С моим соавтором по каналу Алексеем Резником мы различаемся тематикой размещаемых здесь публикаций, он все-таки историк, а я – юрист. Его волнуют события из отечественной и зарубежной истории, а я подвязался на криминалистике в силу своей прежней профессии следователя и нынешней – преподавателя этой дисциплины.
Но сегодня мне хотелось бы отобрать немного хлеба у историков и рассказать о своих впечатлениях от участия в археологической миниэкспедиции 90-х на самое большое и пустынное крымское плато – Караби яйлу. Хотя для объяснения полученных результатов этого похода понадобились и навыки расследователя.
Не праздное шатание по горам, а научная экспедиция
Уже в то время у нас сложился небольшой коллектив для проведения досуга. А именно походов выходного дня и вылазок в горы с одной или двумя ночевками. В основном это были преподаватели нашего учебного заведения МВД и его курсанты.
В один из августовских дней, наш самый опытный товарищ, кандидат наук, историк, хотя и с милицейскими погонами, предложил поучаствовать в исследовании археологических объектов, расположенных на самом большом по площади крымском плоскогорье - Караби яйле, что в восточном Крыму. Предстояло изучить и скопировать наскальные изображения в одной из труднодоступных пещер, а также сделать точное описание знаков, выложенных на склоне горы Карчигалы II (которую местные чаще называют Иртыш).
Об этих об объектах писал еще известный в то время киевский археолог Виктор Драчук – легендарный исследователь древних знаков с судьбой Николая Островского. На эти работы имелось и разрешение Института археологии.
Загадочное плато Караби
О зловещей загадочности самого обширного крымского плато Караби написано немало. 113 кв.км. почти лунного ландшафта на высоте более 1000 м над уровнем моря и сегодня остаются самой незаселенной крымской территорией. Лишь коробочка здания метеостанции нарушает девственность пейзажа. А тогда в конце 90-х впервые оказавшись в этих местах, я наслушался легенд и о стадах почти диких мустангов (и видел их сам), бесконтрольно перемещающихся по плато все лето, и о возможности провалиться в карстовый колодец, и о большом дефиците воды на просторах Караби.
Но когда наш «начальник партии» показал аэрофотоснимки рисунков, выложенных из камней на склоне горы Иртыш, интрига путешествия разыгралась еще сильнее. Вспомнились рисунки пустыни Наска, разговоры про космодром инопланетян, и появилась надежда отыскать их следы в Крыму.
Буквально вчера, готовя текст я позвонил герою этого повествования и спросил, не сохранились ли у него эти фото, и нельзя ли прислать мне их сканы, что бы еще раз пережить ощущения тайны. Ответ разочаровал, фото где то лежат, но искать их нет времени, и вообще они уже не актуальны. А тогда разглядывая фотоснимки, выполненные без масштаба, из-за чего трудно было судить о их величине, а значит и о размере «сенсации». Четыре фигуры, выложенные на земле камнями и, напоминающее стилизованные изображения бабочек (или даже трезубцев, тогда эта символика, только входила в моду в Украине), располагались в одну линию и их центральные осевые были параллельны (см. чертеж).
Масштаба на снимке не было, но редкие растения, попавшие в кадр, воспринимались как одинокие деревья, придавая самим фигурам зловещую огромность. Непонятность назначения этих знаков и тмутаракань, в которой они были обнаружены, давали пищу для самых невероятных версий.Однако прежде нам предстояло отыскать вертикальную пещеру-шахту, на стенах которой якобы имелись изображения средневековых парусников.
Владимир Викторов – легенда Караби
Для поиска объектов мы обратились к местному старожилу, которого тогда знали все фанаты плато, Владимиру Викторову по прозвищу ВиктОр. Он обитал на метеостанции и работал как на метеорологов, так и на спасателей. Здание станции тогда представляло убогое зрелище. Серая коробка, закопченные помещения, видимо вследствие неосторожного обращения с огнем, отсутствие электричества. Несмотря на нетрезвое состояние, ВиктОр проявил бдительность и сразу отвечать на наши вопросы отказался. Только после того, как мы предъявили милицейские удостоверения и письмо Института археологии, он согласился нам показать эти объекты за два доллара. (Это было забавно, ведь тогда курс гривны был 1:2). ВиктОр и сам был живой легендой Караби, за мизерную зарплату в мороз и в жару, он поддерживал радиосвязь на этом островке цивилизации во враждебном океане Караби, иногда напоминавшем Солярис.
