Найти тему
Подвал Истории

Маркиз де Монтеспан, любимец дам и игрок, завоевавший и... потерявший самую красивую женщину Франции

Мы так много знаем о самой яркой фаворитке Людовика XIV маркизе де Монтеспан и абсолютно ничего о её муже, красивом и обаятельном аристократе Луи-Анри де Пардалья́не де Гондре́не. Жизнь его осталась скрыта от всеобщего внимания за невероятным количеством романов и книг, где героями были лишь двое – влюбленный король и невероятно красивая Франсуаза де Монтеспа́н. Увы, но места для законного мужа в этом альянсе не нашлось.

Луи-Анри родился в 1640 году в семье Роже́-Экто́ра де Пардалья́на де Гондре́на, маркиза д'Анте́на и Мари́-Кристи́н де Заме́т де Мюра́т. Его детство было веселым, и он вырос лихим, красивым и галантным кавалером. Обаятельный и с хорошими манерами, Луи-Анри был любимчиком дам и сумел завоевать самую красивую женщину Франции, как сам говорил… Но он и не догадывался, чем это все обернется в будущем.

Гаспар Риго (1661–1705), брат художника и сам живописец. 1691 год. Фрагмент. Перпиньян (Восточные Пиренеи, Франция), музей Гиацинта Риго, собрание гражданской живописи. Из открытых источников. Это портрет молодого человека, который практически был современником маркиза и мог выглядеть в молодости примерно так. Тем более, что автор портрета - брат этого человека, который и сам был художником. То есть тут не имело смысла приукрашивать внешность модели.
Гаспар Риго (1661–1705), брат художника и сам живописец. 1691 год. Фрагмент. Перпиньян (Восточные Пиренеи, Франция), музей Гиацинта Риго, собрание гражданской живописи. Из открытых источников. Это портрет молодого человека, который практически был современником маркиза и мог выглядеть в молодости примерно так. Тем более, что автор портрета - брат этого человека, который и сам был художником. То есть тут не имело смысла приукрашивать внешность модели.

Самой красивой женщиной Франции была Франсуаза де Рошешуар де Мортемар, которая позже назвала себя Атенаис. Вначале мадемуазель де Тонне-Шарант, именно так ее называли в девичестве, была помолвлена с совершенно другим мужчиной. У её семьи, хоть и из старейшего дворянского рода, на тот период имелись проблемы с деньгами, поэтому потребовалось время, чтобы найти жениха, который согласился бы на совсем небогатое приданое. Вскоре его удалось отыскать, и Франсуаза была бесконечно счастлива. Но тот по неизвестным для нас причинам ввязался в дуэль, в результате которой погиб брат Луи-Анри. Жениху пришлось бежать из Франции, и помолвка была расторгнута.

Обручение Франсуазы закончилось настоящим скандалом, и она не только потеряла жениха, но и её репутация оказалась под угрозой. Люди говорили, что девушка связалась с мужчиной, который нарушил закон о дуэлях и убил человека, а затем бежал, как трус, в Испанию.

Мадемуазель де Тонне-Шарант (ок. 1660 г.) Коллекция Версальского дворца. Париж, Франция. Из открытых источников
Мадемуазель де Тонне-Шарант (ок. 1660 г.) Коллекция Версальского дворца. Париж, Франция. Из открытых источников

Атенаис спряталась ото всех и плакала день и ночь, ожидая момента, когда отец отправит её в монастырь, но однажды неожиданный гость постучал в дверь ее особняка. Это был неутешный брат убитого и красавец Луи-Анри. Он глубоко переживал внезапную безвременную кончину своего брата... и Франсуаза тоже. Оба вместе погрязли в печали, говорили ни о чем и обо всем одновременно, плакали и предавались грусти вместе. Все это привело к дружбе, которая, визит за визитом, становилась все сильнее и переросла в чувства, выходящие за рамки простого дружеского общения.

Итак, Луи-Анри попросил руки этой прекрасной и набожной девушки, которая очень волновалась за него и оплакивала его брата так же сильно, как и он сам. Решение было принято сердцем, а не разумом, потому что Луи-Анри легко мог жениться на ком-то с более богатым приданым. С другой стороны, мадемуазель Франсуаза, хотя её приданое и было весьма скромным, могла также найти кого-то более знатного.

