Найти тему
Виктор Бобров

Как уральские железнодорожники в 1996 году предотвратили катастрофу

Ровно 25 лет назад локомотивная бригада Свердловской железной дороги предотвратила гибель десятков людей. Чрезвычайное происшествие случилось в районе Сосьвы 6 октября 1996 года.

— Был нормальный день, «бабье лето», — вспоминает Юрий Задворных, который тогда работал помощником машиниста. — Мы работали на маршруте Алапаевск-Сосьва Новая. Около 8 утра мы выехали из Алапаевска, примерно в 11 часов прибыли в Сосьву.

Евгений Парчинский (слева) и Юрий Задворных (справа) возле своего локомотива в Алапаевском депо. Начало 1990-х годов. Фото из архива Юрия Задворных.
Евгений Парчинский (слева) и Юрий Задворных (справа) возле своего локомотива в Алапаевском депо. Начало 1990-х годов. Фото из архива Юрия Задворных.

Через полчаса бригаде предстоял обратный путь в Алапаевск. Поезд по расписанию выехал из Сосьвы. Первую остановку состав сделал на станции «97-й километр», где сели пассажиры. После этой станции поезд проехал мост через Сосьву, и тут бригаде сообщили по рации, что на них движется маневровый локомотив. Перегон был однопутный, возникла опасность столкновения тепловозов.

— Машинист Евгений Парчинский сразу сказал: «Будем ловить», как будто предчувствовал такую ситуацию, — вспоминает Юрий Задворных. — Сразу после моста через Сосьву мы остановились, отцепили пассажирские вагоны, я закрепил их тормозными башмаками с обеих сторон.

На железной дороге дисциплина зачастую строже, чем в армии. Слишком высока бывает цена ошибки железнодорожников. Поэтому в министерстве путей сообщения были предусмотрены инструкции на самые разные случаи, в том числе и на такой, который грозил бригаде Парчинского. Согласно этой инструкции, помощник машиниста должен был отцепить вагоны и остаться рядом с ними, а машинист — подъехать ближе к встречному составу, остановить свой локомотив, выставить тормозные башмаки и покинуть кабину.

Но все сразу пошло не по инструкции, а по ситуации.

— Я даже не задумался о том, чтобы бросить машиниста, — признаётся Юрий Задворных.

Евгений Парчинский родился в 1946 году, на железной дороге трудился с 1963 года, с 1973 был машинистом. Юрий Задворных родился в 1958 году, девять лет отработал на Алапаевской узкоколейке, а в 1990 перевёлся на широкую колею.

Юрий Задворных (слева) и Евгений Парчинский (справа) в конце 1990-х годов. Фото из архива Юрия Задворных.
Юрий Задворных (слева) и Евгений Парчинский (справа) в конце 1990-х годов. Фото из архива Юрия Задворных.

Как рассказал Юрий Задворных, его «шеф», Евгений Парчинский, отличался от основной массы своих коллег.

— Евгений Николаевич досконально знал свою работу, всё говорил в лицо и сразу, часто спорил с начальством, причем спорил обоснованно, зная, что говорит, — объяснил помощник Парчинского. — Он любил порядок, исполнял все инструкции. Когда в 2001 году уходил на пенсию, отдал мне все свои книги, нужные по работе — они были замусоленные от частого использования. Помощники с Парчинским плохо уживались, но я с ним сработался хорошо — так до его выхода на пенсию и ездил с ним в одной бригаде.

Итак, Евгений Парчинский решил рискнуть и «поймать» заблудший локомотив. Бригада на двухсекционном тепловозе выехала дальше. Впереди были кривая и подъём, из-за чего локомотив Парчинского ехал со скоростью 40-50 км/час, не больше.

— Мы проехали через станцию «101-й километр», там уже стояли пассажиры, поражённые тем, что наш локомотив идет без вагонов и не останавливаясь. А вскоре мы заметили несущийся на нас тепловоз ТЭМ-2 синего цвета. Локомотив болтался по ходу движения, из трубы валил дым — скорость его превышала 100 км/час, — вспоминает Юрий Задворных.

Тепловоз ТЭМ-2. Фото с сайта pskovrail.ru.
Тепловоз ТЭМ-2. Фото с сайта pskovrail.ru.

