Мы все хотим, чтобы Бог нас не просто слышал, но и слушал. Что же для этого нужно?
Порой нас сбивают земные аналогии, и мы можем уподобить социальную лестницу – небесной и сделать вывод, что как губернатору или сенатору легче пробиться к президенту, чем простому человеку, то нечто похожее происходит и на небе.
Пусть там – своя иерархия, но, дескать, монаха Бог быстрее услышит, чем простого мирянина, ибо он выше на «духовной лестнице», чем простой христианин-мирянин.
Однако батюшка Серафим на этот счет оставил мнение, к которому нам всем стоит прислушаться. Вот что он сказал по этому поводу:
«Господь равно слушает и монаха, и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы «яко зерно горушно», и оба двинут горы».
Итак, что же нужно, по словам батюшки Серафима, чтобы тебя слушал Бог:
- быть православным;
- любить Бога;
- иметь веру хотя бы с «зерно горушно».
Давайте последовательно разберем эти условия.
Итак, первое условие – быть православным.
Все просто – живешь в России, где поколения твоих предков были православными христианами – значит, и ты должен быть им быть, ибо ты родился в этой духовной традиции.
А вот если ты начинаешь, грубо говоря, «выделываться» - и вера не та, и Церковь не та, и попы не такие, и делают не то… О чем это говорит?
Это говорит о твоей гордыне.
Твоих предков все устраивало, хотя и в их времена в духовной жизни было далеко не все благополучно. Но они не оставляли своей веры, оставались православными христианами – то есть соблюдали первое условие, по которому тебя будет слушать Бог.
Это можно сравнить с главнокомандующим, который построил полк, а там стоит солдат, одетый в другую форму или вообще по-мирски… Его, разумеется, выведут с глаз долой.
Если ты стоишь в «российском полку» верующих – то и «одет» должен быть соответствующе (мы сейчас не говорим о «других полках» - мусульманских, буддистких и т.д.).
Однако у нас чаще обратная картина – стоят солдаты, одетые, вроде бы, в «православную форму», но по-настоящему не являющиеся «православными солдатами».
То есть они думают не о том, как достойно служить и победить в войне, а о том, как пограбить гражданских и обогатиться.
У нас действительно на словах много «православных» - у них и крестики на груди, и в Церковь они иногда заходят. Но в действительности никакими православными христианами они не являются.
Вот чтобы отличить таких псевдоправославных – у батюшки Серафима есть два других условия.
Второе условие – любить Бога.
Вот как хорошо и точно.
Для любящего человека, тот, кого он(а) по-настоящему любит, всегда стоит на первом месте.
Он или она готовы все сделать для по-настоящему любимого, выполнить любое его желание, сделать все, чтобы понравиться и чтобы ему(ей) было приятно.
Вот так и нужно вести себя по отношению к Богу, если ты Его по-настоящему любишь.
Бог должен стоять в душе на первом месте, и все в жизни должно быть подчинено Его воле.
Вспомните: если вас кто-то когда-нибудь любил(а), даже если вы сами не любили этого человека, вы не могли не обращать внимание на его любовь.
Самое черствое и жесткое сердце под влиянием искренной любви не может не смягчиться – так это мы говорим о человеческих сердцах. Что уж там говорить о Боге!
Только – увы! – это опять не про большинство наших «православных». То, что они порой «одеты» по-православному, далеко не всегда говорит о том, что они любят Бога, и Он стоит у них на первом месте в жизни.
Чаще не на первом, и даже не на втором, а во втором десятке предпочтений - между любимой подружкой и любимой собачкой.
Ни о какой «настоящей» любви при этом говорить не приходится.
Но есть еще и третье условие – иметь веру хотя бы с «горчичное зерно».
И здесь мы тоже многих недосчитаемся из прошедших первые два условия.
Вот полностью слова Иисуса Христа по этому поводу «горушного зерна»:
«…ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17.20).
И батюшка Серафим подтверждает эти слова Иисуса Христа.
А что же получается? У кого найдешь такую веру?
Мы не проходим этот последний «тест» на «слышимость» и прежде всего потому, что сомневаемся в самих этих словах Иисуса Христа.
Мы проверяем их по себе, думаем, что если я скажу горе перейти – она точно не перейдет, значит…
А что, правда, значит?.. Это значит - точно не то, что эти слова Христа «неправильны», «чрезмерны», «аллегоричны»… или еще что-нибудь.
Это значит только одно – у нас самих нет такой веры. И прежде всего веры в истинность этих слов.
Мы не проходим даже маленький тестик на доверие словам Иисуса Христа, в Которого, как будто бы верим, и потому называемся «православными христианами».
В самом деле – могут ли двигнуться горы от такой нашей веры в истинность слов Иисуса Христа, если мы изначально в них сомневаемся? Конечно же, нет.
А вот батюшка Серафим не сомневается, потому и приводит эти слова Иисуса Христа как последнее условие «слышимости» Богом наших к Нему обращений.
Он-то уж точно мог подвинуть любую гору, ибо у него нет и малейшего сомнения в полной истинности слов Христа.
Подведем итог.
Итак, по словам батюшки Серафима, Богу действительно не важно положение человека даже и на «духовной лестнице» - монах это или мирянин.
Он смотрит на человеческое сердце – что в нем?
Если человек по своей гордости пренебрег верой своих православных предков, если отводит Богу место во втором десятке предпочтений, если сомневается в Его словах – то, как такой человек может думать, что Бог будет его слушать?
Ты сам свел Бога куда от себя подальше – теперь вини себя, если твой голос до Него теперь не долетает.
Он, конечно, долетает, но на каких основаниях ты будешь считать, что Бог обязан к нему прислушиваться?
Если ты сам свел эти основания на нет – жалуйся только на самого себя.