Но существовала одна большая проблема: в то время как отец маркиза де Монтеспана пользовался огромным уважением и был советником государя, его дядя портил всю картину. Он был видным членом секты янсенистов и, следовательно, в значительной степени еретиком. С дядей-янсенистом маркиз де Монтеспан не мог получить должность при Дворе, что, в свою очередь, было плохо и для бедняжки Франсуазы.

Тем не менее оба желали заключить священные узы брака и сделали это всего через неделю после скандальной дуэли. 28 января 1663 года Луи-Анри де Пардальян де Гондрен женился на Франсуазе де Рошешуар де Мортемар в храме Сен-Сюльпис и сделал её маркизой де Монтеспан.

Франуса Буше. «Пастораль». Из открытых источников
Франуса Буше. «Пастораль». Из открытых источников

Жизнь в браке началась очень хорошо. Оба одинаково любили друг друга, и юный маркиз, а в ту пору и ему, и ей исполнилось лишь по 22 года, был крайне доволен тем, какую прекрасную и добродетельную жену он выбрал.

Маркиза быстро забеременела, чего еще он мог желать? Конечно же, денег. Приданое в размере 60 000 ливров было передано не в их, а в руки родителей жениха. Из него молодожены получали лишь небольшую сумму, как и от родителей невесты, в качестве годового пособия.

Маркиз и маркиза переехали в довольно скромный дом на улице Таран, они не могли позволить себе большего. Луи-Анри было запрещено появляться при Дворе, и в браке его жена также потеряла свое положение. Раньше она служила фрейлиной королевы, но для замужней женщины эта служба не полагалась. И все же родственники теперь от маркизы особенно ждали появления при Дворе, танцев на балах и участия в балетах, чтобы показать себя и супруга через свою грацию и красоту. И, возможно, в какой-то момент, если она будет вести себя хорошо, запрет с него будет снят. Конечно, это было дороговато из-за их финансовых проблем. Блистать при Дворе стоило денег, больших денег!

Игроки в карты, картина 17-го века. Автор Теодор Ромбоут. Из открытых источников
Игроки в карты, картина 17-го века. Автор Теодор Ромбоут. Из открытых источников

И Луи-Анри вместо того, чтобы помогать своей жене жить, основываясь на высоких моральных стандартах, поступил иначе. Он всегда любил азартные игры и в течение нескольких недель проиграл вчистую все их деньги, положенные им на год. Ах, как нехорошо… Месье накопил долги и, чтобы расплатиться, заимствовал деньги везде, где мог. Он занял 24 000 ливров у своей матери в счет приданого (их годовое пособие составляло 22 500 ливров), потом еще 18 000 ливров у родителей, причем не только от своего имени, но и от имени маркизы.

Вскоре после этого он задолжал 1 500 ливров месье Реми́ Марио́ну, еще 1 800 ливров каретному мастеру Жа́ну Оперо́ну и 900 ливров господину Жану Гербе́ру. Настал день, когда они потребовали свои деньги назад, но молодой маркиз де Монтеспан не мог их отдать, и потому кредиторы пригрозили ему немедленным арестом за неуплату. Опасность возрастала с каждым днём, поскольку месье оказался должен и не смог заплатить еще 2 170 ливров, которые требовали с него на этот раз два торговца. Вы можете себе представить, что происходило в доме Монтеспан, когда мадам узнала об этом. Это был сущий кошмар! Чтобы предотвратить надвигающийся арест своего супруга маркиза затащила его к двум парижским адвокатам составить договор о выплате долгов.

К счастью для господина де Монтеспана, торговцев удалось убедить согласиться на выплату в 1 000 ливров вместо полных 2 170. Если это его и научило, то ненадолго, потому что месье продолжал накапливать долги… и, похоже, он не слишком беспокоился о том, чтобы выплачивать их. Зато мадам приходилось разбираться с этим снова и снова. Все это, безусловно, сказывалось на их браке. А однажды Луи-Анри даже заложил красивые жемчужные серьги своей жены за совсем небольшую сумму, что совершенно добило маркизу, узнавшую о пропаже...

Франция. Этапы войны за Испанское наследство. Из открытых источников
Франция. Этапы войны за Испанское наследство. Из открытых источников

В какой-то момент до Луи-Анри дошло, что все это не повышает, а снижает вероятность получения должности при Дворе, а вместе с тем и постоянного дохода. Поэтому он стал искать иные способы разбогатеть, а заодно и прославиться. О Дворе не могло быть и речи, а вот армия – другое дело. Возможность представилась, поскольку герцог Лотарингский не уступил город и владения Марсалу Людовику XIV, который вошел во вкус, аннексируя земли и города Эльзаса и Лотарингии. Король сказал, что двинет туда войска добровольцев, чтобы герцог все же передумал. Маркиз де Монтеспан загорелся желанием участвовать в походе, как только услышал эту новость, разумно считая, что, если он хорошо послужит королю, тот позволит ему являться при Дворе. Это был шанс, который маркиз не мог упустить, даже если бы ему пришлось влезть в новые долги.

Аристократ его ранга и с титулом должен был выплачивать жалование своим людям, закупать оружие, лошадей, провиант и нести все расходы на дорогу. Да, если бы он не проиграл столько денег, то маркиз смог бы все это выполнить. Но, увы, ему снова пришлось идти просить в долг. Он занял 500 ливров, а затем, уже вместе с женой, он пошел к ростовщику, чтобы попросить еще 7 750 ливров, при условии, что ими будут оплачены только военные расходы. Затем он уговорил своего тестя предоставить ему аванс в размере 2 000 ливров и зятя дать ему еще 500. И тесть, и зять не имели ни малейшего представления о полном размере долга еще и потому, что месье и мадам де Монтеспан еще не достигли совершеннолетия, двадцати пяти лет, чтобы заниматься кредитованием и заимствованиями. Конечно, деньги пошли не только на военные расходы, но и частично на погашение игровых долгов…

А в итоге все оказалось напрасно. Пока войска были в пути, в том числе и месье де Монтеспан, герцог Лотарингский без долгих разговоров отдал город Людовику XIV. Луи-Анри вернулся в Париж к разъяренной жене, 13 000 ливров потрачено впустую. Рождение их первенца Мари-Кристин не особо улучшило ситуацию.

И, наконец, благодаря помощи брата Людовика XIV мадам де Монтеспан оказалась, так сказать, при деле. Ей предложили ​​должность при Дворе королевы, на небольшой доход она должна была обеспечить себя всем необходимым. Теперь на нее обращали внимание, и, чтобы хорошо выглядеть, ей нужны были платья по последней моде, горничные, которые помогали бы ей одеваться и укладывать волосы, драгоценности и карета, достойная её высокого положения.

Портрет мадам де Монтеспан в образе Ирис. Анонимный автор. 1660-е годы. Версаль, Париж, Франция. Из открытых источников
Портрет мадам де Монтеспан в образе Ирис. Анонимный автор. 1660-е годы. Версаль, Париж, Франция. Из открытых источников

Тем временем муженёк снова начал играть и вернулся из очередной неудавшейся военной экспедиции с еще большими долгами и без завоеванной славы. Поскольку их второй ребенок, Луи-Антуан, родился в 1664 году, пришлось нанять новый персонал и оплачивать все это деньгами, которых не было. Через два года после свадьбы любовь между ними угасла, а потом… это случилось. Другой Луи начал приглядываться к Атенаис.

Это был король, и он обращал в её сторону свой пристальный взгляд, на который маркиза ответила. Сначала Король-Солнце не особо хотел заводить с ней роман, но через некоторое время передумал, и они стали тайно встречаться. Атенаис держалась ближе к парижским резиденциям под предлогом, что это позволит ей лучше служить королеве. Луи-Анри либо делал вид, что не замечал происходящего, либо сначала действительно ничего не знал, даже когда король внезапно повысил на него голос.

Луи-Анри наслаждался теплыми лучами, падающими на него в виде похвалы за военные достижения, которых не было, и, похоже, тогда он думал, что находится в хорошем положении. По крайней мере, в достаточно хорошем, чтобы похитить молодую служанку, к которой он испытывал страсть, и спрятать её подальше. Семья девушки была возмущена и обратилась к королю. Тот отправил пристава забрать служанку, которую затем заперли для её же безопасности. Небезосновательно месье де Монтеспан боролся с судебным приставом, чтобы снова заполучить девушку. В конце концов, она ему наскучила, и он подарил ей 20 пистолей (1 пистоль = 10 ливров) за ее честь.

Мольер в приемной короля в ожидании аудиенции. Автор картины Франсуа Фламенг. Из открытых источников
Мольер в приемной короля в ожидании аудиенции. Автор картины Франсуа Фламенг. Из открытых источников

Позже Луи-Анри вернулся в Париж, возможно, привлеченный пьесой Мольера о рогатом муже, но не мог оставаться там долго. Кредиторы снова постучали в его двери. К тому времени у него было 48 000 ливров долга.

Вначале Луи-Анри, должно быть, притворялся, что не замечает, чем занималась его жена, но все изменилось, когда герцог де Монтозье, супруга которого была близкой подругой Атенаис и помогала устраивать тайные встречи, был назначен начальником стражи дофина. Месье де Монтеспан подумал, что его жена может иметь к этому отношение. Могли ли разговоры, которые он слышал о своей супруге и короле, быть правдой? И эта пьеса Мольера... Некоторые утверждали, что на произведение о рогатом муже его вдохновил Месье, чья жена развлекалась с его бывшим любовником, но также поговаривали о том, что рогатым мужем мог быть господин де Монтеспан. Луи-Анри потерял над собой контроль.

Людовик XIV, король Франции (1638-1715). Приписывается Шарлю Лебрену. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников
Людовик XIV, король Франции (1638-1715). Приписывается Шарлю Лебрену. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников

Он был разъярен и на парижских выставках обзывал короля прелюбодеем, пока всему городу не наскучили его бесконечная болтовня на тему «Горе мне!». В конце концов, это король развлекался с мадам де Монтеспан, и жаловаться на это таким образом было неприлично, думали они. Почему бы не получить из этого выгоду? Пусть король выплатит долги, даст хорошую должность или организует продвижение по службе, купит и подарит земли. Все, что нужно было сделать, — это молчать об этом и, возможно, даже отступить. Откровенно говоря, с супругом могло случиться что-то гораздо хуже, чем жена, которую любил король. А он был не простым человеком, и в этом случае все совсем иначе.

Но месье де Монтеспан не собирался уступать, даже если дело касалось короля. Поэтому он продолжал гневаться и написал текст, в котором еще больше осуждал монарха, сравнивая его со всеми библейскими персонажами. Он показал написанное Великой Мадемуазель, кузине короля и крестной матери господина де Монтеспана. «Сумасшедший. Вы не должны рассказывать такие истории», – ответила она, добавив, что люди все равно этому не поверят. То, что он говорил, граничило с оскорблением величества. Если долги не загонят его в тюрьму, то оскорбление короля, безусловно, сделает это.

Портрет Анны Орлеанской, герцогини де Монпансье (Великой Мадемуазель) кисти художника Шарля Бобруна, 1655 год. Музей Прадо, Мадрид, Испания. Из открытых источников
Портрет Анны Орлеанской, герцогини де Монпансье (Великой Мадемуазель) кисти художника Шарля Бобруна, 1655 год. Музей Прадо, Мадрид, Испания. Из открытых источников

Мнение господина де Монтеспана по этому поводу не изменилось, и он действовал так, как считал нужным. Король украл у него жену, и весь мир должен знать об этом. Она была его, и поэтому он мог делать с ней все, что хотел, например, забрать её от Двора... Месье тогда не знал, что маркиза уже носила под сердцем ребёнка короля.

После его встречи с Великой Мадемуазель, во время которой та увидела, какая ярость бушует у него внутри, она поспешила предупредить мадам де Монтеспан, которую считала подругой, и рассказала, о чем думал её благоверный муженёк. Пока они болтали на террасе Сен-Жермена, господин де Монтеспан прокрался во дворец, в покои своей жены. Вместо нее под его горячую руку попалась герцогиня де Монтозье… И он выплеснул свой гнев на нее.

