Президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис подписали во вторник контракт на покупку балканской страной трёх французских фрегатов последнего поколения производства Naval Group на сумму около 3 миллиардов евро. Греция также купит у Франции шесть дополнительных единиц истребителей Rafale.
Ещё в понедельник греческие СМИ сообщили, что Афины для обновления своего флота предпочтут французские фрегаты американским конкурентам. А на следующий день был подписан и объявлен контракт на заказ трёх кораблей «в рамках укрепления флота и стратегического партнерства» между двумя странами.
Такие военные корабли во Франции называют «фрегаты интервенции и обороны» (FDI-HN). Это последняя модель фрегата для ВМС Франции, разработанная Naval Group, в экспортной версии она называется Belharra. Весят они 4,2 тысячи тонн, имеют длину более 120 метров и оснащены новейшими радиолокаторами, разработанными корпорацией Thales, а также противокорабельным, зенитным и противолодочным вооружением. Они будут построены на судоверфи в Лорьяне.
«Это свидетельство уверенности и демонстрация качества французского предложения», - заявил Эммануэль Макрон.
Греция также становится первым иностранным заказчиком этого класса судов. Они поступят на вооружение ВМС Эллады в 2025-26 годах.
Кроме того, Греция купит у Франции ещё 6 истребителей Rafal в дополнение к контракту, заключённому с компанией Dassault в январе этого года — на поставку 12 боевых самолётов на сумму в 3 миллиарда долларов. В последние несколько дней в греческой прессе муссировались и информация о том, что ВМС страны хотят закупить у Naval Group три корвета типа GoWind 2500 стоимостью 350 миллионов евро каждый, однако она не подтвердилась. Кроме того, обсуждается возможность ещё одного контракта для французской судостроительной компании — на модернизацию четырех немецких фрегатов типа MEKO («Гидра»), которые греческий флот принял на вооружение в 1998 году.
Поиски возможностей компенсации морального и материального ущерба
Контракт на поставку фрегатов в Грецию важен сейчас для Франции прежде всего потому, что она выиграла конкуренцию у американской компании Lockheed Martin. Поскольку в этом месяце по репутации Франции как одного из крупнейших игроков на мировом рынке вооружений (3-е место в мире по объёмам экспорта после США и России) был нанесён серьёзный удар. Главным образом, конечно, отказом Австралии от покупки 12 французских ударных ДЭПЛ на сумму в 66 миллиардов долларов в результате создания оборонного союза AUKUS с США и Великобританией. А также Швейцарией, которая решила не заключать уже фактически подготовленный для подписания в первой половине 2022 года контракт с компанией Dassault на поставку «Рафалей». А вместо этого закупит американские F-35. Кроме американцев, на контракт на поставку средиземноморской стране боевых кораблей претендовали немецкая компания TKMS, голландская Damen и итальянская Fincantieri.
Франция сейчас пытается смягчить не только материальный и моральный ущерб от потери контракта с Австралией, но и ищет возможности восстановить пошатнувшиеся после создания AUKUS позиции в Индо-Тихоокеанском регионе. Ведь там, на заморских территориях, живёт около миллиона граждан Франции и дислоцировано около 8 тысяч французских солдат.
Поэтому в приоритете поиск возможностей на продажу вооружений именно в этот регион. Особенно перспективной здесь видится Индия, которая рассматривает Францию, наряду с Израилем, как главный источник диверсификации своего импорта вооружений — чтобы избавиться от чрезмерной зависимости от России. Франция остаётся вторым после нашей страны экспортёром оружия в самую населённую страну мира. Поэтому естественно, что сразу после заключения соглашения о AUKUS стала педалироваться информация о том, что Франция может поставить подлодки именно Дели.
Однако мешают два фактора. Во-первых, Индия настраивает свой подводный флот, исходя из возможного противостояния с Китаем. Поэтому ей первым делом нужны АПЛ, а не дизельные субмарины, и очевидно Дели нуждается в ядерных технологиях. А Франция в сотрудничестве в этой сфере с Бразилией ограничивается лишь консультациями, без передачи технологий. А вот если Франция согласится на технологический трансфер, то дело другое. В планах Индии закупка шести атомных субмарин — ищут поставщика. В пользу сотрудничества говорят совместные операции последних лет в Индийском океане, открытие для ВМС Индии французских баз в Джибути, Объединенных Арабских Эмиратах и на Реюньоне.
Но очень важен и второй момент — беспримерная амбивалентность и волатильность индийской внешней политики, которая сильно зависит от текущих событий. Не случайно после обнародования соглашения об AUKUS в Индии (как и в Малайзии) заговорили даже о том, что предполагаемые контракты с Францией на поставку боевых вертолётов могут быть отменены в пользу американских производителей. И Париж, зная стратегию Дели, не может не просчитывать комбинацию смены индийцами «тигров» на «апачей». Поэтому и возможности расширения сотрудничества в области подводных лодок в дополнение к нынешним французским ДЭПЛ «Scorpen», имеющимся на вооружении у Индии, весьма контурны. Тем более передачи ядерных технологий, которая гарантировано не понравится Вашингтону и Пекину.
Греция ответила Франции и за прошлогоднюю дипломатическую помощь
Поэтому Франции, помимо выраженного в яростной форме дипломатического недовольства, важно было именно сейчас объявить о новых контрактах. Греция как давний и надёжный заказчик французской военной техники пришлась как нельзя кстати. При этом, конечно, надо понимать, что сотрудничество между двумя странами выходит далеко за рамки показательного выбора Афин в пользу Naval Group вместо Lockheed Martin. Не стоит даже слишком углубляться в историю. В 2020 году Франция оказала Греции серьёзную дипломатическую помощь в её территориальном споре с Турцией по поводу газовых месторождений в Эгейском море, подкрепив её поставками вооружений.
Именно на Корсике в сентябре прошлого года состоялась встреча лидеров стран Южной Европы, «средиземноморской семёрки», на котором эгейский вопрос стал главным пунктом повестки дня. Турция в семёрку не входит, а Греция и Кипр являются её членами. Тогда на встрече была выражена явная поддержка Афинам — Стамбул обвинили в провокациях и пригрозили ему санкциями, а Макрон заявил, что Турция более не является европейским партнёром по развитию средиземноморской акватории. Осуждение тогда вызвало то, что в начале августа прошлого года турецкое исследовательское судно провело геологическую разведку морского дна на спорной территории.
Добавило недовольства Франции, Испании и Италии соглашение конца 2019 года о сотрудничестве между Турцией и Ливией, в том числе эти две страны договорились о делимитации морской границы. По этому соглашению Турция получила право на морские территории, по которым должен пройти совместный газопровод Греции, Кипра и Израиля, о строительстве которого они договорились ранее в 2019 году. В конце августа прошлого года Греция провела военно-морские учения неподалёку от Крита — совместно с Францией, Италией и ОАЭ.
Январский контракт на покупку Грецией истребителей Rafale вызвал крайне жёсткую реакцию Турции, нет сомнений, что Стамбул не обрадует и новый контракт. Как известно, у Греции и Турции куча неразрешённых проблем и помимо Эгейского моря — Северный Кипр, мигранты, морские перевозки. Так что, вооружаясь, Афины явно имеют в виду своего восточного соседа и партнёра по НАТО. И видят в оборонных контрактах с Францией свой очевидный интерес.
Читайте также: Финансиализация оборонной промышленности? Bain Capital возглавил консорциум по покупке ITP Aero
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!