Алла Иванцова была нашей гостьей почти 5 лет назад. За минувшие годы произошло немало знаковых событий. Одна всемирная пандемия чего стоит. А совсем скоро Алла отметит юбилей — ей исполнится 35 лет. Напомним, что наше первое интервью называлось «Из Москачки — в Москву!». В самом деле, простой рижской девчонке удалось с первой же попытки поступить в Российскую академию театрального искусства — так сегодня называется поистине культовый ГИТИС.
А потом она, еще будучи студенткой, оказалась в труппе одного из ведущих московских театров — на Малой Бронной. Впрочем, тут свою роль, безусловно, сыграло то, что Алла с 13 лет занималась в знаменитом рижском театре для детей и молодежи «Реверанс», который основала Людмила Евсеевна Шевченко, бывшая актриса легендарного Рижского ТЮЗа. Итак, сегодня мы снова встретились.
Погрузилась в мир искусства
— Алла, карантин позади, московские театры снова работают. Как пережили пандемию?
— Как ни парадоксально это прозвучит, но это время лично для меня оказалось крайне полезным и наполняющим жизнь какими–то новыми смыслами.
Первый раз я качественно отдохнула, никуда не торопясь. Пересмотрела добрую сотню всевозможных фильмов. Некоторые откладывала в сторону на протяжении многих лет.
Еще я постоянно что–то читала. Кроме того, с головой погрузилась в живопись и музыку. Открыла для себя и тут немало интересного. Увы, на все это в повседневной суете обычно не хватает времени.
И вот какой парадокс: именно искусство помогло мне пережить пандемию, поскольку оно настолько наполняет и обогащает твой дух, что страхам и тревогам практически не остается места.
Обычно ты ведь обращаешь внимание на то, что тебя окружает. Это и создает некий эмоциональный фон. Но если ты видишь прекрасные картины, слушаешь замечательные музыкальные произведения, твое внимание фокусируется уже на этом. О другом попросту не думаешь...
Любит путешествовать
— Помнится, до пандемии вы еще были телеведущей программы путешествий. А потом, увы, границы перекрыли...
— Да, я очень люблю путешествовать. Это мой способ изучать мир, а также культуру и историю различных стран. Когда только читаешь книжки на эту тему или, скажем, смотришь телевизор, то все как–то быстро забывается.
Но совсем другое дело — личное присутствие. Правда, во время карантина о путешествиях пришлось забыть... С другой стороны, неплохую альтернативу дальним вояжам составили мини–туры.
Так я в шутку называю непродолжительные экскурсии по ближайшим к Москве городам. Речь идет о домах–усадьбах писателей, художников и др. Тут тоже нужно сказать спасибо пандемии.
Без нее я бы, наверное, не открыла для себя десятки прекрасных мест. Отмечу Коломну, Зарайск, Торжок, Поленово, Мураново, Мелихово, Сергиеев Посад. Узнала столько всего. До сих пор перевариваю. (Смеется.)
Путешествовала по Латвии
— Получается, в родной Риге вы уже давно не были?
— К счастью, смогла и этим, и прошлым летом побывать в отпуске в Риге. И не только там. Я с огромным удовольствием путешествовала по Латвии. Открыла и в ней немало удивительных мест.
Обратила внимание на частные хозяйства, куда можно приехать и вникнуть в процесс производства. Скажем, сыра, меда, керамики... Да чего угодно. Приятно то, что хозяева истошно не пиарят свой товар.
Они меньше всего думают о маркетинге, а просто живут для себя и своей семьи. Рост хозяйства происходит естественным путем, основанным на любви к своему делу. Здесь речь идет об истинном предназначении, когда человек на своем месте.
Я получила большое наслаждение от общения с этими людьми. Кстати, о том, где побывала в Латвии, я довольно–таки подробно рассказывала на своих страничках в социальных сетях. За время тотального карантина они стали больше похожи на блоги путешественника, чем на стандартное актерское портфолио, как раньше.
— Наверное, тут вам помогла новая профессия. Помнится, вы рассказывали, что поступили на факультет журналистики в МГУ имени Ломоносова. Выходит, мы с вами коллеги!
— Да, это образование, конечно, очень помогает вести страницы в соцсетях. Правда, журналистом я себя все же не чувствую. Честно говоря, никогда даже не думала о том, чтобы стать корреспондентом...
Хотя охотно рассказываю о своих впечатлениях. В общем, пока я по–прежнему актриса. С другой стороны, за время самоизоляции пересмотрела свои жизненные цели и задачи. Поняла, что для меня уже отжило и что потеряло свою актуальность.
— И что же?
— Ну, например, пропало острое желание выступать на сцене или непременно появляться в телекадре. Теперь я вдруг почувствовала сильное стремление поделиться своими знаниями с другими. Мне захотелось кого–то тренировать, как нынче модно говорить.
Я поняла, что делиться нужной информацией с теми, для кого она ценна, — так здорово! В общем, как мне кажется, пандемия стала некой передышкой для всего человечества, включая меня.
У каждого из нас появилась уникальная возможность пересмотреть свои приоритеты и сфокусироваться на действительно важных делах. Какой смысл мчаться куда–то в погоне за давно отжившими идеалами? Во всяком случае, таковы мои внутренние ощущения сегодня.
Новый главный режиссёр
— Тем не менее жизнь продолжается. Я имею в виду вашу актерскую работу. Большой резонанс вызвало решение главного режиссера вашего Театра на Малой Бронной Константина Богомолова пригласить в спектакль «Вишневый сад» на роль Вишневской Наталью Максимову, которая раньше была мужчиной. Каково вам в такой необычной компании?