Маркиз де Монтеспан и Франсуаза, его жена. Старинная гравюра. Из открытых источников
Маркиз де Монтеспан и Франсуаза, его жена. Старинная гравюра. Из открытых источников

Атенаис обнаружила мадам дрожащей от страха. В следующее его появление он застал их обеих. Мадемуазель рассказывала, что он угрожал женщинам и оскорблял их самым гнусным образом, заставляя их бояться за свою жизнь. И стало еще хуже. Луи-Анри начал преследовать свою жену, угрожал ей при каждом удобном случае. Однажды ночью он ворвался к ней в спальню, возможно, думал, что застанет её в объятиях короля, но она была одна, и она была уверена, что он убьет её. В другой раз маркиз прятался в коридоре, чтобы дождаться маркизу, просто оскорбить и уйти. Затем он стал её избивать. Когда он не преследовал и не скрывался, месье громко объявлял на каждом углу о том, что он наведывается в самые грязные бордели, которые только могут быть в Париже, в надежде заразиться модной болезнью и затем передать её королю через свою жену.

Мадам де Монтеспан пугало его поведение, а кого бы оно не испугало? Хотя она была любовницей короля, он не мог сделать для неё слишком много. Она была замужем, но не за ним. Только супруг мог решать вопросы, касающиеся её… как, например, дети. Поэтому было крайне важно, чтобы господин де Монтеспан оставался в неведении, когда дело касалось беременностей его жены. В противном случае он мог объявить детей своими, даже если король был отцом, и это означало бы, что он мог использовать их против Атенаис и Людовика, забрать, спрятать где-нибудь, и король ничего не мог с этим поделать. Не существовало закона, запрещающего мужу оскорблять, бить или насиловать свою жену.

Дофин Франции Луи (1661-1711), сын Людовика XIV. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников
Дофин Франции Луи (1661-1711), сын Людовика XIV. Версальский дворец. Франция. Из открытых источников

Атенаис переехала в другие покои и искала убежища у герцогини де Монтозье, но и там она не была в безопасности. Луи-Анри выломал дверь апартаментов, в которых находились обе женщины, и попытался разлучить их, чтобы насильно взять Атенаис. Когда их слуги бросились на помощь плачущим и кричащим дамам, ему пришлось отступить, но не без оскорблений в их адрес. То, что случилось с женщинами, быстро распространилось, и весь Двор заговорил об этом. Вскоре поползли слухи, что месье де Монтеспан задумал похитить свою жену и спрятать ее где-нибудь в Испании.

В конце концов, когда Луи-Анри повторил свое обвинение в отношении герцога де Монтозье и того, что его назначили ко Двору дофина только благодаря Атенаис, Людовик XIV получил шанс усмирить разъяренного мужа своей любовницы. Посредством королевского указа о заточении без суда и следствия, Луи-Анри был сослан в тюрьму за то, что бросил вызов авторитету короля в отношении назначения военачальника дофина. После недели в тюрьме Луи-Анри осознал, что, возможно, зашел слишком далеко не только с королем, но и с женой.

Луи-Анри де Пардальян де Гондрен, маркиз де Монтеспан. Портрет работы Николя де Ларжильера, около 1680 года. Фрагмент. Музей изящных искусств, Сан-Франциско, США. Из открытых источников
Луи-Анри де Пардальян де Гондрен, маркиз де Монтеспан. Портрет работы Николя де Ларжильера, около 1680 года. Фрагмент. Музей изящных искусств, Сан-Франциско, США. Из открытых источников

Его освободили со строгим приказом держаться подальше от Двора и оставаться в своем загородном имении. Удивительно, но он не протестовал, поэтому поползли слухи, что Людовик XIV дал господину де Монтеспану крупную сумму денег. Луи-Анри уехал из Парижа в Гасконь, забрав с собой сына и наследника. Их дочь уже жила в загородном имении с матерью. Атенаис не разрешали видеть сына до его 14-летия.

