Пако де Лусия - ТАК, КАК ИГРАЕТ НА ГИТАРЕ ОН, НЕ ИГРАЕТ НИКТО!
Имя Пако де Лусии знакомо абсолютно всем почитателям не только фламенко, но и классической игры на гитаре. Он один из сильнейших исполнителей традиционного испанского фламенко в мировом масштабе. Этот гитарист-виртуоз сумел создать свой собственный, неповторимый стиль игры на гитаре, который окрестили «Новым Фламенко».
Детство и юность Пако де Лусии
Пако де Лусия- это псевдоним, виртуоз взял его в честь своей матери – португалки Лусии Гомес. до 1967 — Пако де Альхесирас; настоящее имя и фамилия Франсиско Санчес Гомес (родился 21.12.1947 в г. Альхесирас, провинция Кадис, автономная область Андалусия, Испания), а музыка фламенко родилась в южной Испании - Андалусии.
Тяга к музыке у Пако была, что называется, обусловлена генетически. Дело в том, что его отец — Антонио Санчес — также был гитаристом и исполнителем фламенко. Пако рос рядом со звучащей музыкой и попробовал играть на гитаре уже в возрасте пяти лет. Как только он достиг некоторого продвижения в технике, его родители и вообще каждый, кто его слышал, поняли, что он имеет исключительный талант и пристрастие к гитаре. Поэтому уже в начале жизненного пути отец Пако устанавливает для сына предельную цель - он хочет, чтобы Пако стал самым известным в мире гитаристом фламенко. В результате, закончить среднюю школу Пако не удалось - в десять-двенадцать лет он перестал там появляться, почти всё свое время посвящая гитаре. Пако впервые привлек к себе внимание любителей фламенко, когда он выступил на конкурсе в Хересе в 14 лет. По правилам конкурса, он был слишком молод для участия в нем, и сыграл как бы вне соревнования, получив специальную благодарственную грамоту за свои усилия. Его профессиональная карьера реально началась год спустя, когда он был приглашен присоединиться к труппе танца Хосе Греко (Jose Greco). Вскоре стало очевидно, что Пако имел способности виртуоза. В возрасте 16 лет (в 1965 г) он подписал контракт с Philips (ведущей европейской компания грамзаписи) и сделал запись своего первого альбома (впоследствии за свою карьеру Пако сделал на Philips более тридцати альбомов). Пако работал для Греко в течении трех сезонов, но затем решил начать сольную карьеру.
Первые лучи успеха!
Во время гастролей труппы Хосе Греко по США в жизни Пако де Лусии произошло судьбоносное знакомство с Сабикасом, ведущим на то время исполнителем фламенко на гитаре. Именно он порекомендовал Пако постараться выработать свой собственный стиль исполнения, который заключался в компиляции традиционного стиля фламенко (чистого аккомпанемента) и своих мелодических пассажей, дополненных модерновыми пассажами, относящимися, по большей части, к джаз-фьюжну. Надо сказать, что совет оказался очень дельным: такой новаторство, привнесенное в один из самых традиционных музыкальных стилей, позволило его сольным альбомам, многие из которых были записаны вместе с Эль Камароном де ла Исла, певцом-исполнителем фламенко. Но всё же некоторые из своих «сольников» Пако де Лусия сделал в стиле «чистого фламенко».
В 1964 году состоялась еще одна судьбоносная встреча в жизни Пако – он познакомился с Рикардо Модрего. Гитаристы совместно записали три альбома, имевших большой успех.
С этого момента имя молодого гитариста-виртуоза было практически у всех на устах. Как обычные слушатели, так и музыкальные критики отмечали его своеобразную игру на гитаре, отличавшуюся прекрасным техническим исполнением. Благодаря гармоничному соединению классического исполнения и новаторских техник его стиль стали называть «Новым Фламенко».
Стоит отметить, что весьма плодотворным было сотрудничество Пако с братом Рамоном. Так, к концу 60-х ими были записаны 4 альбома – два в 1967-ом и еще два – в 1969-ом.
ПРИЗНАН МИРОМ!
В 80-х имя Пако де Лусии было уже известно во всем мире, во многом, пожалуй, благодаря созданному трио, в состав которого, помимо Пако, вошли такие легендарные гитаристы, как Ал Ди Меола и Джон Маклафлин. Совместно они записали два студийных альбома «Passion, Grace and Fire» (1983 г.) и, гораздо позже, «The Guitar Trio». Кроме того, трио записало альбом со своего живого выступления, которое состоялось в Сан-Франсиско в 1981 году («Friday Night in San Francisco»).
За свою творческую карьеру Пако сыграл со многими величайшими музыкантами и певцами, начиная от Ларри Кориелла и заканчивая Эриком Клэптоном.
В 1998 году Пако де Лусия на некоторое время отошел от концертной и прочей музыкальной деятельности. Так, вместе со своей супругой Касильдой Варела и тремя детьми он переехал в мексиканскую провинцию Юкатан, где семья провела 5 лет.
В 2003 году виртуоз возвратился в Испанию и продолжил заниматься музыкой и выступать. К этому времени у Пако накопилось достаточно материала для нового альбома, который гитарист назвал «Замечательные вещи». Этот диск был высоко оценен как на Родине музыканта, где его в 2004 году наградили премией принца Астурийского за «Вклад в развитие искусства», так в мировом масштабе – он удостоился награды «Latin Grammys», которая присуждается в Майами (Соединенные Штаты Америки). Кроме того, Музыкальный колледж Беркли, что в Бостоне, удостоил Пако де Лусию почетной докторской степени.
Пако де Лусия стал для всего мира олицетворением гитары фламенко. Благодаря его творчеству этот жанр теперь начал развиваться в странах, где этого никогда не случалось прежде. Андреас Сеговия в свое время переменил отношение к классической гитаре, исполнив на ней пьесы Баха и другие выдающиеся произведения, для нее специально не предназначенные, придав ей солидности и уважения в глазах общества - в первую очередь испанского, как ни странно. Аналогично Пако де Лусия придал социальной допустимости и значимости гитаре фламенко: на эту музыку общество тоже перестало смотреть свысока.
Испанский гитарист, один из самых известных исполнителей фламенко, Пако де Лусия скончался на 67-м году в 2014 году, 26 февраля жизни в мексиканском городе Канкуне, где он отдыхал со своей семьей.
Ему внезапно стало плохо, когда он играл на пляже с внуками. Гитарист скончался до того, как его успели доставить в больницу. По предварительным данным, причиной смерти стал сердечный приступ.
За свою творческую карьеру непревзойденный гитарист записал более 30 альбомов, которые оказались новаторскими для традиционного фламенко. Именно с легкой руки Пако классическое фламенко обогатилось джазовыми, блюзовыми и роковыми элементами. Для многих людей виртуоз являлся живой легендой, а для абсолютного большинства – величайшим музыкантом-исполнителем фламенко.