Найти в Дзене
Naumoff

Мои первые шаги в 3D

Сегодня опишу свой опыт знакомства с 3д графикой, в какой программе сейчас работаю, как пришел к ней и почему. Первый опыт в 3D Графике Последние 9 лет я работаю инженером строителем в маленькой проектной организации. В маленьких организациях в провинции ты не можешь быть специалистом узкого профиля. Приходится знать и уметь то что не входит в твою компетенцию. С одной стороны это делает работу более разнообразной и не дает заскучать. С другой иногда это раздражает, особенно когда тебе приходится выполнять обязанности совсем не пересекающиеся с твоими интересами. Ну например когда бухгалтер делает дизайн визиток. И визитки получатся ужасные, и бухгалтер от работы отвлекается. Так же и на меня вначале карьеры скинули обязанность делать 3д модели для презентаций проектов. Тогда еще я не обладал какими бы то ни было художественными навыками. Но тема меня заинтересовала. Разумеется, ни кто не собирался оплачивать курсы. Мне предложили в свободное от работы время, погуглить чё вообще тако
Оглавление

Сегодня опишу свой опыт знакомства с 3д графикой, в какой программе сейчас работаю, как пришел к ней и почему.

Работа сделана в 3д максе по гайду Артема Куприяненко еще в далеком 2015 году.
Работа сделана в 3д максе по гайду Артема Куприяненко еще в далеком 2015 году.

Первый опыт в 3D Графике

Последние 9 лет я работаю инженером строителем в маленькой проектной организации. В маленьких организациях в провинции ты не можешь быть специалистом узкого профиля. Приходится знать и уметь то что не входит в твою компетенцию. С одной стороны это делает работу более разнообразной и не дает заскучать. С другой иногда это раздражает, особенно когда тебе приходится выполнять обязанности совсем не пересекающиеся с твоими интересами. Ну например когда бухгалтер делает дизайн визиток. И визитки получатся ужасные, и бухгалтер от работы отвлекается.

Так же и на меня вначале карьеры скинули обязанность делать 3д модели для презентаций проектов. Тогда еще я не обладал какими бы то ни было художественными навыками. Но тема меня заинтересовала. Разумеется, ни кто не собирался оплачивать курсы. Мне предложили в свободное от работы время, погуглить чё вообще такое этот 3Ds max и научиться делать какие то простенькие модельки по быстрому.

Без какого то системного подхода обучение шло со скрипом. Хоть мне и удалось найти на просторах интернетов много обучающего материала, освоить его было не легко. Некоторые вещи сбивали с толку. Например мне не составляло проблем смоделировать какую бы то ни было форму. А вот отрендерить ее и преподнести красиво ни как не получалось. Так же я ни как не мог уяснить почему я должен кроме самого 3д макса устанавливать какой то V Ray, отчего ни кто не пользуется стандартным визуализатором. Он настолько ущербный?

С толку сбивало и то разнообразие плагинов которые использовали 3дЭшники. Причем у каждого был свой набор, и разумеется объяснять ни кто не собирался как этим пользоваться, так что бы от начала и до конца.

Короче было трудно. А модели получались такие что показывать их людям было просто стыдно. Благо что в наших краях эстетическая грамотность встречается редко. Так что претензий к качеству исполнения было не много.

В скором времени в конторе появился человек с художественным виденьем и умеющий работать в архикаде. И ненужные обязанности с меня сняли. Я вздохнул с облегчением однако тема 3д графики долго не выходила у меня из головы. Я пообещал себе вернуться к изучению когда на это будет время.

Второй заход

К своей идее изучить 3д как следует я вернулся только через несколько лет, и то не сразу. Примерно пол года назад я стал собирать информацию о курсах, о программах да и вообще все что связано с 3д графикой. Ну там где она используется и для чего. Стало формироваться понимание что вообще происходит в этом мире, и я стал лучше понимать что именно мне нужно от 3д.

Изначально я планировал использовать 3д редактор в качестве вспомогательного инструмента для 2д рисунков. Для этого от редактора требуется минимум инструментов. Достаточно просто создать сцену из примитивов, выставить свет и можно переходить в фотошоп для отрисовки. Это очень полезная штука не только для скипа перспективы, но и для поиска светового и тонового решения. Ну и одну и ту же сцену можно отрисовывать с разных сторон. В общем для художника полезная штука. Причем это не что-то принципиально новое. Художники старины делали то же самое, только они использовали гипс или глину для тех же задач.

