В христианстве запрещено многоженство. Но как так получилось? Ведь в Библии есть много пророков и иудейских царей, которые были многоженцами. Тогда почему христиане выступают против многоженства? Давайте разбираться.
Сначала обратимся к первой части Библии - Ветхому Завету. Там прямо сказано о разрешении иметь много жен:
"Если он женится на другой, пусть не лишает первую жену еды, одежды и супружеских прав" (Исход 21:10).
Во Второзаконии есть наставление царям, чтоб они не брали себе слишком много жен, иначе они отступятся от Бога. Из известных ветхозаветных деятелей многоженцами были Ламех, Авраам, Иаков, Исав, Моисей, Гедеон, Елкана, Давид, Соломон.
Что не нравится верующим?
Не все верующие согласны с утверждением, что многоженство одобряется Библией. Они аргументируют, что пророки и цари не всегда вели себя хорошо, и в Библии они показаны без прикрас. В подтверждение они приводят цитату из Бытия 2:24, где якобы запрещается многоженство:
"Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и они станут одной плотью".
Именно поэтому, считают верующие, христиане отказались от многоженства, которое процветало до христианства. Но данный взгляд является крайне наивным.
Во-первых, цитата из книги Бытия совершенно не настаивает на единоженстве. В ней лишь сказано, что мужчина покинет своих родителей и станет одной плотию со своей женой. Но это никак не противоречит идее, что мужчина может стать единой плотию и с другими женами.
Во-вторых, данная цитата не является нормативной, она не предписывает единоженство как заповедь, но лишь описывает дальнейшие события, которые произойдут с людьми.
В-третьих, в Исходе и во Второзаконии есть заповеди, регламентирующие полигамные отношения. Это как минимум означает, что в ветхозаветный период многоженство было допустимым даже в рамках божественного закона.
Критика многоженства до Иисуса
Многоженство практиковалась среди иудеев до и после возникновения христианства. После разрушения Иудейского царства в 1 веке н.э. многоженство среди иудеев перестало быть актуальным.
Кумранские рукописи, часть из которых создалась в 3 веке до н.э., показывают, что еще до Иисуса в Иудее существовали иудейские секты, которые негативно относились к многоженству.
Как относился Иисус к многоженству?
В словах Иисуса сложно проследить однозначный ответ на заданный вопрос. Он не критикует многоженство, а лишь регламентирует правила для развода. В евангелиях от Марка и от Матфея Иисус повторяет цитату из Бытия 2:24 и считает, что она является заповедью самого Бога.
Иисус запрещает развод с женой, если жена не прелюбодейка. Иисус утверждает, что мужчина прелюбодействует, если разведется со своей женой и поженится на другой. Но нигде не сказано, что Иисус запрещает второй законный брак для мужчины при имеющейся первой жене. Развод и последующую женитьбу на другой женщине Иисус считает прелюбодеянием.
По всей видимости, к 1 веку н.э. в иудейской среде сложились разные интерпретации библейского текста, на основе которых одни осуждали многоженство, а другие относились к многоженству лояльно. Но про Иисуса ничего однозначного сказать нельзя. Скорее всего, он тоже лояльно относился к многоженству, потому что в его словах нет пересмотра заповедей из книги Исход, Левит и Второзакония о многоженстве.
В 1-м послании к Тимофею и в Послании к Титу апостол Павел запрещает священнослужителям иметь много жен. Им позволено иметь только одну жену. Многие христианские церкви рассматривают наставления Павла как универсальные для всех христиан, что ошибочно, ведь в тексте ясно обозначены должности тех, к кому адресовано наставление.
Однако дальнейшая христианская традиция пришла к единому взгляду на многоженство - осуждение. Это произошло примерно в конце 1 века. В работах раннехристианских писателей многоженство осуждается. Так, жившие во 2 веке Тертуллиан, Иустин Мученик и Ириней Лионский рассматривали многоженство как прелюбодеяние. Также нельзя забывать, что дело происходило в Римской империи, где брак был строго моногамным институтом.
Таким образом, христианство запретило многоженство как минимум по двум причинам. Во-первых, стала преобладать моногамная интерпретация Библии, в которой цитату из Бытия 2:24 начали воспринимать исключительно как заповедь единоженства. Во-вторых, сказалось влияние римского института брака, который был моногамным.
Читайте также статью по близкой тематике: Он имел 80 жен. История полигамного лидера мормонов
Что сказано о статусе женщин в Библии
Какие семейные законы Церковь установила в Древней Руси
Также подписывайтесь на мой ютуб-канал, где много интересного видеоконтента о религии.