Найти тему
История и истории

Бросок на Галлиполи. Как турки вцепились в Европу мертвой хваткой

Полуостров Галлиполи змеиным языком как будто разрывает Европу и Азию. Слева - Эгейское море, справа - узкий коридор пролива Дарданеллы, за которым - азиатский берег. В древности полуостров носил имя Херсонес Фракийский, как и главный расположенный здесь греческий город - колония, основанная Афинами в VI веке до нашей эры. Где-то здесь персидский царь Ксеркс заставил высечь море, которое помешало его огромному войску переправиться на Балканы. Здесь же собирались, чтобы отправиться на восток, македонские фаланги и римские легионы.

Спустя столетия, отсюда, с полуострова Галлиполи, древнего Каллиполя, началось победоносное шествие турок по Европе.

Полуостров Галлиполи.
Полуостров Галлиполи.

Раскол в империи

В середине XIV века Византия была далеко не та, что раньше. Власть Палеологов, отобравших в 1261 году у крестоносцев Константинополь, сильно пошатнулась. Экономически Константинополь был зависим от Генуи и Венеции, политически же все было еще хуже. С запада наступал, отхватывая у империи все новые куски Стефан Душан - сербский "краль", предпочитавший, чтобы его называли "басилевсом сербов и ромеев". На севере время от времени злобствовали болгары. Еще печальнее обстояли дела в Малой Азии - к 1340-м годам у Византии там почти не осталось владений. В 1326 году после десятилетней осады турки-османы захватили Прусу, сделав этот город своей столицей. Через пять лет пала Никея - город, с которого началось возрождение империи после Четвертого крестового похода (попытка византийского императора в 1329 году снять блокаду Никеи закончилась крахом). В 1337 году сдалась Никомедия. Турки вплотную подступили к Мраморному морю, до Константинополя оставалось совсем чуть-чуть.

А дальше последовали еще более трагические для Византии события.

После смерти Андроника III в 1341 году императором был провозглашен его девятилетний сын Иоанн V, регентом же стал его куда более взрослый тезка из влиятельного семейства Кантакузинов. Выбор регента был неслучаен. При Андронике, любившем вместо государственных дел "поохотиться с соколами и собаками", Иоанн Кантакузин занимал пост великого доместика, формально был вторым лицом в империи, а фактически управлял государством. Однако новый регент понравился не всем, против Кантакузина восстала и вся константинопольская верхушка во главе с матерью маленького Иоанна Анной Савойской и влиятельным царедворцем Алексеем Апокавком (кстати, полностью обязанным своим возвышением Кантакузину), и широкие народные массы. Императорская пропаганда сделала свое дело - Кантакузина, который в это время был с войском в Македонии, пытаясь осадить очередные притязания Стефана Душана, обвинили во всех смертных грехах.

"Великого доместика, увлеченного высокими патриотическими планами, объявили врагом отечества, приказав разрушить его дом и разграбить его имущество, а тех из его сторонников, кто не успел своевременно бежать из Константинополя, бросили в тюрьму", - пишет историк-византинист Георгий Острогорский.

Кантукузин с войском двинулся в родной город Дидимотику (Дидимотих) во Фракии, где друзья и прихлебатели надели на него красные сапожки, то есть провозгласили императором. Византия раскололась на два лагеря, началась очередная гражданская война. Это была вторая по счету кровавая смута за неполные пятьдесят лет. Можно было представить, что ничем хорошим для империи она не закончится.

Византийский шлем XIV-XV веков типа "айзенхут".
Византийский шлем XIV-XV веков типа "айзенхут".

Орхан спешит на помощь

Партию Палеологов поддержали болгары, Кантакузин сделал ставку на сербов. Однако Стефан Душан быстро понял, что усиление регента ему совсем ни к чему и переметнулся на другую сторону, а, точнее, стал действовать так, как было нужно исключительно Стефану Душану. Как говорится, ничего личного. Обнищавший за предыдущие десятилетия простой ромейский люд, раздавленный тяжестью налогов, также не питал теплых чувств к Кантакузину - главному представителю "партии" служилой аристократии. В городах начали избивать и казнить его сторонников, да и вообще всех попадавших под горячую руку представителей знати и просто зажиточных граждан. Хуже всего богатеям пришлось в многолюдной и свободолюбивой Фессалонике - втором городе империи, где началось восстание зилотов. Регент, несмотря на несколько небольших побед в первый год войны, оказался зажат в угол, войско начало его покидать и в какой-то момент у него осталось всего 500 воинов. Все шло к тому, что Иоанн Кантакузин потерпит поражение, но... На помощь узурпатору пришли турки.

