чем один раз в год. Это не касается тех случаев, когда пациент переезжает на новое место жительства. «Право на выбор врача привязано к поликлинике. Поэтому прикрепление к новой поликлиники снова дает гражданину право на смену лечащего врача», - поясняет эксперт Всероссийского союза страховщиков Сергей Шкитин.
Не лишним будет напомнить и об обратном процессе: так же как пациент может отказаться от лечащего врача, так и врач может отказать от пациента. Это тоже закреплено законодательно. Правда, врач должен будет согласовать этот вопрос со своим непосредственным руководителем. Последний может не согласовать такой отказ в случаях, когда начинает ущемляться право гражданина на медпомощь (допустим, если в поликлинике нет никаких иных альтернативных врачей-специалистов).
Разумеется, не исключены случаи, когда в добровольном порядке замены врача не происходит. Или же медорганизации сильно затягивает с ответом. Тогда следует обратиться в свою страховую медицинскую организацию.
«Практика работы с обращениями пациентов показывает: реже всего нарушаются права тех людей, которые обращаются к страховым представителям, - поясняет Сергей Шкитин. - Около 98% жалоб на доступность и качество медпомощи удается урегулировать в пользу застрахованного гражданина, в том числе и организовать консультацию узкого специалиста в поликлинике по месту прикрепления».
Ранее ИА «Время Н» подробно рассказывало о правах граждан в системе ОМС, о которых важно знать.