Коммуникативный барьер - абсолютное или относительное препятствие эффекетивному общению, субъективно переживаемое или реально пристутствующее в ситуациях общения , причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические особенности общающихся.
Такого определения предерживается Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Заслуженный профессор СПбГУ. Почетный профессор СПбГУ Валентина Николаевна Куницына. Данное поределение можно найти в учебнике для вузов "Межличностное общение".
Другое определение дает Борис Дмитриевич Парыгин, советский и российский философ и психолог, один из основоположников социальной психологии в Советском Союзе.
Социально-психологический барьер - это такое состояние, или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно- психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности.
ВИДЫ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ:
1. Борьеры коммуникации
- Личностный барьер- частовсречаемый вид барьера. Каждый человек обладает уникальным набором качеств и характеристик, каждый имеет свой индивидуальный характер. И случается так, что собеседники в силу абсолютно противоположных характеров просто не могут понять друг друга.
- Семантический барьер - возникает между собеседниками в результате несовпадения значений одного и того же понятия. Например, представители разных субкультур трактуют один термин по разному, в следствие чего возникает недопонимание.
- Фонетический барьер - возникает из-за дефектов речи одного из партнера по общению. Сюда же можно отнести людей из разных языковых групп, или наличия у одного из оппонентов сильного акцента, который препятствует восприятию.
- Стилистический барьер - неумение грамотно выстраивать свои мысли, постоянно употребление жаргонных слов или слов-паразитов, излишних междометий может привести к стилистическому барьеру.
2. Социально-психологические барьеры
- Пассивное поведение - у одного из собеседников явно выражено безучастие в процессе общения, нежелание взаимодействовать.
- Барьер самооценки - объективно завышенная или заниженная самооценка может также послужить препятствием к установлению контакта и вызвать нежелание продолжать разговор.
- Социальный барьер - зачастую представителям из разных социальных групп очень сложно найти точки соприкосновения и выстроить диалог, потому социальный барьер является очень распространенным явлением.
- Эстетический барьер - возникает чаще всего на подсознательном уровне. Чаще всего неосознанный и неконтролируемый. Выражается в нежелании продолжать общение с собеседником, который не соответствует стандартам во внешности, или же просто выглядит неопрятно, непривлекательно.
3. Идеологические барьеры
- Барьеры, возникающие из-за разных политических взглядов
- Барьеры из-за религиозных убеждений
- Барьеры из-за разных морально-этических установок
4. Другие формы барьеров
- Барьер отрицательных эмоций -эмоции человека являются одни из главных регуляторов его психического состояния и способности взаимодействовать с людьми. Зачастую негативные эмоции мешают выстраивать социальные свзяи и затрудняют общение. К барьеру относят: барьер гнева, барьер страха, барьер неприязни.
- Физиологический барьер - возникает из-за ментальных или физических проблем одного из собеседника. Это может быть головна боль, депрессия, стресс, маниакальная фаза.
Основными сигналами проявления барьера в общении являются:
- Зрительный контакт - либо практически отсутствует, либо слишком навязчив и неотрывен.
- Поза собеседника - "закрытые позы" часто служат сигналом о чувстве дискомфорта у собеседника, что впоследствие вызывает барьер.
- Жесты - слишком интенсивные и резкие жесты могут свидетельствовать о напряженности собеседника. Желание чем-то занять руки или спрятать их, хруст пальцами, могут быть также признаками барьера в общении.
Как бы странно это не звучало, но чтобы преодолеть барьер в общении, нужно как можно больше общаться.
Например, фонетический, семантический и логический барьер можно разрушить только за счет большого желания понять, изучить собеседника. Чем больше вы будете с ним взаимодействовать, тем понятнее для вас станет его дикция, логика или «язык», на котором он разговаривает. Если же вы осознаете, что это вас люди не понимают, то совет такой: расширять кругозор, работать над речью. Изучайте других людей, переводите на их «язык» то, что хотите сказать. Если барьеры возникают из-за личных проблем, например, комплексов, то нужно составить пошаговый план избавления от них. Важно регулярно выполнять практические упражнения, работать над собой. Если барьеры возникают из-за влияния стереотипов, то нужно сознательно разрушать их. Найдите реальные примеры, которые помогут разрушить актуальный стереотип. Примеры популярных стереотипов: все эстонцы долго соображают, все женщины эмоциональны, все старики плохо слышат, все спортсмены и красавицы глупые и т.д. Что еще важно знать? Во всех случаях нужно набраться терпения. Чтобы разрушить барьеры вам придется много слушать и так же много объяснять. Кроме этого, важно работать над развитием пластичности мышления. Не будет лишним изучить кинесику, невербальное общение.