Иоанн уже несколько лет дружил с Умуром, эмиром Айдына - сельджукского бейлика на западе Малой Азии. Еще в начале войны Умур выделил Кантакузину небольшой контингент, а в 1345 году, когда дела у узурпатора были совсем плохи, во Фракии высадилось 5-тысячное турецкое войско. Оно разгромило отряды, мобилизованные Палеологами, после чего принялось грабить самую главную и важную на тот момент византийскую провинцию. В войне, казалось бы, наступил перелом, но скоро Умур был вынужден отозвать войска на родину - Смирне, его столице, угрожали крестоносцы. Инициатива снова перешла к императрице и его сыну Иоанну V. Тогда Иоанн Кантакузин решает протянуть руку тому, кто впоследствии откусит ее по локоть, а может, и больше. Иоанн заключает союз с Орханом Гази, сыном Османа I, эмиром самого могущественного турецкого бейлика в Малой Азии. А чтобы скрепить соглашение отдает замуж за эмира свою дочь Феодору.

"Все переменилось до крайности: некогда величайшие правители христианского мира не считались достойными вступить в брак с византийской принцессой, теперь же византийская принцесса оказалась в гареме турецкого султана!" - замечает Георгий Острогорский.

Помощь Орхана имела решающее значение - Иоанн Кантакузин войну выиграл и 3 февраля 1347 года с триумфом вернулся в Константинополь. "Добрых" византийских репрессий не последовало - ни императрицу Анну, ни его сына не ослепили и даже не сослали в монастырь. Кантакузин просто назначил себя "старшим" императором и постановил сам себе править десять лет. А за "младшего" императора - Иоанна V - выдал замуж свою дочь Елену.

Иоанн VI Кантакузин на троне. Миниатюра.
Иоанн VI Кантакузин на троне. Миниатюра.

Страна подобна пустыне

Мир наступил, правда, это был очень своеобразный мир. В том же 1347 году с генуэзскими кораблями из крымской Каффы вначале в Галату, а затем и в сам Константинополь приходит чума. Черная смерть безжалостно косит тех, кого пощадила война.

"Болезнь распространялась среди мужчин и женщин, богатых и бедных, молодых и старых - короче говоря, не щадила людей никакого возраста и никакого состояния, - пишет византийский историк Никифор Григора. - Множество домов разом опустошалось в один день или иногда в течение двух дней от всех жителей, и никто никому не мог помочь - ни соседям, ни кому-либо из членов семьи или кровных родственников".

По свидетельству одного западного хрониста, в Константинополе умерло восемь девятых всего населения. Это, конечно, большое преувеличение, но очевидно, что смертность была очень высокой. Скончался тринадцатилетний сын Иоанна Андроник Кантакузин... Эпидемия еще больше усугубила экономический кризис. Фракия была разорена, Македония, Фессалия, Эпир, еще недавно входившие в состав Византии, теперь были в руках Стефана Душана, который очень удачно воспользовался гражданской смутой в империи.

Словом, положение было аховым.

"Страна, испытавшая на себе ужасы социальной борьбы, а затем страшные опустошения, причиненные турецким шайками, была подобна пустыне. Византийская торговля лежала в руинах: в то время как генуэзские таможни в Галате каждый год собирали 200 000 иперпиров, ежегодные доходы от пошлин Константинополя опустились примерно до 30 000", - пишет Георгий Острогорский.

Иоанн Кантакузин пытался было поправить дела "маленькой победоносной войной" против набивших оскомину, вконец обнаглевших генуэзцев и даже заручился поддержкой их вечных врагов и соперников из Венеции и Арагона. Но проиграл. Поражением воспользовались Палеологи, и в 1352 году Византия стала тонуть в очередной гражданской войне.

Началось с того, что Иоанн V Палеолог и старший сын нового императора Матфей Кантакузин не смогли поделить Фракию. Император, конечно же, пришел на помощь сыну, но не один, а снова вместе с войсками османов, которыми руководил сын Орхана Сулейман.

Византийская империя в последние века своего существования.
Византийская империя в последние века своего существования.

Вскоре во Фракии в очередной раз появилось крупное турецкое войско. Снова начался страшный грабеж провинции, где к тому времени и грабить-то было нечего, к османам присоединились турки, которые осели здесь еще со времен предыдущей гражданской войны, в том числе и те, которые пришли в Европу еще с Умаром. В октябре 1352 года возле Дидимотики Сулейман-паша наголову разгромил сербское войско, пришедшее на помощь молодому Палеологу, одержав первую для турок-османов крупную победу на европейской земле. В благодарность за неоценимую помощь Иоанн Кантакузин пожаловал Сулейману крепость Цимпа на полуострове Галлиполи. И это стало большой ошибкой, потому что прочно заняв укрепленное место в Европе, турки его уже не покинули. Цимпа была самым первым, маленьким, шагом, вторым, более серьезным, - весь полуостров Галлиполи. Сделать этот второй шаг туркам помогла природа.

В марте 1354 года южную Фракию сотрясло мощнейшее землетрясение. Сотни зданий и сооружений были разрушены, в том числе обвалились стены в городе Каллиполе (Галлиполи). Сулейман решил, что грех не воспользоваться таким подарком. Турки - то ли из Цимпы, то ли, как сообщает историк Федор Успенский, переправившись в кожаных челнах с азиатского берега, - стремительно захватили город, заставив греческое население спасаться бегством. Каллиполь был занят практически без боя, после чего Сулейман приказал укреплять стены и башни.

