В прошлом месяце (июль 1887 года) посетила Донскую область японская военная миссия, прибывшая на Дон с целью ознакомления со службой, бытом и внутренним управлением донских казаков. Как известно, Япония в последние годы стала сильно прогрессировать во всех отношениях и обнаружила положительную склонность сравняться с европейскими государствами. Несмотря на островное положение империи, отодвигающее на второй план значение сухопутных войск и в особенности кавалерии для поддержания политического могущества государства, – на армию обращено в Японии большое внимание, и в настоящее время обучение её ведётся на европейский манер. Ружья же, ещё недавно заказываемые в Европе, теперь изготавливаются на местных заводах и составляют изобретение японского офицера, причём, как слышно, не уступают европейским ни в техническом, ни в боевом отношении. Что касается кавалерии, то численность её, по сравнению с другими родами оружия, весьма невелика, и притом вся кавалерия разбита по эскадронно по пехотным дивизиям. Но в настоящее время появилось желание увеличить численность кавалерийских частей. Лучшим районом для комплектования кавалерии служат северные провинции государства, в которых находятся так называемые военные поселения, образованные по преимуществу из бывших феодалов-дворян, ныне свергнутых после долгого сопротивления, подавленного правительственными войсками.
К основанию военных поселений привело, с одной стороны, желание населить северные провинции, весьма пустынные сравнительно со средними и в особенности южными частями государства, где скученность населения в настоящее время уже довольно значительна; с другой же стороны, эти поселения, при надлежащем военном устройстве, должны образовать естественный оплот для защиты государства с северной стороны. Такая попытка – уже не первая в истории, но к чему она приведёт, может показать только будущее, так как военные поселения в Японии находятся ещё в периоде первоначального развития.
Местность, занимаемая поселениями, имеет более степной и менее гористый характер, нежели остальное пространство империи, что способствует развитию коневодства в поселениях. Это обстоятельство, в связи с сравнительной воинственностью бывшего дворянства, считавшего некогда военную службу своим призванием, позволяет рассчитывать на благоприятный результат формирования кавалерии именно в этой местности и притом в более значительных размерах, чем это существует теперь в японской армии.
Так как японцы вообще очень зорко следят за всем, достойным подражания в Европе, и хорошо знакомы с историей главнейших европейских народов, то прежде, чем приступить к указанным реформам в поселениях, они и решили познакомиться со столь известным в истории Донским войском, бывшим в течение нескольких столетий действительным оплотом русского государства от многочисленных его врагов. Главный интерес, конечно, заключался в ознакомлении с домашней жизнью, бытом казака, как земледельца, готового, в случае войны, сейчас же обратиться в воина и кавалериста. И вот, по прошествии всего только 16 лет с тех пор как первый японец ступил на европейскую землю, – снаряжается целая военная миссия, имеющая от своего правительства официальное поручение – ознакомиться на месте с донским казаком, его лошадью, наездничеством, вооружением, снаряжением, домашним бытом, мирными занятиями, внутренним самоуправлением и вообще со всем, что окажется достопримечательным в устройстве и жизни донского казачества.
Миссия состояла из следующих лиц: начальника военных поселений Японии генерал-майора Нагаяма, служащих по управлению поселениями: майора Араки и капитана Тотчинаи и переводчика-чиновника Козима, который только один говорит свободно по русски; все же остальные не знают никаких иностранных языков. Такой подбор лиц весьма целесообразен, так как в состав миссии вошли те самые офицеры, которым придётся быть главными руководителями при введении нового устройства в поселениях, если таковое последует. Все они, по-видимому, достаточно образованы и знакомы с военным делом, отличаются крайней любознательностью и способностью быстро усваивать совершенно новые для них сведения, как например – приобретённые ими при путешествии по области, во время которого они обнаружили также значительную неутомимость, в особенности генерал. Последний известен в своём отечестве, как весьма энергичный и неутомимый военачальник, чем он особенно отличался во время подавления последнего восстания в Японии, в котором он играл довольно видную роль.
В отношениях между собой заметна строгая дисциплина и чинопочитание, а в обращении с посторонними – изысканная вежливость и предупредительность, равно как и искусство, с которым они сумели согласовать церемонный этикет их отечества с широким гостеприимством и приветливостью нашего народа. Незнание русского языка значительно их затрудняло, так как они могли изъясняться только через переводчика, о чём весьма сожалели; переводчик выучился русскому языку в одном из японских университетов, где всякий выбирает для изучения какой-нибудь иностранный язык по своему желанию; он владеет им весьма хорошо. Во время пребывания в городе, члены миссии почти постоянно носили присвоенные им военные мундиры; при путешествии же по области – статское платье.
В означенном составе миссия отплыла ещё в начале марта из порта Иокогама в Сан-Франциско, – через Тихий океан; затем направилась по железной дороге до Нью-Йорка, оттуда через Атлантический океан – в Ливерпуль; далее – в Лондон, Париж, Берлин и Петербург. Здесь миссия обратилась в Главное Управление казачьих войск за необходимыми справками и, по получении их, направилась в Новочеркасск, куда и прибыла 6 июля.
Сделав визиты начальствующим лицам и получив от них приглашение осмотреть в городе всё, интересующее её, миссия сейчас же приступила к делу и в течение 4 дней, успела осмотреть следующие учреждения, заведения и строевые части: пожарную команду, которая была вызвана по тревоге и явилась в назначенное место спустя четыре минуты после вызова; местную команду в строю, в составе около двух сотен; артиллерийские аммуничники льготных батарей и войсковой склад, причём посетителям была изложена сущность вопроса о мобилизации донских льготных батарей и льготных полков; кадетский корпус, военно-ремесленную школу, где особенное внимание было обращено ими на седельное мастерство и выделку ремней; юнкерское училище; областное правление, где подробно были осмотрены все регалии, жалованные войску; управление горной и соляной частями, где миссии была поднесена пластовая карта каменноугольных бассейнов области; атаманский дом и сад.
За это же время были совершены поездки: на дачу института, где оставшиеся воспитанницы своей радушной встречей и приветливостью произвели на гостей самое приятное впечатление; затем в артиллерийский лагерь, где был показан артиллерийский табун, и в юнкерский лагерь, где оставшиеся юнкера произвели взводное учение, после которого показано было фехтование и гимнастика. Миссия побывала также на войсковом конском заводе, где подробно осмотрены были все конюшни и косяки, а также показано накидывание арканом и объездка молодой лошади.
Газета «Донская речь» № 89 от 2 августа 1887 года.
продолжение ⇨
Навигатор ← Из истории области войска Донского