Пассажирский локомотив остановился, Юрий Задворных выставил ещё один тормозной башмак. Евгений Парчинский начал сдавать задним ходом. Помощник успел запрыгнуть обратно в кабину прежде, чем тепловоз набрал скорость порядка 50 км/час. Это было еще одно нарушение инструкции — никаких движений задним ходом не предусматривалось, бригада должна была просто покинуть свой тепловоз, отключив двигатели. Локомотив с бригадой успел проехать задним ходом около 200 метров.

Но действия Евгения Парчинского были не спонтанными, а вынужденными. Рядом с местом встречи локомотивов проходил магистральный нефтепровод. В каждой из двух секций тепловоза Парчинского находилось порядка 8 тонн дизельного топлива, однозначно оставалось топливо и во встречном ТЭМ-2. Потенциальный пожар не должен был произойти рядом с нефтяной трубой. Но тогда железнодорожники рисковали своими жизнями. Самый драматичный момент того дня Юрий Задворных описывает столь же спокойно, как и остальные:

— Парчинский стоял, я сидел. Перед самым столкновением он сделал шаг в сторону от пульта, это его спасло. Сам удар мне показался довольно мягким. Хорошо ещё, что Парчинский не стал тормозить, а только выключил двигатель. Тормоза всё равно потом сработали автоматически. Пульт Парчинского полностью вывернуло, его самого шабаркнуло дверью, мне повредило ногу. Первым делом Евгений крикнул: «Юра, ты живой?» Я ответил: «Живой».

Машинист с помощником не стали расслабляться, ожидая помощи, а поспешили к ТЭМ-2, чтобы помочь незадачливому коллеге. Да только вот помогать оказалось некому — локомотив был пустой. Неизвестный угонщик не только выпустил тепловоз на главный путь, но и заботливо включил тумблер «автомат», чтобы двигатель локомотива охлаждался и ТЭМ-2 мог бы пройти как можно дольше. Злоумышленник даже не забыл закрыть кабину локомотива.

Из второй секции своего тепловоза (она осталась неповрежденной) Евгений Парчинский доложил о столкновении. Отцепившись от разрушенной секции, бригада отвезла свои вагоны обратно на Сосьву, где спасители нефтепровода и ночевали. Кстати, спать им пришлось в своей же кабине.

Медики осмотрели машиниста и помощника, дали им больничный. Затем предстоял разбор у начальства, и Парчинскому попеняли за нарушение инструкции. Но всё закончилось благополучно. А в апреле 1997 года Евгений Парчинский был награждён золотой звездой Героя России. Юрий Задворных получил орден Мужества.

— Награду мне дали практически ни за что, на моём месте мог бы оказаться любой помощник, — уверен Юрий Задворных. — А вот повести себя так, как Евгений Николаевич, смог бы не каждый машинист.

Как часто у нас бывает, угон тепловоза был совершён не совсем трезвым молодым человеком. Он угнал его с подъездных путей станции «Предтурье» (поселок Восточный), где ТЭМ-2 должен был стоять в ангаре, но 6 октября 1996 года почему-то оказался на улице.

— Угонщик то ли решил покататься, то ли мстил кому-то, — недоумевает Юрий Задворных. — Он был из неблагополучной семьи, за своё преступление отделался довольно небольшим сроком — ему дали около трех лет.

На железной дороге сделали выводы из происшествия. Теперь все подъездные пути оборудованы сбрасывающими башмаками и стрелками, которые отправят под откос поезд, пытающийся просто так выехать на главный путь.

Впоследствии о бригаде сняли документальный фильм, приглашали на телепередачу «Сделай шаг». Евгений Парчинский вышел на пенсию в 2001 году, Юрий Задворных — в 2013. Парчинский на пенсии жил в Екатеринбурге, Задворных и сейчас проживает дома, в Алапаевске. К сожалению, Евгений Парчинский скоропостижно скончался в 2012 году. У него остались двое детей и пятеро внуков. У Юрия Задворных есть дочь и двое внуков.

— Я не живу воспоминаниями о том случае, — признаётся Юрий Владимирович. — Стараюсь жить, что называется, по кайфу — лыжи, коньки, рыбалка.

Что тут ещё добавить? Только огромное «спасибо» за смелость локомотивной бригаде.