Найти тему
Синий Сайт

Андрей Волковский, «Обычный Парень»

В городе живут не только люди, но и те, кто считает людей частью пейзажа. Но однажды порождения города встречают человека, способного удивить их.
В городе живут не только люди, но и те, кто считает людей частью пейзажа. Но однажды порождения города встречают человека, способного удивить их.

Каким он был? Да обычным. На первый взгляд и не отличишь от других. Но стоило внимательнее посмотреть на него — больше ни с кем не перепутаешь.

Во-первых, он нас видел. Это редко-редко да бывает. А во-вторых, он нас не боялся.

Помню, как впервые его увидел. Вернее, услышал сначала. Он смеялся. Он вообще часто смеялся, как я потом узнал. Так вот, слышу: смеётся кто-то. И не наш вроде, а ведь слышу. Эти-то шумят как река под старым мостом: монотонно так, бу-бу-бу, бу-бу-бу! Что радуются, что ссорятся — всё одно. А тут — смеётся!

Огляделся: прыгает по лужам какой-то из этих. Весна была, дождик недавно прошёл. Остальные по краешку, по тротуарчику, лишь бы ножки не замочить, а этот скачет среди пустой улицы и смеётся. Смотрю, а он от Лужевых Волков уворачивается.

— Эх вы, — говорит, — смешные! Нет, ботинок не дам, неа!

Я глазам не поверил: не может такого быть, чтобы этот Лужевых Волков увидал. Таращился-таращился дурак-дураком, пока он голову не повернул и не спросил — спокойно так, знаешь:

— Добрый день, а это не ваши зверята?

И в глаза мне смотрит! Прямо в глаза! Меня эти отродясь не видели, хоть я в Городе уж сто тридцать пять лет живу. Ни разу! А этот смотрит и улыбается. Глаза у него синие-синие. Как летнее небо в сумерках.

Я башкой помотал: слова из себя выдавить не сумел. А этот руками развёл и поклонился. Дурашливо вроде, да не обидно. Будто всерьёз.

Я тогда, признаться, перетрусил изрядно. Что же это, думаю, такое делается, а? Перешёл на соседний бульвар одним шагом, через тень, посидел под липами, запахами весенними закусил — ах, как тогда земля после дождика пахла! а ожидание первых листочков? а аромат высокого неба какой был! — и решил: надо за этим последить.

Вернулся я, а этот из лужи вылез и пошёл куда-то в сторону Старого Па.

Идёт, по сторонам таращится. И на деревья, и на дома, и на столбы, и на этих, и на скамейки, и на кошек, и на голубей. Улыбается, словно никаких забот у него нету.

Встал у железных ворот, где табличка висит, выудил из кармана помятый блокнот и огрызок карандашный и давай по бумаге шуршать.

Эти вокруг текут рекой, гомонят, шумят, торопятся. Огибают того, с блокнотом, словно волны камень. И не остановится никто, не посмотрит.

Меня прям любопытство разобрало: что он там рисует?

Подкрался я поближе, шагнул тенью к железным воротам, мимо этих. Смотрю: на белой странице сидит воробей, а вокруг него весна: листья, ветерок, запахи и тени. Да-да, прямо на плоском листе! У этого!

— А как называется огромный голубь с четырьмя крыльями? Пёстрый, красивый, величественный такой. Я его видел несколько раз на крышах.

И смотрит на меня своими синими глазищами.

Я от удивления даже ответил:

— Голубиный барон.

Этот улыбнулся: спасибо, мол, как здорово.

— А вас как зовут? — спрашивает.

Тут уж я смешался и в тень ушёл. Негоже на глазах у чужака, но, признаться, знать не знал, что делать, если этот у тебя “как звать” интересуется.

Он давай оглядываться, меня искать, потом рассмеялся: прохожие вокруг отшатнулись и дальше потекли. Неприязнью от них пахнуло и страхом немного, хотя чего тут бояться — ума не приложу.

А этот зашёл в ворота и всё смеётся.

Ходил, смотрел, царапал что-то в своём блокноте. Среди клевера удачник разглядел, но рвать не стал: полюбовался, вроде как даже поздоровался и дальше пошёл.

Эти-то всё бегом-бегом. Если и сидят, то друг на друга любуются, вокруг только дети малые смотрят, и то не все. А чудак с блокнотом то в голые ещё верхушки тополей вглядывался, то в землю чуть не носом утыкался, чтобы одуванчики рассматривать, а то улёгся на скамейку и в небо глядел битый час.

