Найти тему

Как «злейший классовый враг Бахрушин» защитил от народа его же достояние

Оглавление

Эта история началась еще в те времена, когда ни у кого не возникало вопроса, зачем России нужен музей театра.

День двадцать девятого октября 1894 года, когда Алексей Александрович Бахрушин впервые представил коллекцию театральных артефактов общественности, стал датой рождения музея нового типа – первого в России и одного из первых в мире.

Коллекция росла с такой скоростью, что вскоре дом промышленника стал тесен для нее, и хозяином был приобретен участок, на котором новый дом строился уже с учетом его использования в качестве музея – первый этаж под коллекцию, второй – жилой, для семьи.

Пригласили архитектора Карла Гиппиуса, и вот уже проект дома в стиле неоготики – эдакий младший брат Царицынского дворца – был готов.

Так дом выглядел в начале 20 века
Так дом выглядел в начале 20 века

Кто-то называл его пряничным домиком, и действительно, стены красного кирпича были украшены как будто белой глазурью – обрамление окон, углы, башенки, все это навевало воспоминания о тульском прянике.

Внутри стиль был тоже соблюден, плюс добавились элементы модерна, который очень ловко сочетался с зАмковым оформлением комнат и залов.

Рассказывают, что Бахрушин высоко ценил музыку П.И. Чайковского, и идею замка привнесла в том числе и его последняя опера «Иоланта» со своей средневековой романтикой.

Листайте галерею:

Символом дома решено было сделать чертополох – его можно видеть в отделке стен и в ленте, идущей поверху, вдоль потолка.

Считалось, что чертополох охраняет дом от злых сил, а еще он является символом настойчивых и упорных людей, к каковым небеспричинно относил себя и Бахрушин.

Помимо этого, второе название чертополоха – татарник, а у Бахрушиных имелись татарские корни: семья была из города Касимова, и только переехав в Зарайск, они приняли православие.

После Зарайска была Москва, в нее дед и бабушка АА въехали на простой крестьянской телеге, а уже через несколько лет дед был владельцем кожевенного производства, которое сам и основал.

Парадная гостиная, где состоялась передача музея государству в 1913 году. По стене идет бордюр с изображением чертополоха. Фото автора
Парадная гостиная, где состоялась передача музея государству в 1913 году. По стене идет бордюр с изображением чертополоха. Фото автора

К тому времени, как АА наследовал дело, семья Бахрушиных была в числе самых богатых московских купеческих фамилий, а уж сам АА стал и действительным статским советником, и гласным Московской Городской Думы, и академиком Российской Академии наук.

Мало того, он владел всеми струнными инструментами, любил напевать приятным баритоном, играл в молодости на сцене Перловского театра.

И как раньше он был завсегдатаем всех Больших и Малых театров, теперь частыми визитерами его гостеприимного дома стали самые известные люди театра – все тянулись на знаменитые «Бахрушинские субботы».

Листайте галерею:

«Театральный Версаль», «сокровищница русского театра» - так называли его современники.

Как-то Бахрушин поспорил со своим двоюродным братом, что соберет за месяц больше вещей, чем он, и выиграл. Хитрец, он разработал целую систему по «выманиванию» у именитых актеров личных вещей для коллекции.

Когда к нему приходили видные театральные деятели, он заранее устанавливал витрину, касающуюся гостя, наполненную самыми незначительными вещицами.

«Все, что имеем, - скромно потупясь, говорил Бахрушин, и деятель жертвовал в коллекцию ценный экспонат.

«Дорастив» свое детище до почти двадцатилетнего возраста, Алексей Александрович решил, что дитятко достаточно повзрослело, чтобы отдать его в добрые руки государства, и вот в 1913 году в большой гостиной с готическими окнами и кессонным потолком состоялась официальная передача дома и музея Императорской Академии Наук, о чем свидетельствует и сохранившаяся большая и подробная фотография. Председательствует на заседании Вел. Кн. К.К. Романов (писавший стихи под псевдонимом К.Р.), за столом – культурная элита империи: Станиславский и Немирович, Бунин, Ермолова, другие достойные граждане.

Таким образом, получился первый в Европе государственный литературно-театральный музей.

Вход в музей. Фото автора
Вход в музей. Фото автора

Специалисты считают, что именно эта передача помогла спасти музей от разграбления после революции 1917 года – спас статус государственного, лозунг «грабь награбленное» здесь уже не срабатывал: государство стало рабоче-крестьянским, а грабить самих себя еще было как-то не с руки.

Как мудрый Бахрушин сумел увидеть сквозь время, что случится на его веку?

Но даже несмотря на статус, в октябре 1917 года хранитель музея Михайловский пишет :

«Сильно заметно озверение людей… По городу распространился слух, что большевики будут резать капиталистов. Сегодня собираются громить квартиру председателя театрального музея Бахрушина, где находится значительная часть коллекции».
Пролетарская рука готова нанести удар. Фото автора
Пролетарская рука готова нанести удар. Фото автора

В 1919 году музей был передан в ведение Наркомпроса и сохранил статус государственного учреждения. Тесное знакомство Бахрушина с Луначарским помогло спасти музей от внешних посягательств.

В 1924 году, когда отмечалось 30-летие музея, московская районная контрольная комиссия была направлена для проверки его работы. Она пришла к выводу, что

«за 7 лет Октября музей не сумел заинтересовать рабочих. Его работа рассчитана на узкий круг лиц, несмотря на свое местоположение в фабрично-заводском густонаселенном районе. На фоне острого жилищного кризиса в районе, в том числе и среди рабочих бывших бахрушинских фабрик, переименованных новой властью в «Красное веретено» и «Красный поставщик», музей вместе со своими постройками и садом занимает слишком большую площадь.
Во избежание дальнейшего озлобления рабочих и поднятия авторитета сов. власти в глазах рабочих, просить и категорически требовать у Наркомпроса перевода музея как не оправдавшего своего назначения по обслуживанию фабрик и заводов в другое помещение и чистки служащих такового, а также выселения злейшего классового врага и эксплуататора Бахрушина в целях заселения домов рабочими и детскими учреждениями от фабрик и заводов».

И опять АА пришлось использовать все свои прежние знакомства и новые связи, чтобы отстоять музей. Вполне вероятно, что и довольно ранняя смерть его в 1929 году – следствие постоянного напряжения, необходимости ежедневно отстаивать даже не свое, а народное достояние – для народа.

Фигура Бахрушина крайне недооценена, ведь он – человек, сохранивший историю русского театра, да еще в такие времена, когда это подвижничество можно было смело назвать подвигом.

Помимо личных вещей и костюмов, фотографий и портретов, в музее имеется такой объем документов, что обрабатывать его еще многим поколениям.

Статьи об интересных личностях читайте здесь: #persona grata рт

А также: Посещая старые усадьбы, я начинаю понимать отношение белогвардейцев к большевикам

Читатели насмешили меня, посоветовав «читать книжки по истории»

Если Вам понравилась публикация, поддержите канал. Буду признательна за лайк, комментарий, подписку.