Понятно что суперрендер для такого не нужен. От 3д макса с кунсткамерой плагинов я отказался. Слишком много места занимает на диске и порог вхождения великоват. Я стал подыскивать программки по проще. Сначала поковырялся в скетчапе. Потом были еще какие то бесплатные и условно бесплатные программы. 3D paint от майкрософт совсем не зашел. Ломать профессиональную софтину тоже как то не хотелось. И тут мне попался на глаза Blender 3D.

Сперва эта программа показалась мне уж очень неудобной. Горячие клавиши странные, некоторые функции запрятаны не пойми куда. И тем не менее из бесплатных это пожалуй единственный достойный вариант. Ну хотя бы потому что она полнофункциональна из коробки. В общем выбор пал на блендер.

Изучаю Blender 3D

Как уже говорил, работа в блендере показалась мне не очень комфортной, если сравнивать с 3д максом. Однако порадовало то что внешний вид можно приспособить легко для любых задач.

Найти обучающий материал труда не составило. Набрав достаточно материала я приступил к изучению. Теперь у меня не было жестких неадекватных сроков и я мог посвятить изучению столько времени сколько мне хотелось.

Постепенно я начинал понимать логику программы. Опыт работы в 3д максе скорее мешал чем помогал. Те вещи которые в максе делались просто в блендере осуществлялись с лишними телодвиженями (по моему субъективному мнению). И не всегда есть аналог функции которую я раньше использовал. Например, я только недавно узнал как проковырять дырку в примитиве. Ну например нужно схлопнуть два противолежащих полигона. В 3д максе это делалось просто, выделяем полигоны, жмякаешь правую кнопку мыши, наступаешь на bridg, готово. В блендере та же самая функция запрятана черт знает куда. Нужно выделить полигоны, нажать F3 написать команду bridg и выбрать из списка подходящую. Ну или зайти в меню Mash и там искать эту команду.

И так много в чем. Если другие 3д пакеты пытаются как то стандартизировать общепринятые функции, то в блендере эти самые стандартные функции приходится выискивать. Скорее всего ты найдешь их в неожиданном месте. Хотя с другой стороны, удобство это вопрос привычки и не более.

Есть и другие проблемы с этим софтом. Например импорт dwg файлов. Хоть убей они у меня не хотят подгружаться. У блендера вагон разных версий в которых одни и те же функции работают по разному. То есть если ты выполняешь какой то гайд, например по моделированию пончика, то лучше скачать ту самую версию в которой работает автор, иначе те же действия могут тебя удивить. Но даже если ты скачаешь ту же версию это еще не говорит о том что все пройдет гладко.

Стоит пару слов сказать и о физических симуляциях. Они в блендере реализованы криво. Больше всего багов я ловил при попытке создать воду и огонь. Что-бы симуляция хоть как то работала нужно проделать некоторые бессмысленные ритуалы которые скипают баги. Причем в каждой версии порядок действий разный.

В общем проблем у программы в самом деле много. Однако если освоиться и врубиться в логику блендера то их чаще всего можно обойти.

Конечно можно возразить "Ты говорил что собираешься использовать только базовый функционал 3д программы, а сейчас предъявляешь за функции которые тебе не нужны." Да это так. Но во первых, по мере изучения я все больше погружаюсь в мир 3д графики и хочу большего. А во вторых то о чем я говорил действительно нужные вещи для остальных 3дэшников. А если ты научился работать в блендере а потом решил перейти на профессиональный редактор вроде майя, то перейти будет труднее чем с 3д макса или 4д синема.

Что в итоге

Пока что я только в начале своего творческого пути, но промежуточный итог таков.

Блендер объективно хорошая и мощная программа. Вполне рабочий инструмент. К плюсам можно отнести не только его бесплатность но и кросплатформерность. То есть он будет работать и на винде и на маке и на линуксе. В программу входят такие функции которые обычно не входят в 3д пакеты, например создание 2д сцен и их анимации. Можно в самой программе отредактировать видео и изображения. Особого внимания, как по мне, заслуживает движок фристайл который позволяет делать стилизованный рендер. Меня эта фишка очень заинтересовала. В общем плюсов хватает.

Но пока из-за недоработки отдельно взятых инструментов, блендер не может быть стандартом в крупных студиях. То есть после обучения в блендере если захочешь работать, например в геймдеве, придется переучиваться на другой софт.

Короче. Если ты хочешь быть 3дЭшником, то нужно держать минусы в голове. А если ты 2д художник или дизайнер то блендер станет отличным вспомогательным инструментом.