В одном из комментариев к статье о фразах, которые нежелательно произносить работнику в беседе с руководством, прозвучал посыл: а что, в свою очередь, нельзя произносить начальникам?
О-о, это бескрайняя тема. Но остановимся пока на том, что фразы руководителя любого уровня не должны быть:
а) унижающими человеческое достоинство;
б) оскорбительными.
В любом случае речью начальника мы управлять не можем (только делать выводы). А вот управлять в некотором смысле его поведением – очень даже вполне себе.
Итак, этот пост будет полезен и руководителям, и подчиненным.
Статья не о том, как плохой руководитель выжил хорошего работника или как сотрудника не устроил рабочий график или размер заработка. Даже если они оба милейшие люди, зарплата в компании высокая, работа рядом с домом и прочие блага также присутствуют – всё это не является гарантией, что сотрудник, прошедший по конкурсу и с радостью приступивший к своим обязанностям на прошлой неделе, завтра не напишет заявление на увольнение.
Интересная и поучительная история, услышанная в кулуарах на одной из конференций, врезалась мне в память. Рассказала ее топ-менеджер достаточно известного нас в регионе холдинга. Далее от первого лица.
Собственники бизнеса отдали в подчинение нам филиал, где уже был профильный для меня отдел с грамотным специалистом во главе. Ему нужно было просто подстроить процессы под нас – разработать отчеты, назначить ответственных лиц – то есть создать систему, способную интегрироваться в нашу. Поскольку мы работали в одной структуре, я достаточно хорошо этого специалиста знала: милая женщина средних лет, с большим опытом работы, на хорошем счету у руководства.
Трудности начались сразу же: составленные отчеты не отвечали поставленным требованиям, а иногда и здравому смыслу. Назначенные ответственные лица саботировали задачи. Система, не успевая строиться, тут же расползалась по швам.
Я, как руководитель, проводила «работу над ошибками», возвращала отчеты на доработку, беседовала с назначенными ответственными лицами. А больше всего недоумевала: как так, такой грамотный специалист и не может сделать пусть не простую, но обычную работу? Сотрудница написала заявление на увольнение…
И знаете, в чём было дело?
Я в самом начале неверно оценила тип сотрудника для выбора верного стиля руководства.
Предлагаю рассмотреть 4 стиля управления и 4 типа сотрудника. Если обеспечить их соответствие, сотрудник будет правильно мотивирован на выполнение задач, а руководитель может не беспокоиться о результате:
Так вот, написавшая заявление сотрудница просто была первым типом, а расказчица истории применила третий и четвертый стиль руководства. Просто неверно оценила сотрудника, вернее, не приложила к этому усилий, полагаясь на общее сложившееся в компании мнение. Когда в голове у нее всё встало на свои места, работника удалось сохранить. Они замечательно сотрудничают до сих пор.
Применение несоответствующего стиля управления в одних случаях пугает сотрудника (1 и 2 тип): он теряется, как сделать задачу, ставит себе психологические блоки, переживает, а процесс стоит. В других случаях – демотивирует (3 и 4 тип) – ведь он профи, и знает это, а вы к нему со своей инструкцией.
Если Вы не руководитель (может быть, пока J), не стесняйтесь обозначить своему начальнику свой тип. Работа пойдет слаженней, а Вы быстрее станете четвертым «типом работника».
Как это сделать, чтобы не выглядеть саботажником?
В первую очередь, дайте знать руководителю, что настроены на выполнение задачи качественно и в срок, что задача Вам интересна.
Далее: если ставится такая задача, что Вы ощущаете себя первым или вторым типом из нашей таблицы, просите подробную инструкцию и старательно записывайте ее по пунктам на бумаге. Выбирайте первые 3-5 пунктов, не стесняйтесь и проговаривайте ее с начальником еще раз – начните с фразы: «я правильно понял, что вот здесь я сделаю так-то и так-то?». Договоритесь, что будете в процессе обращаться за уточнениями и обратной связью.
Если Вы относите себя к третьему типу – «можете, но не хотите», постарайтесь понять себя – а почему Вы не хотите? Может быть, Вам не хватает вводных данных, чтобы понять, зачем вообще это всё? А может, Вы уже знаете, что задачу лучше трансформировать в другую? Когда заглянете внутрь себя и поймете, в чем дело – проговаривайте все с руководителем – это позволит повысить свою самомотивацию. Главное, чтобы потом, в процессе выполнения задачи, вы не мучались, восклицая: «Боже, зачем я это делаю?».
Бывает, что сотруднику ставят такие задачи, при выполнении которых он в силу воспитания или своих жизненных убеждений не чувствует себя «целостным». Тогда он тоже «Могу, но не хочу».
Пример из жизни: в силу «таланта» одних бизнесменов закрылась немаленькая сеть магазинов. Настолько немаленькая, что трясло весь город. При этом руководством была поставлена задача кадровику: сократить весь персонал без положенных выплат – средней зарплаты за 2 месяца. Ста с лишним бывшим работникам с барского плеча полагался просто расчет за проработанный месяц и компенсация за отпуск (у кого он был не отгулян). Кадровик – опытный, образованный, продвинутый HR – хоть и могла бы это провернуть профессионально, но по соображениям этики не смогла себя заставить. Долго сомневалась, но всё-таки уволилась – чтобы не выполнять задачу.
В таких случаях ничего не посоветуешь – вопрос всегда стоит в том, насколько ты «не хочешь».
Если Вы четвертый тип сотрудника – советую, как только руководитель ставит задачу, пусть он не успеет договорить, обозначайтесь: «Я знаю, как это сделать. Предоставлю Вам результат такого – то числа». Так пару раз – и руководитель всё понял.
Удачи, и всегда приятного сотрудничества!
Как Вы считаете, кому сложнее – руководителям или подчиненным? Какие руководители вам попадались чаще – автократы или демократы? Часто ли Вам приходилось писать заявление на увольнение из-за руководителя?
Другие наши статьи:
Психологические ошибки бедного человека
Психология денег. Что труднее: накачать бицуху или развить денежное мышление?
Выживаем при капитализме. Проверено: забудьте про эти фразы и будете зарабатывать больше остальных.
Зачем тренироваться на финансовом тренажере "CashGo" каждый день? Читайте здесь.
И конечно, заглядывайте в нашу группу вКонтакте.