Туристические локации в Петербурге развиваются, зарабатывают на сопутствующих услугах и живут в ожидании возрожденного потока туристов. Деловой туристический форум «Северная Пальмира», который проходил в эти дни в Петербурге, представил относительно новые туристические локации. У каждой из них появились какие-то особенности после прошедшей не бесследно для большинства туристических предприятий пандемии.
Форум "Северная Пальмира" был проведен «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», возглавляемый Еленой Церетели, который все больше включается в туристическую тематику.
Мир в темноте
Одна из таких локаций – проект «Мир на ощупь» предпринимателя Анатолия Мовшовича, который представляет жизнь незрячих людей. Проект как ООО «Инклюзия» с 2015 года работал в торговом комплексе «Питерлэнд» и, пережив длительное закрытие с связи с пандемией, летом 2021 года возродился на Лиговском пр., неподалеку от Московского вокзала. Здесь располагается экспозиция, представляющая тактильный музей с программой для #туристов и горожан, а также отдельную программу для школьников. Все программы, рассчитанные на участие 32 человек, длятся по 90 минут, которые посетителям предстоит провести в полной темноте.
Ранее проект был признан «Лучшим социальным проектом года», гидами здесь работают инвалиды по зрению, а в дополнительных сервисах предприятия, например, клининговом, инвалиды по слуху. Анатолий Мовшович придумал проект в Израиле, где учился и дружил с незрячим парнем. Он и подсказал ему идею для бизнеса. Кроме музея предприниматель организовал, как уже было сказано, клининговый сервис, у которого теперь 100 объектов для уборки, включая аэропорт «Пулково», массажный кабинет, где массаж делают незрячие массажисты, в темноте в музее могут подать ужин, и также здесь проходят кулинарные мастер-классы. Есть и йога в темноте. В проекте заняты 31 человек в музее и 20 в клининге.
Сейчас «Мир на #ощупь» также разрабатывает совместную программу с Московским вокзалом – там будут проводить различные мероприятия. Аналогичные пространства открываются в этом году в Крыму, Уфе и Одессе. В планах у Анатолия Мовшовича до марта 2022 года открыть 10 площадок в городах-миллионниках России.
«В 2017-2018 году «похоронили» 10 млн, вложенных в проект, – рассказывает предприниматель,– но поправили дела на проведении тренингов в темноте, в том числе для крупных корпораций». Как считают психологи, тренинги в темноте помогают преодолеть страх и делают команду более сплоченной. Анатолий Мовшович также работает как бизнес-тренер. Также проект проводит множество бесплатных мероприятий, в том числе по заданию городских комитетов – по труду и занятости, по соцполитике.
Посидеть в вагоне 19 века
#Музей железных дорог России находится в пространстве Балтийского вокзала, расположен он в здании постройки 1858 года со сводчатыми потолками, в одном из стойловых путей Петергофской железной дороги.
О музее знают немногие туристы и горожане, хотя он появился три года назад. Открытию предшествовала большая работа по сохранению артефактов сотрудниками РЖД. Теперь здесь, на огромной территории музея, представлены 119 восстановленных паровозов, а всего их здесь 187, и самый заслуженный — 1897 года, он старейший из сохранившихся паровозов в России.
Можно взобраться на паровоз или постоять на виртуальном перроне
Здесь же их восстанавливают в мастерских, реставрация одного паровоза стоит сотни тысяч рублей. Экспозиция музея включает не только восстановленный железнодорожный состав дореволюционной России и СССР начала века, в том числе, вагоны, куда можно зайти и почувствовать себя пассажирами, но и макеты железной дороги пригородов Санкт-Петербурга. Например, макет Царскосельской железной дороги, служебный вагон-салон Китайской Восточной железной дороги, а также инсталляции телеграфа, звуков железной дороги из прошлого, ожившие картины и так далее.
Здесь же располагаются детский центр и жетоны, которыми пользовались пассажиры железной дороги в 19 веке и ставшие прообразом жетонов метро. С октября здесь откроют выставку «Транссиб и народы России».
Экспонаты музея погружают в железнодорожную жизнь 19 века
Пространство для художников
На 13-й линии В.О. еще в 2013 году на месте фабрики музыкальных инструментов предприниматель Сергей Бельтюков открыл пространство или музей современного искусства «Арт-муза» на площади 13 тысяч м2. По оценкам экспертов, реконструкция завода могла стоить 30-40 млн рублей. Здесь нашли приют мастерские художников, скульпторов, дизайнеров и ремесленников. В допандемийное время было более 100, сейчас их 119 — арендаторов прибавилось, для резидентов арендная плата снижена вдвое – они занимают помещения под мастерские, которые одновременно служат и магазинами.
«Арт-муза» постоянно организует выставки в своих просторных коридорах, которые носят такие названия, как «Улица Малевича» и «Улица ремесленников», и, конечно, ждет автобусы с туристами. В последнее время пространство стали включать в свои маршруты туркомпании – в музей можно пройти бесплатно.
Однако, как отмечают представители турбизнеса и сами ремесленники, иностранные туристы все-таки больше интересовались русским искусством. Здесь же работают кафе и терраса. В планах у «Арт-музы» обустроить придомовую территорию музея. Пандемию арт-пространство пережило без помощи государства, так как управляющая компания не проходила по кодам ОКВЭД.
Российский туризм, в основном, не организован, говорит Кира Журавская, руководитель транспортно-туристической компании «Драйв-тур», и никуда не ездит, а ходит по городу пешком. Поэтому новые локации ему, как правило, не известны. Они довольствуются Эрмитажем, Русским музеем, Невским проспектом и окрестностями. Кроме того, существуют крайне избыточные требования к организации туристических перевозок, что также тормозит развитие рынка.
О недостатке иностранных туристов, которые давали заработать огромному числу петербургских предприятий, предлагающих дополнительные услуги, говорят и другие участники рынка.