Я извёлся весь. Уж решил бросить его да идти своим путём, как тот со скамейки встал и пошёл к воротам, не тем, через которые пришёл, а на другой стороне, где Площа живёт.

Я уж развернулся уходить было да смотрю: он вдруг как припустил бегом. Раз, раз — вот он посредь проспекта, там, где четыре полосы для этого железного мобилья.

Схватил кого-то и бегом обратно. Мобильё шумит, гудит, несётся.

Кого схватил? Да сидел там Малый До, брат Большого. Малый часто на проспекте играет: их с Большим дом на краю Площиной земли, она вроде как их не гоняет.

Я бегом за ними: где это видано, чтобы чужак нашего хватал, а?!

— С тобой всё в порядке? Ты потерялся? — в синих глазах тревога плещется. — Тебя же могли переехать!

Малый До на этого таращится, слов подобрать не может. Ну, это и понятно.

— Ты не ранен? — оглядел Малого со всех сторон, по макушке потрепал. — Испугался?

Малый До меня увидал, успокоился немного и говорит:

— Спасибо.

А у самого в глазах десяток вопрсов да пара смешинок.

Тут из тени Большой До вылез. Глянул на этого и оскалился. Буркнул, будто плюнул:

— Людва!

Малый вокруг скачет, руками машет от полноты чувств:

— Он, — говорит, — меня спасал. Думал, я потерялся. Он нас видит, братец!

Большой тут на этого вытаращился, потом на меня глянул косо: будто это я виноват, что тут такое творится.

— Твоё? — а в сторону этого даже пальцем не ткнул.

Я башкой помотал: нет, мол, не моё.

Этот снова давай смеяться:

— Ой, простите, пожалуйста. Я думал: мальчику помочь нужно, а на самом-то деле всё не так.

Большой бурчит:

—  Идём отсюда.

Малый До заупрямился:

— Нет, он же нас видит! А ещё он меня спасти хотел, понимаешь?

На шум из-за деревьев Старый Па вышел. А он редко-редко выбирался посмотреть на других. Самодостаточный, да.

— А как тебя зовут? — этот уже с Малым До познакомился.

А он что — ребёнок!

— Я, — говорит, — Малый До. Это мой брат Большой До. А это Бульва, наш сосед, а там Старый Па.

И рукой ему машет. Но Старый Па уже исчез: он никого особо не жаловал, хотя, помнится, в прошлом веке общительный был. От того, наверное, что эти тогда гуляли только у него. Там и фонтаны, и скамеечки, и людва днями и ночами напролёт, смеются все, радуются. А запахи какие вечерами стояли!..

Малый этого всё дёргал и дёргал:

— А ты кто? И почему нас видишь?

— Наум. Почему вижу — не знаю, но видел всегда. И большеухих кошек в трубах, и рыб-волков в лужах, и ящериц в трещинах на стенах. Это мой большой-большой секрет.

Большой До хмурился и злился, но Малый прилип к этому, который назывался Наум, и всё тараторит: всё-то ему интересно. И этот не отстаёт: и про то расскажи, и про это, и как кто называется, и что как устроено.

Большой До кипятился-кипятился да как на брата рявкнет:

— Хватит!

Тот поскучнел, обиделся, а Наум и говорит:

— Вы, уважаемый, его не ругайте. Надо кого-то ругать: вот меня можно. Я привычный, а брату незачем настроение портить.

Малый расцвёл, заулыбался, шепнул:

— Давай завтра тут встретимся!

И Большого увёл.

Наум куда-то через земли Площи пошёл, а я за ним. Всё думаю: не может же такого быть, чтобы какой-то из этих нас видел! Не мо-жет! А он то на антенницу заглядится, то с нутром дома поздоровается.

Жил он далеко от меня: в новостройках. Девочки-новостроечки жили своей жизнью и с нами, старожилами, особо не ладили. Сейчас-то они пообтёрлись, а тогда нос задирали.

Наум рисовал всё, что понравится: и дворовую кошку без хвоста, и подвальную кусеницу, и облако, похожее на карусель, и старое дерево, мёртвое наполовину.

На следующий день Малый До ждал этого возле Старого Па. И я пришёл: а как не придёшь? Надо же было за Малым присмотреть: вдруг этот его обидит?

Наум тоже пришёл. Принёс весенний ветерок, десяток-другой улыбок с солнечными зайчиками и давешний потёртый блокнот.

Я из тени не выходил: ни к чему этому меня лишний раз видеть. Так и бродил за ними по теням, приглядывал.

