Лусинэ Геворкян, соосновательница и участница рок-группы LOUNA, как-то заметила:
Рок – это движение, это история, это правда и свобода, это сила, способная сдвинуть горы и объединить общие усилия. В Роке нет места лицемерию, показухе, лжи. Рок – это не просто музыка. Рок-музыка – это жизнь.
Не правда ли, круто сказано? Так получилось, что я вспомнил на днях это высказывание Лусинэ, когда прослушивал пластинку рок-группы, о которой расскажу вам, друзья, в этом материале на волнах ДЗЕНа.
Мои постоянные читатели и подписчики знают, что я дотошно и целенаправленно исследую рок-музыку шестидесятых, потрясающей эпохи, к которой хочется обращаться вновь и вновь. Подпишитесь на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ, и вы в этом убедитесь.
А вот ЗДЕСЬ – каталог опубликованный мной постов: там легко разобраться и прикоснуться к творчеству более чем двухсот рок-команд того времени. Так что дерзайте!
А теперь – к главной теме этого материала. Представляю для тех, кто не слышал и не знал: THE BAND, рок-группа со скромным названием «БАНДА», начало которой аж в 1958 году… Именно тогда некий Ронни Хокинс (США, штат Арканзас), специализирующийся на вставшем тогда на ноги рок-н-ролле, а точнее – рокабилли, решил собрать вокруг себя состав единомышленников.
В группе появился ударник Ливон Хелм и ряд других музыкантов, имена которых сейчас уже забыты. Они назвали себя RONNIE HAWKINS & THE HAWKS. Группа, поплутав по просторам штатов, переместилась в Канаду (там система налогообложения была более лояльной, да и шоу-рынок еще не перенасытился). Американцев тянуло на родину, и потихоньку практически весь состав свалил назад, в США. Свято место, как известно… В команде появились канадцы.
Итак, сложилось следующим образом: Робби Робертсон (гитара), Ричард Мануэл (клавишные), Рик Данко (бас-гитара) и Гарт Хадсон (клавишные). Ну и, понятное дело, сам Хокинс, который стал довольно популярной фигурой в канадской рок-движухе.
Что-там у них не сложилось в отношении лидерства: Хокинс сознавал группу как сопровождающих его музыкантов, так сказать, аккомпанирующий состав, но парни думали иначе. В 1063 году они отделились от него, и лидерство в группе оказалось за барабанщиком Ливоном Хелмом. Группа начала выступать под именами LEVON & THE HAWKS CANADIAN SQUIRES.
И тут – о, случай! На группу обратил внимание САМ Боб Дилан, который к тому времени уже был знаменит. Он пригласил музыкантов в качестве своей концертной группы и в 1966 году они пустились в большой тур, причем именно для этого состав сменил свое название на THE BAND.
Дилан не использовал команду, как своих музыкальных рабов: он помог написать и издать в 1968 году их первый альбом «Music From Big Pink». Все композиции написали Мануэл, Дилан, Данко и Робертсон, поют на пластинке Ричард, Ливон и Рик.
Сильный альбом. Ритм-энд-блюз, госпел, кантри-рок, некая доля психоделики… Вышла она, понятное дело, под эгидой Боба Дилана, и его имя осветило путь альбому. Впрочем, это в отношении раскрутки: музыканты играют блестяще. Продававшийся поначалу слабовато, он раскрутился, и о THE BAND заговорили… Да и в широких массах понимающих почитали, что именно тогда родился кантри-рок.
Более того, позднее Эрик Клэптон, покинувший группу CREAM, признался, что услышав их дебютник, мечтал играть в THE BAND.
Критик написал об этом альбоме:
Один из главных альбомов для американской рок-музыки.
Образец тонкого вкуса, чувства меры и такта (особенно заметно на кавер-версиях песен Дилана) и умения передать дух времени так, что он остаётся интересен на долгие десятилетия вперёд.
Характерные для американского фолк-рока изысканные вокальные гармонии здесь предстают в одном из лучших своих воплощений. Замечательные инструменталисты Рик Данко (бас), Левон Хелм (барабаны), Гарт Хадсон (клавиши), Робби Робертсон (гитара) были, к тому же, отличными певцами, а тенор Ричарда Мануэля - главная вокальная жемучжина в этой драгоценной россыпи голосов.
Тексты высшего качества и не уступают даже включённым в альбом трём песням Боба Дилана (у которого The Band были довольно долгое время аккомпанирующим составом).
Настроение альбома, несмотря на мягкую красоту и кантри-романтизм музыки, неожиданно драматичное, если не сказать - трагическое. Неслучайно знаменитая песня "The Weight" (строчка из которой натолкнула Nazareth на выбор названия для группы) вошла в саундтрек культового фильма хиппи "Easy Rider" (3-я по счёту в фильме, сразу после 2х песен Steppenwolf, как мне помнится), который стал воплощением драматического конфликта "отцов и детей" в американском варианте образца 1968. Эта же песня является и самой успешной для the Band, если говорить об их (скромных) чартовых успехах…
В 1969 году выходит их второй лонгплей "The Band": такой же отличный, как и первый. Всё закономерно: команды стала отдаляться от Боба Дилана, ибо почувствовала в себе силы быть самодостаточной и самостоятельной. Робби Робертсон становится основным автором композиций группы. А такие вещи, как и "The Night They Drove Old Dixie Down" и "Up On Cripple Creek" позволяют попасть им в престижнейшее шоу Эда Салливана.
В августе 1969-го они выступали на рок-фестивале в Вудстоке.
Это уже серьезно. Это настоящий успех. Замечу, между прочим, что тогда, начиная с 1968 года по 1975-й, критики вполне серьезно рассматривают THE BAND на уровне ROLLING STONES и THE BEATLES. И это вам, говоря попроще, не хухры-мухры…
В 1970 году выходит не менее великолепный, чем два предыдущих, альбом "Stage Fright". И всё это на фоне напряженной концертной деятельности, где всё в одной куче: отели, самолеты, сумасшедшие фанатики, девочки, марихуана и кое-что более серьезное… Альбом хорошо продается, у парней появились лишние деньги. Увы, рок-музыканты в те времена, частенько тратили их на разного рода гадость.
Впрочем, следующий альбом 1971 года "Cahoots" тоже неплох. Я бы даже сказал – стабилен. От его прослушивания не пытаешься сравнить музыку на пластинку с другими опусами группы. Не морщишься – мол, первые пласты были удачнее... Сильный студийный альбом. Классная музыка классной команды.
Далее идут концертник "Rock Of Ages" и сборная солянка из ранних вещей команды под названием "Moondog Matinee": ну слабо это на фоне ранее выпущенного. То ли ребята начали лениться, то ли погрязли в собственных проблемах. Они даже не отправились в сопутствующий выходу альбома гастрольный тур…
А еще они записали тогда вместе с Диланом альбом "Planet Waves"…
Далее последовал период полураспада. Команды вроде бы гастролирует, выпускает в 1975 году приличный альбом "Northern Lights - Southern Cross", от которого критики по-прежнему в восторге, но музыканты уже посматривают в разные стороны, создавая свои собственные проекты.
Альбом "Islands" – выполнение их обязательств перед лейблом. А зальник "The Last Waltz" – это уже музыка на руинах. Группа распадается.
В середине восьмидесятых они, за исключением Робертсона, вновь собираются, выступают на различных площадках, но в 1986 году покончил с собой Мануэл (алкоголизм).
Альбомы "Jericho", студийник "High On The Hog", весь построенный на каверах и "Jubilation" публику и критиков особенно не вдохновляют. В 1999-м умер Данко, и это уже конец команды…
ДИCКОГРАФИЯ
Music from Big Pink(1968)
The Band (1969)
Stage Fright (1970)
Cahoots (1971)
Moondog Matinee (1973)
Northern Lights - Southern Cross (1975)
Islands (1977)
Jericho (1993)
High on the Hog (1996)
Jubilation (1998)
С БОБОМ ДИЛАНОМ
Planet Waves (1974)
The Basement Tapes (1975)
КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ
Rock of Ages (1972)
The Last Waltz (1978)
Live at Watkins Glen (1995)
С БОБОМ ДИЛАНОМ
Before the Flood (1974)
The Bootleg Series Vol. 4: Bob Dylan 1966, The "Royal Albert Hall"Concert (1998);
С РОДЖЕРОМ УОТЕРСОМ
The Wall Live in Berlin (1990)
Хочу заметить, что эту канадско-американскую команду называют обычно фолк-рок-группой, имея ввиду её кантри-предпочтения. Думаю, что она была более шире и разноплановее этой скучной трактовки. Это была велика рок-команда. Просто рок-команда со всем, что из этого вытекает. Ставить ей в стойло фолка – примитивно.
И еще пара фактов. Настоятельно советуют посмотреть документальный фильм Мартина Скорсезе «Последний вальс», где запечатлен последний концерт THE BAND в 1976 году. Концерт был воистину историческим: там много знаменитейших музыкантов, включая Дилана, Эрика Клэптона, Нила Янга и Мадди Уотерса…
THE BAND оставили свой след в российской рок-музыке, ибо альбом БГ 1997 года “Лилит» записан с их участием. Это уже возрожденный THE BAND, но, увы, без участия Робертсона. Это, на мой взгляд, уже совсем не то, что было в шестидесятых. Послушаем, взглянем, вспомним…
Ведь совсем недаром журнал Rolling Stone включил их в число величайших пятидесяти рок-команд эпохи рок-н-ролла, недаром в 1989 года их включили в «Зал славы канадской музыки», а в 1994 году – в «Зал славы рок-н-ролла».
Да и премию «Грэмми» за жизненные достижения так просто не дают…
На сегодня - всё. Если вы этого еще не сделали, то не поздно подписаться на канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Там много чего интересного. Надеюсь, вы не пожалеете... С уважением