"Въ лъто 6854 перевезлися Измаилятяне на сю сторону в Греческую землю. Въ лъто 6865 взяли у Греков Калиполь", - читаем об этом судьбоносном событии в русской летописи.

Всем своим видом турки показывали, что время грабежей прошло, что они здесь всерьез и надолго.

"Османы много уже раз бывали в этих местах, видевших каталанов и сельджуков, новым было то, что Сулейман решил устроиться на полуострове навсегда, переселил толпы турецких семейств и укрепил захваченные города, - отмечает Федор Успенский. - В ужасе Кантакузин хлопотал перед султаном Орханом, предлагал сначала 10 000, потом 40 000 золотых выкупа за захваченную страну, но Орхан уклонился от личного свидания".

По другим сведениям, в ответ на мольбы Кантакузина вернуть Галлиполи турецкий эмир ответил просто:

- Как же я могу тебе отдать то, что даровано мне Аллахом?

Пока турки укрепляли свой новый форпост, свою первую серьезную крепость в Европе, в Константинополе царили панические настроения. Жителям казалось, что дни империи сочтены.

"Какие речи преобладали тогда в городе? Не погибли ли мы? Не находимся ли мы все в стенах города как бы в сети варваров? Не казался ли счастливцем тот, кто перед опасностями тогда покинул город?" - пишет очевидец тех событий Димитрий Кидонис.
Штурм турками Константинополя в 1453 году.
Штурм турками Константинополя в 1453 году.

Виноват ли Кантакузин?

Однако Константинополю было уготовано еще 100 лет жизни - город падет только в 1453 году. Правда, счастливым этот век не назовешь при всем желании. В течение 10 лет после захвата Гиллиполи османы подчинили себе всю Фракию. После этого разгромили болгар и уничтожили Сербское царство, которое с таким энтузиазмом и рвением создавал Стефан Душан. В последние десятилетия своего существования некогда великая Восточная Римская империя представляла собой, по определению геополитиков, "государство-обрубок". Ромеям принадлежал только сам Константинополь, Морейский деспотат на Пелопоннесе и кое-какие острова в Эгейском море.

Иоанна Кантакузина считают главным виновником того, что турки так быстро и прочно обосновались в Европе. На протяжении всей своей политической карьеры он поддерживал тесные контакты с сельджуками и османами, регулярно приглашая их в Европу. Вот как, например, отзывается об Иоанне его современник Никифор Григора:

"Когда лето прошлого года уже заканчивалось, император Кантакузин поднял войска и выехал, чтобы сражаться на стороне своего сына Матфея, против зятя, Палеолога. Число ведомых им за собой ромейских солдат не достигало и шестидесяти, зато каталонцев и варваров было более тысячи. Ибо, издавна питая к ромеям какую-то подозрительность и невыразимое отвращение, он настолько же ненавидел их и отгонял от себя, насколько любил и приближал варваров. В свою очередь, и сам он был настолько же ненавистен ромеям, насколько любим варварами, за то что, приняв образ пастыря, он день и ночь добровольно делал паству легкой добычей волков-варваров, так что она не только подвергалась стрижке шерсти на коже, но и самой кожи лишалась..."
Судьба Сербии решилась 15 июля 1389 года на Косовом поле.
Судьба Сербии решилась 15 июля 1389 года на Косовом поле.

Впрочем, современные историки практически единодушны в том, что если бы турок не призывал Иоанн Кантакузин, это сделал бы кто-то другой. Или турки пришли бы сами. Увы, ход истории был предопределен и обоснован более глубокими причинами. Среди них и, как сказал бы Лев Гумилев, мощный пассионарный подъем у турок-османов, и в то же время - полная деградации Византии как государства.

"Для Византийской империи, которая при жизни одного поколения пережила три гражданских войны, уже не было спасения. Основаниями прежнего могущества византийского государства было его денежное богатство и его превосходный административный аппарат. Теперь в византийской государственной казне царила зияющая пустота, а система управления находилась в состоянии полного разложения", - подводит печальный итог Георгий Острогорский.

Кстати, вторую в своей жизни гражданскую войну Иоанн Кантакузин проиграл. В 1357 году он отрекся от престола в пользу Иоанна Палеолога и ушел в монастырь, где написал внушительный исторический труд. О том, что турки почти захватили Византию не в последнюю очередь благодаря ему, Иоанну Кантакузину, вчерашний император скромно умолчал.

Источники и литература: Никифор Григора. История ромеев/ Г.А. Острогорский. История Византийского государства/ Ф.И. Успенский. История Византийской империи

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Подвиг рыцарей, дуэль двух царей: Никейская империя против турок-сельджуков

Подвиг защитников Фамагусты: венецианский лев против 200 тысяч турок

Трагедия в ущелье Мириокефал: закат Византии