Наум оказался птицей перелётной навроде наших ласточек. Только ласточки, они всегда в Город возвращаются, а этот кочует.

— Я, — говорит, — нигде подолгу не сижу. Не могу. Кругом красота такая: в каждом Городе свои дожди и туманы, ветер разный, улицы. Дома — как целый мир. И парки, скверы. Бульвары. Ленты дорог, звёзды фонарей. Так хочется всё увидеть.

Малый До изумлялся и спрашивал:

— А где твой дом?

В синих глазах темнеет печаль.

— Нету. Там, где я вырос, не дом. Мама умерла родами, а отец мне этого не простил. Меня тётя растила. Она добрая...была. А как умерла, я из того Городка ушёл. С тех пор иду и иду, сам не знаю куда. Да ты лучше расскажи, как ты живёшь.

И болтают, болтают, как сороки-говорухи. Это которые как обычные, только говорящие, да. Болтливые — жуть.

Малому До интересно, как Наум научился нас видеть.

— Всегда видел, — повторяет тот. — С детства. У меня подкроватный монстр был. Большой и жуткий, но очень застенчивый. А у пруда за домом сова-осьминог жила.

Улыбается так радостно: мол, представляешь, какое диво бывает. А чего не представлять: Совьминог обычный, городской.

— В детстве надо мной смеялись: никто ведь не видел ни кошку с огромными ушами в водосточной трубе, ни огромную сову, которая гасит гудки машин и разговоры. Никого. Да и когда вырос, смеялись, а некоторые злились: я ж говорил, я привычный. А тётя как-то сказала, что я всё это вижу потому, что мама моя была... странная.

А теперь улыбка грустная, как последние осенние цветы.

У этого Наума столько улыбок было, на каждую историю, на каждый разговор, на каждое существо.

— Знаешь, — шёпотом говорит Малому, — я думаю, мама была такой, как ты, твой брат, и Бульва, и Старый Па.

Нет, думаю, нет и нет. Не могла наша полюбить этого. Да ещё и ребёнка ему родить. А сам всё Улию вспоминаю: ты её не знаешь, но она... ай, забудь! В общем, может полюбить, да только ни к чему это.

Из-за решётки на нас посмотрел Старый Па, Наум его увидел и аж вскочил.

— Какая фактура! Сама природа в оковах города! Можно вас нарисовать? — огляделся, руки раскинул. — Всех вас!

И смеётся. Ну дурачок же и есть.

Людва на него оглядывается и огибает. Как вода камень.

С тех пор он каждый день приходил. Рисует и улыбается, рассказывает и улыбается, спрашивает и улыбается. А что любит Старый Па? А что мы едим? А какой подарок вручить Площе? А что нравится Бульве? А тебе, Малый До? А брату?

На листочках блокнота каждый день новые картинки. И все с запахами, со светом, со звуками — даром, что плоские и недвижные.

Старый Па оттаял. Стал с этим беседовать. И про прошлое, и как Город строился, и какие раньше гуляния в парке были, и про сейчас.

Наши-то, видно, раньше его избегали. И свои его тоже сторонятся, я-то вижу, хоть вся людва и на одно лицо, но запах не скроешь: неприязнью пахнет, брезгливостью, любопытством немного и чуток страхом. Плохая смесь, да.

Три месяца Наум к нам ходил. Рисовал, слушал, подарки дарил. Площа мёрзнуть перестала: кутается в его платок пуховый с шерстинками огневицы. Малому мороженое дал: сам-то он купить не может, а из рук Наума взял. Дивно. Так и ел всё это время. Мне вот приволок морскую соль, сушённые лимонные корочки и песок с морского берега. Ах, как оно пахнет! И совсем иначе, когда твоё, а не со стороны запах доносится. Вкуснее. Ароматнее. Эх.

Только Большой До нос воротил. Да Старый Па от подарков отказывался, хотя и говорил с ним часами. Тут я не мешался: за Малым До пригляд нужен, хоть у него и брат есть, а уж Старый Па сам разберётся, с кем разговоры разговаривать.

Однажды пришёл я к воротам, у которых мы встречались, а Наум бегает туда-сюда, в синих глазах — тучи.

— Смотри! — в большую, новую табличку тычет. — Парк собираются вырубить под большую стройку!

Я где стоял, там и сел. Как — вырубить?! А Старый Па?

Через день появились страшые машины: не то мобильё, что по улицам ездит. Выворачивали деревья. Вспарывали землю, траву вырывали. Камни, которые прошлый век помнят, из-под земли выдирали и прочь!

Старый Па на глазах старел. Деревьев всё меньше — Па худеет, хиреет на глазах.

Так бывает: порождения исчезают. Редко, потому мы обычно считаем себя вечными. Но вспомнилось мне, как растаял Южный Лесовник, а у него целый лес на окраине был. Сгинул Заводчик, когда его завод сгорел. Рухнули к подземному ветру Квартала, когда через них метро проложили.

Наум бегал по каким-то ини-станциям — не знаю, что это, и не спрашивай. Там много бумаг надо и какие-то мохнатые лапы. Не слышал никогда о таких порождениях. Хотел даже Город спросить, да побоялся его тревожить. После гибели Заводчика Город являлся и говорил нам, что всё идёт своим чередом. Я тогда молодой совсем был, но глаза его запомнил навсегда: тёмные бездны, полные отблесков ночных дорог.

Однажды Старый Па не пришёл. Наум бегал по стройке, мимо пеньков и редких кустиков, песчаных гор и спящих машин. Звал. Тщетно.

Малый До заплакал без слёз.

Наум вернулся, глянул на нас сумрачно. Впервые не было и тени улыбки в его синих глазах.

И ушёл.

Его не было долго. Строились большие здания — бетон, металл и стекло — на месте владений Старого Па. Пять высоких и одно широкое, огромное, почти с улицу длиной.

Малый До спрашивал, когда Наум вернётся. Я не знал, что сказать. Отчего-то грустил и злился. Выкинул корочки, которые этот подарил. А потом вернулся обратно и подобрал.

Строили быстро. Я помню времена, когда такая стройка длилась десятки лет, а тут неделя за неделей, месяц за месяцем — и готово.

Весной Наум явился снова. Отощавший, непривычный, но с улыбкой в синих глазах и какими-то бумагами.

— Всё будет!

Малый До ойкнул, ахнул, подскочил к Науму, стукнул его, расплакался и убежал. И даже на мороженое не вышел.

Наум встревожился, спрашивал меня: всё ли в порядке. Я только рукой махнул.

А на следующий день он начал рисовать. Не в блокноте — прямо на стене длинного здания. Лестницы, верёвки какие-то — чудно. И стена-то огромная. Он на её фоне — мурашка. А всё рисует.

И день за днём проявляется на стене знакомые черты. Вот липы, вот тополя. Вот узкая дорожка. Статуя с отбитым носом. Пруд с галдящими утками. Скамейка с чудными ножками, в железных завитках.

Земли Старого Па. Как живые. Деревья и шорох листвы. Дорожки и шелест травы вокруг. Солнечные зайчики. Аромат сырой после недавнего дождя земли. Тени от облаков в высоком небе.

Я смотрел — и глазам не верил. Малый До и даже Большой — тоже.

Резные листочки на деревьях. Морщинки коры. Блики солнца на воде пруда. Порхающие бабочки.

Земли Старого Па прорисовывались сквозь стену длинного здания. И этот рисунок казался более живым, более настоящим, чем само строение.

Однажды поздно вечером, когда Наум уже ушёл, у этой стены появился Город. Мы замерли, не смея лишний раз посмотреть в его сторону. А он стоял и смотрел. Воздух вокруг него густел и густел от невероятной, невообразимой силы. Я боялся, что он сделает что-нибудь непоправимое.

Но он лишь сказал:

— Пусть.

И исчез.

На следующий день Наум завершил рисунок. Спустился на землю, подошёл к нам и посмотрел на стену. Улыбнулся и вдруг замахал рукой.

Я пригляделся, а там, за тополем, Старый Па! Нарисованный и живой. Махнул Науму в ответ, посмотрел на меня и кивнул.

Да, он и сейчас там, на стене ТЦ — так это здание у людвы называется. Старый Па привязан к рисунку, но по-прежнему живой. По-прежнему порождение Города. И Наума.

А Наум ушёл. Сказал, что должен попытаться помочь ещё кому-нибудь. В мире много Городов. И в них живёт много порождений. И людей.

Он сказал, что однажды обязательно вернётся.

Каким он был? Да обычным. На первый взгляд и не отличишь от других. Но стоит присмотреться — никогда не забудешь.

Андрей Волковский

Рассказ опубликован на Синем сайте и в сборнике по итогам конкурса "Вольные порождения города"

#синий сайт #наши авторы #что почитать #городские легенды #городское фэнтези #рассказ

Подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее!

Свои произведения вы можете публиковать на Синем сайте , получить адекватную критику и найти читателей. Лучшие познают ДЗЕН!