То, что сделал Луи-Анри по прибытии в провинцию, вызвало новый скандал. Он приказал широко открыть главные ворота, потому что, по его словам, рога мешают ему войти через маленькие. И, как будто этого было недостаточно, он затем сообщил собравшимся слугам в присутствии своих детей, что его жена умерла. Месье зашел еще дальше и устроил фальшивое погребение, на котором его дети и вся семья были одеты в траур, а похоронили манекен жены. После этого он катался в своей карете, задрапированной черным и украшенной большими рогами на крыше.

Маркиза де Монтеспан. Анонимный мастер. Мастерская Пьера Миньяра  (1612–1695). Версальский дворец. Франция. Из открытых источников
Маркиза де Монтеспан. Анонимный мастер. Мастерская Пьера Миньяра (1612–1695). Версальский дворец. Франция. Из открытых источников

Его изгнание в провинцию заставило Луи-Анри принять факты такими, какими есть. Самая красивая женщина Франции, его жена, больше не принадлежала ему. Он сохранил рога на крыше своей повозки, но немного успокоился. И все равно ему не позволяли вернуться ко Двору, потому что его предыдущие вспышки гнева все еще оставались в памяти короля и любовницы. Оба боялись, что однажды Луи-Анри может появиться без предупреждения, и вся суматоха начнется заново. Поэтому ему на многие годы вперед строго запретили даже ненадолго посещать Двор, когда он по делам приезжал в Париж.

Тем временем Луи-Анри стал своего рода благодетелем провинции. Его богатство было не слишком велико, так как ему пришлось поселиться в Гаскони, но после смерти дяди, герцога Бельгардского, месье претендовал на наследство. Людовик XIV позволил ему это сделать, но официально ничего не подтвердил. Господин де Монтеспан перестроил замки и улучшил владения, на которые претендовал. Он пытался изображать почтительного аристократа, но часто не мог скрыть свое истинное лицо. В какой-то момент маркиз влюбился в мадемуазель Рике́, дочь инженера, и громко заявил, что женится на девушке, добавив, что он напишет Папе в Рим, чтобы его брак с Атенаис расторгли. Когда разговоры об этом дошли до Двора, месье Лувуа (государственный секретарь по военным делам) быстро положил этому конец.

Кадр из фильма «Путь короля». Франция. 1996 г. Из открытых источников
Кадр из фильма «Путь короля». Франция. 1996 г. Из открытых источников

Лишь в 1690-х годах господину де Монтеспану разрешили снова показаться при Дворе, и всякий раз он старался вести себя как можно более галантно, особенно играя в карты со своими «дочерьми».

А иногда он не был столь почтительным. Вернувшись в провинцию, он играл в ланскне в элитном обществе и потерял своего короля червей. Одна из присутствующих дам дразнила, говоря: «Это не тот король червей, который причинил вам столько боли?» Увы, некоторые раны никогда не заживают. Луи-Анри сухо ответил: «Если моя жена стоит луидоров, то вас оценивают в тридцать су.» Чтобы убедиться, что женщина, о которой идет речь, не осмелится снова дразнить, он наградил её хорошим пинком немного позже во время бала-маскарада.

Луи-Анри проводил последние годы жизни либо в своих загородных поместьях, либо при Дворе, испытывая удовольствие и наблюдая, как его сын растет в благосклонности и славе мужественным молодым человеком, тесно связанным с дофином. Луи-Анри, пожалуй, было приятно видеть крах его жены, которая к тому времени уже много лет не желала появляться при Дворе. Тем не менее в своем завещании он написал много нежных слов о ней и даже сделал её своей душеприказчицей.

Портрет старика в красном кафтане. Первая четверть XVIII века. Неизвестный художник. Коллекция Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, Россия. Из открытых источников
Портрет старика в красном кафтане. Первая четверть XVIII века. Неизвестный художник. Коллекция Государственного Русского музея, Санкт-Петербург, Россия. Из открытых источников

Луи-Анри де Пардальян де Гондрен умер 1 декабря 1701 года в возрасте 61 года на руках у сына. Немногие оплакивали его. Маркиза де Монтеспан сделала то, что и требовалось в её положении: она надела траур и присутствовала на заупокойной мессе, где молилась об упокоении его души...

#история #культура #короли

Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: