Скабрезно, конечно. Но точнее не скажешь. Тем более в свете событий, связанные с именем Марина Ракова. Не будем ее судить. Дело не в этом. Она просто как лакмусовая бумажка всей системы управления в образовании, откуда оказывается можно перейти в Сбер... с хвостом 50 млн. Как кадровый выкидыш, который привлечён, чтобы скрывать более серьёзные потоки на цифровое, дистанционное образование, различные консалтинговые штуки в рамках нацпроекта, обеспечение ЕГЭ и прочих новообразований. И это нормально. Ведь какая разница где чиновничать и деньги заколачивать. Маркёр один: поток денег в трубопроводе + хороший уровень математики как управленческого учёта в схемах (чистой математики здесь и нет, главное статьями затрат пошуровать в нужном направлении).
Итак, система стоит раком. Особенно, начиная с введения НСОТ - новой системы оплаты труда.
Эта система привела к тому, что надо встать раком перед начальством=чиновник, чтобы получить как бы мотивационную часть и прочие доплаты за формальные дела в квиточке как показатели. Или набрать кучу часов и ставок, чтобы выйти в люди по зарплате. И потом получить от разъяренных и глупых в части экономики заработных плат (или обиженных своей системой заработка в бюджете) нагоняй и высказывания: вам хорошо сейчас платят, что вы ноете и т.д. Надо встать раком, чтобы организовать разные мероприятия: от выборов до танцев, чтобы чиновники местного департамента отчитались о хорошем и добром у них. Надо встать раком, чтобы заслужить квалификацию и аттестацию за свой счёт (подготовка требует средств) = куча презентаций, видеодоказательств и бумаг, что ты - учитель года. А чиновник в эпоху ковид никогда не посетит твой урок... Но оценит. Ещё как оценит вид сзади..
Дорогие учителя, вы действительно становитесь всё дороже, потому что в ваших рядах становится всё меньше тех, кто живёт как личность со своим мнением открыто. Вы загнаны в угол этой системой, вы - заложники своей профессии по призванию. И только дети, привязка к ним, к их личностям спасает вас... От выгорания полностью. И молодёжь, которая идёт в ваши ряды, пока горит своими идеями и дай бог, если рядом отличный директор школы, который защищает свой коллектив. Так и балансируете. Но природу не обманешь: если долго стоишь раком, то развивается психосоматика...
Да, власть в определенных районах кое-что делает: кто квартиры, кто подъёмные. Но система остается та же: унижение формой оплаты труда. Унижением тем, что у нас оказывается учитель по ставкам и особенно доплатам отличается от другого учителя, хотя делают одно дело. Просто прыгают по разному и работают в разных регионах. А через это, когда все сливки поднимаются наверх: от начальника департаментов до директора школы (всё чаще флюгера), отношение начальства к вам не меняется. Ставят раком и имеют, понимая зависимость от псевдосправедливой системы оплаты труда самого учителя - не чиновника и не бухгалтера под боком у него.
Сейчас в части регионов идёт пилотный проект (так и не ясно, на что заточен) в части изменения системы оплаты труда. Чиновники говорят, что не надо торопится. Два года готовили саму схему. Два года против намного быстрых схем по освоению бюджета наверху. Или надо было освоить и по остатку посчитать, что останется на изменения системы оплаты труда: выполним ли обязательства по всей РФ?
И кратко, как чиновник нагибает учителя (авангарда в части настоящей полевой работы):
- оплата расходников при подготовке к урокам часто за свой счёт, такой статьи затрат нет у руководства. Все в сад...
- инициативы по участию в конкурсах, чтобы было качественно и презентабельно: за район, за город, за Родину... Дорогая, сама плати - твоя идея, твой карман. Зарплата позволяет. Правда, если победишь, отчёты и медали наши.
- Почётная грамота от района - это символ повышения уровня учителя как вкладчика в развитие. А это - снова повышение зарплаты, надбавки. Поэтому чиновник с трепетом охраняет грамоты. Это нагрузка на них же: неэффективно тратят средства. Вместо ремонта учителей поощряют... Не дело.
И т.д. и т.п.
И теперь о динамике.
Когда уже годами, десятилетиями из учителей делают рабов, а они за кормежку терпят всё, хотя понимают всю ситуацию, то убивается личность. Получается деформация с заниженной самооценкой или хуже того - ранводушие. И это существо, выдрессированное годами, идёт в класс, в нашим детям. А дети это чувствуют, они чувствуют: какой учитель себя уважает и уйдёт из это клоаки, а какой сам по себе и живёт за счёт дотаций своей семьи на любимой работе, а какой заврался сам себе.
И в этом состоянии сейчас возникла парадигма у деятелей от образования: школа должна воспитывать. Как может такая школа как среда воспитывать личность, каким примером??? И кого воспитает в итоге, если в семье и у родителей нет ума корректировать школьные и дворовые установки, они сами бьются за выживание в приспособленческой и чиновничьей среде?
Вот и получается, что пока такие как Ракова и команда иже с ней (явно сверху и по цепочке) обогащаются, в кабинетах школ, на совещаниях постоянно раздаётся: денег нет на это и на то.
Пойдём просить региональный/федеральный бюджет. Пока просили надобность уже отпала, мотивации ноль, кадры сдохли...
И тогда вопрос следующий: а для чего нам местные чиновники и власти в сфере образования, если они работают только тогда, когда есть средства, засланные федеральным траншем (к декабрю, как пример)???
Учителя понимаем зачем, АХЧ в школе - тоже. Есть объект, есть дети, есть процесс. А то, что сверху в каждом районе?
Они на кнопке ожидания распила средств, после того как некие раковы решат: что куда и зачем в итоге... Пока другие тупо закрывают глаза и весело объясняют сообществу про дефицит финансирования образования, про дистанционку, про чудо интеллекты вместо учителей, про прекрасную жизнь впереди.
И в это время, под шумок, меняются программы обучения таким образом, чтобы самые тупые и общественные предметы оставались на кону по часам, а те, что требуют материальных затрат и усилий, часы сокращались.
Кладезь распила в системе образования во всём, что не пощупаешь и не потрогаешь и достаточно нарисовать на бумаге, что работа кипит. Ну или презентацию зафигачить за счёт того же учителя, ну или методиста в штате...