42,3K подписчиков

Что такое блокировка дифференциала ("самоблок") и зачем она нужна

35K прочитали

Всем привет, и сегодня немного по технике. Уверен, все вы слышали про самоблокирующийся дифференциал, в простонародье - самоблок. Что это такое и зачем нужно я и хочу рассказать простыми словами в сегодняшней заметке. Для упрощения материала разделю повествование на три кратеньких абзаца. Поехали.

Классический свободный дифференциал.
Классический свободный дифференциал.

Во-первых, что такое, собственно, дифференциал. В двух словах это устройство для передачи крутящего момента на колеса с разными угловыми скоростями. Нужно это из-за того, что при прохождении поворота внутренние и внешние колеса автомобиля проходят разное расстояние. Такой дифференциал называется свободным. Кто не очень понял (или не понял совсем), настоятельно рекомендую пройти по ссылке в конце статьи и ознакомиться с вопросом - в том материале я все разложил максимально просто и с понятными примерами.

Во-вторых, зачем этот дифференциал блокировать. И здесь имеем две ситуации.

  1. Повышение проходимости на бездорожье. Если заблокирован межосевой дифференциал, то с одинаковой скоростью крутятся карданный вал передней оси (моста) и задней. Т.е., если проскальзывают задние колеса, то вся тяга уйдёт на передние, и наоборот. А если ещё заблокирован межколёсный дифференциал, то даже если буксует левое колесо, машину будет пытаться толкать правое.
  2. Но помимо внедорожной культуры блокировка дифференциала используется... в кольцевых гонках. Там чаще используется не полная постоянная блокировка, а дифференциал повышенного трения. Он же "самоблок" (потому что самоблокирующийся). Суть в том, что при прохождении скоростного поворота внутреннее к повороту колесо разгружается. Вплоть до отрыва от асфальта - уверен, все это видели в трансляциях гонок. Так вот, чтобы не терять скорость в таких ситуациях и нужен самоблок. Как только разгруженное колесо отрывается от полотна и начинает раскручиваться в воздухе вхолостую, крутящий момент на ведущей оси начинает резко падать (смотрим ссылку в конце). Но спасает самоблок: дифференциал тут же частично блокируется, и на втором колесе, имеющем связь с асфальтом, возникает крутящий момент. Не такой, как при сцеплении обоих колес с дорогой, но всё же.
Самоблокирующийся дифференциал.
Самоблокирующийся дифференциал.

Надеюсь, сегодняшний краткий обзор внёс хоть какую-то ясность в вопрос о типах дифференциалов и когда какой используется. Ссылка на статью по устройству простейшего дифференциала - советую почитать, чтобы было понятнее, почему и когда пропадает крутящий момент.