— Тут я ничего не могу сказать, поскольку не занята в этой работе. К тому же поправлю: это будет не постановка самого Константина Юрьевича, а молодого режиссера Микиты Ильинчика. Но ясно, что после карантина театрам нужны зрители.
А значит, требуются звенящие премьеры, о которых бы все только и говорили. Сейчас попробуй–ка заполни зрительный зал. Ведь если в нем пусто, то в этом винят руководство театра. К счастью, у нас с этим проблем нет.
— Как я понимаю, в свое время вас к себе взял предшественник Константина Богомолова — бывший главный режиссер Театра на Малой Бронной, профессор ГИТИСа Сергей Голомазов. Вы как раз у него учились. И тут вдруг смена руководства. Не секрет, что актеры часто уходят вслед за своим мастером...
— Да, когда пару лет назад в нашем театре сменилось руководство, многое стало тоже меняться, в том числе репертуар. Были перемены и в коллективе. Скажу прямо: я всю жизнь выступаю за перемены. Надо уметь быть гибким.
Жизнь течет, меняется, привносит что–то новое. Следует быть готовым ко всему. Очень полезно попробовать что–то особенное, сделать как–то по–другому, а не так, как ты привык и как умеешь. Это не дает закостенеть и заставляет тебя развиваться.
Сказки уже другие...
— Но вы не испугались «того самого Богомолова», который прославился своими скандальными постановками и весьма провокационными высказываниями?
— Наоборот, мне было страшно интересно, какой же он на самом деле. А когда мы встретились с ним в процессе подготовки к работе, я сразу поняла, что это очень тонко чувствующий человек, умный, хорошо образованный, глубокий.
Важно то, что мне как актрисе с ним интересно и есть чему у него поучиться. Наш театр у всех на слуху... Перед самой пандемией мы выпустили дерзкую премьеру с моим участием — спектакль «Лунная Масленица».
Это современная сказка с умопомрачительной сценографией и костюмами в постановке Филиппа Григорянца. По сюжету дети суперсовременных, вечно занятых родителей отправляются искать и спасать их аж на Луну.
Хотя не секрет, что многие зрители реагируют на современную драматургию и режиссуру негативно. Они привыкли к старым формам. Но театральное искусство развивается, ведь на дворе XXI век. И сказки уже другие...
Встретила близкого по духу человека
— Вы сказали, что хотели бы преподавать. Это лишь мечты?
— Не только. Так сложилось, что вслед за осознанием того, что я хочу делиться своими знаниями, в моей жизни сразу случился весьма ценный опыт преподавания. Я начала вести тренинги в московской Школе гида.
Есть такое классное место, где учат на экскурсоводов. Меня это так вдохновило, что, когда мне предложили пойти во ВГИК в ассистентуру по сценической речи, я сочла это перстом судьбы.
В итоге сдала экзамены и начала получать третье образование. Хотя никогда об этом даже не помышляла. Так что сейчас я снова учусь. Мне кажется, сейчас такое время, что нужно максимально развиваться в самых разных сферах жизни.
Нынешний век сам по себе более гибкий и переменчивый, чем предыдущий. Нужно соответствовать духу времени. А недавно мы с Виталиком Щанниковым, моим другом детства и коллегой по рижскому детскому театру Людмилы Шевченко «Реверанс», стали организаторами фестиваля Teen’s Standup для детей и подростков.
Виталик уже 7 лет развивается в этом направлении. Он и сам стал отличным стендап–комиком. Вместе с товарищами создал целую школу стендапа, которая выпустила более 1 000 учеников. Они даже выиграли грантовый конкурс проектов «Росмолодежи», благодаря чему и удалось провести фестиваль длиной в целую неделю.
— Получается, вы вся в работе. Если не секрет, что в личной жизни? В прошлый раз вы говорили, что на нее у вас попросту нет времени...
— Нет, моя личная жизнь изменилась. Хотя афишировать ее я по–прежнему не люблю. Для меня это сокровенное. Конечно, я понимаю, что обычно всех в основном интересует как раз не сцена, а что скрывается за ней. Так сказать, за кулисами... Но пусть моя личная жизнь останется на кадром. Скажу только, что я встретила близкого мне по духу человека из творческой сферы.
— Ваши пожелания нашим читателям?
— Несмотря на обстоятельства, всегда нужно искать какие– то новые возможности, задавая себе такой вопрос: «А как–то можно это сделать по–другому?»
А еще я советую быть максимально гибким, находя и в этом удовольствие. Ведь так здорово — пробовать что–то, неизвестное ранее. Но при этом, конечно, очень важно ценить то, что имеешь на данный момент...
Меня часто спрашивают, о чем я мечтаю. Знаете, у меня своя философия на этот счет. Я такой человек, который всегда не задумываясь шел за своей мечтой: стать актрисой, путешествовать по миру и т. д.
Но с течением времени я поняла, что мечтать порой куда интереснее, чем сама мечта, уже осуществившаяся. Потому что это уже что–то конкретное и, увы, зачастую не такое яркое, как то, о чем ты мечтаешь...
Не стоит кормить себя завтраками. Лучше радоваться каждому новому наступившему дню. Он порой бывает таким неожиданным, таким интересным!
— Желаем успехов во всем!
Фото из личного архива Аллы Иванцовой.
Читайте другие статьи автора:
О своем поступлении в ГИТИС рассказала актриса Алла Иванцова
Рецепты от Аллы Иванцовой: тазики с оливье и "шуба" на столе
Актриса Алла Иванцова о том, какие экзотические блюда она попробовала
Давайте дружить. Пересылайте материалы, ставьте лайки и подписывайтесь. Читайте статьи на моих каналах: