Об этом объявил ректор ведущего инженерного вуза страны 24 сентября 2021 г. на торжественном закрытии XIV Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». За это будущее теперь можно не беспокоиться.
В мероприятии участвовало несколько спикеров от различных ведомств, но вне конкуренции, как обычно, был Борис Алешин, человек с удивительной биографией. Выпускник МФТИ, он успел поруководить такими непохожими организациями, как Росстандарт, «Автоваз» и ЦАГИ, и, в конце концов, даже стал академиком. Словом, человек интересной судьбы и, что существенно, не скрывающий своего знания жизни от молодежи.
К примеру, зашел разговор о диверсификации ОПК. У Бориса Алешина, разумеется, и здесь особое мнение.
«А есть ли, вообще говоря, прямое перетекание научных исследований, технологий из состояния оборонного в гражданское? – размышлял академик. – Есть военные самолеты, которыми гордится наша страна, и есть гражданские. Мы делаем все для того, чтобы наша страна ими тоже гордилась. Но пока мы не достигли этого результата. Так вот, возникает вопрос: можно ли специалистов, которые работают в области военной авиации, переключить на разработку в гражданской авиации? Ответ – нет».
Правда, Борис Алешин иногда увлекался и говорил, мягко скажем, спорные вещи.
«Кто такой академик Челомей? – задался неожиданным вопросом бывший директор ЦАГИ. – Все знают академика Королева. Но хочу напомнить, что по сей день гражданский космос – это очень небольшой сектор. А кто такой академик Челомей? Это человек, который заложил всю абсолютно теорию баллистики, до тонкости ее довел и внедрил в практику. Откуда был Челомей? Из МВТУ».
Честно говоря, не очень понятно, что имел в виду Борис Алешин. Что это за теорию баллистики «заложил» Челомей, причем «всю абсолютно»? Если под баллистикой Алешин подразумевал науку о движении тел в пространстве, то ни Королев, ни Челомей к ней отношения не имели. Если речь о теории и практике создания баллистических ракет, то тут основателем бесспорно является Королев. Как раз он здесь все и заложил. Он баллистические ракеты конструировал еще в то время, когда Челомей занимался исключительно ракетами крылатыми. Да, после Р-7 Королев передал военную тематику Челомею и Янгелю, но именно он заложил основы отечественного ракетостроения. Да, Челомей, воспользовавшись близостью к Хрущеву, начал активно заниматься космосом, отчасти, вероятно, позавидовав успехам Королева. И да, Челомей много занимался военным космосом, но сказать, что гражданский космос такой уж небольшой сектор, нельзя. К примеру, на апрель 2021 года орбитальная группировка России состояла из 162 спутников, из них 100 – гражданского назначения, если такие, конечно, вообще бывают, поскольку весь гражданский космос Королева тоже вырос из военного. И специалисты у него прекрасно переключались с одного на другое. А самое главное, Королев точно такой же выпускник МВТУ, как и Челомей. Так что в этом отношении их противопоставлять вообще бессмысленно.
«Наши успехи в гражданской авиации пока скромны, – вещал далее бывший директор «Автоваза». – Да, мы очень долго делаем самолет МС-21. Да, его можно было делать быстрее. В 2007 году у нас была развилка. И если бы мы пошли на эллиптический фюзеляж, а я бы еще сделал свободное крыло и установил двигатели на фюзеляже сзади, возможно мы бы уже сегодня имели один из самых передовых вариантов».
Опять очень спорное заявление. Мы даже далеко не самый передовой вариант в виде МС-21 с 2007 года доделать не можем! На эллиптический фюзеляж даже Boeing с Airbus еще не подвигнулись и неизвестно когда еще подвигнутся, а Борис Алешин, оказывается, еще в 2007 году хотел приделать ему двигатели сзади.
Впрочем, вся эта критика не отменяет того факта, что Борис Алешин – человек, которого всегда интересно послушать. Но даже его в итоге затмил ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров.
«Традиционные формы нас сегодня уже не удовлетворяют, – заявил ректор. – Что важнее – лишний урок по математике провести либо заняться креативными индустриями? Мы жестко ставим себе цель: начиная с 2025 года, допустим, каждый студент Бауманки пройдет один из обязательных курсов по искусству, будь то архитектура, живопись, театр, песнопение, танцы, что угодно, для того чтобы раскрепощалась личность, чтобы человек чувствовал себя хозяином в этом мире и чтобы ему было в этом мире не страшно, чтобы он смотрел в завтрашний день, понимая, что ему делать».
Трудно переоценить значение этой инициативы МГТУ для повышения престижа инженерной профессии. Уроки математики в самом деле становятся лишними. Инженер наконец перестанет бояться превратностей судьбы, зная, что полученные им во время учебы навыки всегда позволят ему заняться креативной индустрией в ближайшем подземном переходе.
Источник: НИКС https://ref.nix.ru/Kw0mzvAdUPg