Пюс – сложный оттенок коричневого с явным красноватым отблеском, из-за чего и принято относить его к одному из редких образцов розового. Считается, что родом он из предреволюционной Франции. Кстати, это время богато на создание новых оттенков из-за стремительного развития моды. Костюм, часто вычурный, как никогда вещь статусная. Сложные цвета получать всё ещё очень трудно и дорого, к тому же во времена правления Людовика XVI всё ещё действует закон, согласно которому, придворные обязаны одеваться с выдумкой. Его же принял Король Солнце, пару поколений назад. Теперь же на троне Мария-Антуанетта, истинная ценительница необычных нарядов и тканей самых неожиданных цветов.
Девушка стала королевой в 1774 году. Ей тяжело досталось право стать правительницей Франции. Согласно традиции, пересекая границу, невеста должна было оставить всё старое за её чертой, начиная от нижнего белья, заканчивая домашними любимцами. Кстати, последнее она переживала особенно остро. Представьте: у девочки-подростка, попавшей в совершенно новое, совершенно недружелюбное окружение, забирают всё, даже маленького мопса. Не удивительно, что королева до конца жизни «бредила» этой породой собак…
Экскурс в историю, пожалуй, затянулся. Вернёмся к нашим блохам, вернее, к оттенку розового «Пюс».
Легенда гласит, что появился он в 1775 году. Неурожай привёл к повышение цен на муку, по стране прокатилась волна бунтов, а королеву-иностранку начали ненавидеть за любовь к роскошным шляпкам. «Юношеский бунт» молодой королевы и впрямь вылился в расточительство. Впрочем, особенно если сравнивать с тратами её предшественниц, отсутствие дорогих нарядов в гардеробе Марии-Антуанетты не спасло бы страну от голода. По большому счёту, девушка стала «козлом отпущения» просто потому, что нужно было кого-то винить в свалившихся на страну бедах.
Не удивительно, что Людовик XVI совершенно был не рад тому, что жена его не стремится вести себя скромнее, чтобы не разжигать недовольство ещё больше. Демонстрировать новые наряды стало не просто неуместным, но и опасным, как бы странно это не звучала.
Однажды, он вошёл в покои жены и застал Марию-Антуанетту за примеркой нового платья. Пышная шелковая тафта была необычного, даже странного цвета: смесь коричневого, розового и грязно-серого. Можно было подобрать какое-то более лестное сравнение, но пребывавший в плохом настроении монарх назвал увиденное couleur de puce – цветом блохи.
Мария-Антуанетта
Полной неожиданностью стало то, что неприглядное название прижилось. В тот период леди французского двора носили «блошиное брюшко», «молодую блоху», «блошиную спинку»… Целая коллекция «блошиных» названий была рождена тогда…
Пюс – забавное имя для оттенка, однако, был в судьбе этого цвета и чёрный день. Дело в том, что через семнадцать лет после его создания пала Французская монархия. Мария-Антуанетта была вынуждена провести год в заточении. Она была королевой, тем ни менее. Её прекрасный гардероб ограничили, был создан специальный список дозволенного ей. В том числе, определены три типа ткани, которые сочли уместными для осуждённой женщины. Это были коричневый туаль-де-жуи, материя мрачного оттенка «парижская грязь» и тафта цвета раздавленной блохи.