Найти тему
Записки на холстах

Сколько у нас красоты на Руси!

fМихаил Александрович Врубель не любил посещать выставки и галереи. Он впервые посетил Третьяковскую галерею в 42 года (годом основания Третьяковки принято считать 1856 год — год рождения М.А. Врубеля, в августе 1893 года Галерея была официально открыта для посещения). А в настоящее время залы М.А. Врубеля в Третьяковке — одни из самых любимых посетителями. И вот, видимо, к 111 годовщине смерти художника и/или 165-летию со дня рождения в Третьяковке с ноября планируется выставка работ художника. На сайте музея написано, что «На выставке будет представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Более 100 работ поступят в экспозицию из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). Выставка разместится на трех этажах, во всей возможной полноте представляя многогранный мир Врубеля».

М.А. Врубель — это целый мир, особый, фантастичный, мистичный и загадочный, его работы даже не берутся подделывать, так как его стиль уникален и неповторим, а работ мало. Интерес к его творчеству непреходящ.

Однако «многие годы Врубель был всеобщим посмешищем, и лишь крошечная кучка лиц относилась к нему серьезно и любовалась его громадным живописным талантом» (А.Бенуа).

М.А. Врубель (1856-1910) родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец был военным юристом. Мать - дочь астраханского губернатора, очень рано умерла, однако мачеха оказалась заботливой и доброй. Семья много переезжала с места на место — Омск, Астрахань, Санкт-Петербург, Саратов, Одесса... В детстве Михаил брал уроки рисования, в частности, посещал школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге.

По настоянию отца Михаил закончил юрфак Петербургского университета. Во время учебы не переставал рисовать, посещал вечерние классы Академии художеств, создавал иллюстрации к литературным произведениям, например, одна из самых известных работ этого периода — «Свидание Анны Карениной с сыном».

«Свидание Анны Карениной с сыном». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Свидание Анны Карениной с сыном». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

В 1880 году, в 24 года, М.А. Врубель поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, его учителями были Павел Чистяков и Илья Репин.

По рекомендации П.П. Чистякова, который считал Михаила необыкновенно талантливым, в 1883 году М.А. Врубель отправляется в Киев для работы в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом, причем церковь находилась на территории лечебницы для душевнобольных, что позднее покажется фатальным совпадением.

В Киеве М.А. Врубель задержался на несколько лет, участвовал в росписи стен церквей, писал иконы. Оттуда он на полгода ездил в Венецию, где был очарован работами Карпаччо и Беллини, заинтересовался мозаикой, много работал.

В письме товарищу он написал, что в Италии можно учиться, а творить - только на родной почве; что творить - значит чувствовать, а чувствовать - значит «забыть, что ты художник, и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».

Вернувшись из Венеции, художник метался и не мог никак найти себе место, это был период жестокого безденежья, безответной любви и выпивки.

В 1889 году М.А. Врубель переезжает в Москву, где вместе с И.Е.Репиным, И.К.Айвазовским, И.И. Шишкиным работает над иллюстрациями к собранию сочинений М.Ю.Лермонтова.

В этот же период М.А. Врубель у друзей знакомится с Саввой Мамонтовым, становится участником абрамцевского кружка. В имении Мамонтовых художник создавал в технике майолики необычные панно, изразцы, вазы, керамические глазурованные фигурки, например, на тему опер Николая Римского-Корсакова («Садко», «Снегурочка», «Лель»).

«Снегурочка». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Снегурочка». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

Жизнь потихоньку налаживалась, он ездил за границу, и в 1896 году в Женеве женился на оперной певице Надежде Забеле, которая находилась там на гастролях. Ее облик запечатлен на картинах художника.

В 1900 году художник получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович», который на публику произвел неоднозначное впечатление. Но М.А. Врубель стал известным, ушла нужда.

Изразцовый камин. Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
Изразцовый камин. Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

В это время художник много и напряженно работает: пишет «Пана», «Царевну-Лебедь», «Сирень», ряд портретов - С. Мамонтова, своей жены и других, Демонов — сидящего, летящего, поверженного, а также 3 панно на тему «Времена дня», сложно встреченные и публикой, и собратьями-художниками, но эти панно, как и почти любая работа М.А. Врубеля, могут быть (и уже являются) темами для отдельных статей. Потрясающие, завораживающие работы. Неожиданно для широкой публики явился вдруг уже сложившийся мастер, чей стиль не укладывался в привычные рамки.

«Царевна-Лебедь». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Царевна-Лебедь». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».

Его манера, стиль легко узнаваемы — яркие мазки-мозаика, будто сотканные из кристаллов, создающих горы, цветы, необычайные образы, переливы и мерцание красок приоткрывали таинственный мир художника, не вполне понятный окружающим. По-моему, на его полотнах простые предметы становились фантастическими, волшебными, нереальными — цветы, горы, раковина, ткани... Достаточно посмотреть на его маленький шедевр (маленький исключительно по размеру) — «Жемчужная раковина».

У М.А. Врубеля было слабое здоровье (он и ходить начал только в три года), а частая бессонница и нервные срывы ухудшили душевное состояние художника, он неоднократно лечился в психиатрических лечебницах. Многие связывают его болезнь с образом Демона, который преследовал его всю жизнь. Мне кажется, в его жизни было столько тяжелых событий, что именно поэтому он обращался к этому образу, пытаясь понять себя и события вокруг (об этом - статья «Демоны художника»). Его единственный сын умер в два года (1903 год), а слава и почет пришли слишком поздно. Он метался, не находил покоя, как и его постоянный герой. По существу, лишь лет 15 его жизни были годами относительного признания, славы, достатка.

Он был эстетом, умным, легким в общении, эрудированным человеком, с какой-то своей тайной внутри, обладал мистическим обаянием, хотя был невысоким, худощавым, светловолосым, а вовсе не демоническим =)

В 1906 году художник ослеп. Жене и сестре (которая, по сути, была его сиделкой) этот период дался тяжело, быстро прогрессировала и психическая болезнь. Проявления болезни в разные годы сильно отличались (наверное, и поэтому ему ставили различные диагнозы) — были периоды, когда М.А. Врубель воображал себя Христом, Пушкиным и т.д., слышал голоса, утверждал, что расписывал стены Ватикана вместе с великими художниками Ренессанса, а в последние годы он стал тихим, ушел в себя и даже тяготился собой. «Устал жить», - говорил он. И, как считала его сестра, умышленно простудился, стоя под форточкой.

Михаил Александрович Врубель умер 14 апреля 1910 года и похоронен на кладбище Ново-Девичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

М.А. Врубель — «весь сверкающий, изломанный, мятущийся в поисках неутомимых, в грезах вихревых, в любви, взыскующей чуда, в созерцании зыбкости форм и красочных трепетов, весь в напряженном движении, зоркий, тончайший, ослепительный» (С.Маковский). Таковы и его работы!

«Жумчужина». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».
«Жумчужина». Взято из свободного доступа в сети «Интернет».