Его судьба сложилась трагически. 21 января 2000 года, он возвращался на Караби из Симферополя (ему только исполнилось 40 лет). В сильный буран он ушел из района войсковой части на метеостанцию, но его рация молчала. Погода не позволяла провести полноценные поиски. Был найден его рюкзак с продуктами, затем пачка чая, но отыскать самого ВиктОра не удавалось до 14 февраля. Несколько сот метров он не дошел до убежища от непогоды…
А полутора годами ранее Виктор показал нам эту пещеру, которая оказалась крепким орешком. Несмотря на лето на ее дне лежал снег, а спуститься в нее можно было лишь с помощью альпинистского снаряжения. Однако рисунки корабликов действительно впечатляли. Особенно умиляла « детская» технология их копирования с вертикального камня. Трением торца обычного карандаша по бумаге, прижатой к наскальному рисунку. Но это, как говорил известный телеведущий, уже совсем другая история.
А мы вернемся к нашим масштабным изображениям, подобным, тем, что в пустыне Наска…
Крымской пустыни Наска не получилось…
Реальные знаки, найденные на склоне горы Иртыш не впечатлили. «Одинокие деревья» как масштаб на снимках аэрофотосьемки оказались кустиками пионов высотой сантиметров в 20. Сами «бабочки» были размером не более трех метров. Их было четыре, и они отстояли друг от друга метров на 30. Но даже в таком виде непонятность их предназначения будоражила наше воображение.
Камни были наполовину вдавлены в землю, частично симметричность рисунка была нарушена, но можно было разглядеть, что объекты однообразны и представляют собой трапеции, внутри которых размещены четырехугольные не то звезды, не то стрелы, один из лучей которых длиннее, а остальные три развернуты в противоположную сторону. Бабочки были размещены в одну линию, а длинные лучи стрел были обращены в направлении на северо-запад.
Наш «научный руководитель» (я все еще не считал этот поход полноценной научной экспедицией) раздал нам указания по измерению деталей, а сам занялся рекогносцировкой, зарисовкой и фотосъемкой. Он как археолог очень педантичен, и рисунки получились четкие, детальные и достоверные.
Мы терялись в догадках. Что этим хотели показать древние авторы рисунков? Направление ветров, указание дороги на водопой? А может действительно попахивает внеземными цивилизациями….
Ничего так и не прояснилось… Обстоятельства путешествия стали забываться. Пока я вновь не собрался посетить те места спустя восемь лет в середине нулевых.
Тайник для геокешинга
Тогда стало модным новое хобби - геокешинг. Это беготня с GPS-навигатором по местности в поиске сокровищ -- тайников с сувенирами, заложенными другими фанатами этого увлечения, рассказавшим об этом на сайте geocaching.ru Но прежде чем создавать тайник, нужно было изложить историю этого места и пояснить, в чем заключается его достопримечательность. Я позвонил своему товарищу археологу и поинтересовался каков итог нашей миниэкспедиции, опубликованы ли ее результаты, и в чем заключается основная гипотеза возникновения и предназначения таинственных знаков?
К моему удивлению собеседник замялся и посоветовал не афишировать само существование этой археологической разведки. Да, результаты опубликованы, они так и анонсированы: «Археологические разведки в Юго-Восточном Крыму», но в публикации речь идет только о петроглифах на стенах пещеры. А о загадочных знаках лучше забыть. Он вовремя убрал материал о них из статьи. По проверенных данным, знаки на склоне не имеют отношения ни к древним ни к средневековым жителям Караби… Просто во время военных учений на плато в конце 40-х, начале 50-х так была обозначена вражеская артиллерийская батарея, а камни выкладывали солдаты-срочники по указанию и под руководством прапорщика(скорее старшины сверхсрочной службы). Вот такие вот «древние указатели» к местам водопоя скота…
Советские артиллеристы обстреливали инопланетян?
Забавная развязка лишь придала занимательности, и я все таки решил устроить тайник, сообщив о нем на сайте геокешинга, не раскрывая развязку истории в описании тайника, а вложив объяснение истории в контейнер с сувенирами, который и должны были искать геокешеры на местности. Только те, кто найдет этот контейнер, побывав на Караби, и узнают ответ.
Была тайная надежда, что пытливые искатели найдут не только контейнер с сувенирами, но и дополнительную информацию об этом. Так оно и случилось. На сайте сообщили, что история с тайными знаками на Караби, заинтересовала журналистов «Комсомольской правды», и те отыскали даже военнослужащих, устроителей этих знаков в далеком 1948 году. Руководил ими не старшина, а офицер, командир взвода по фамилии Герцен, который то ли в шутку, то ли всерьез даже извинился перед археологами за это со страниц газеты. Действительно эти камни обозначали артиллерийскую батарею, по которой производилась стрельба артиллерийскими снарядами(вот только воронок я что то не помню. Может она была не очень прицельной…) А мы обнаружили знаки в более разрушенном состоянии, что укрепило нас в мысли об их далеко не древнем происхождении…
У журналистов «Комсомолки» надо еще поучиться авторам Дзен каналов в придумывании завлекающих читателей заголовков))). Оцените их опус: Кирилл Железнов, «Советские артиллеристы обстреливали инопланетян?» 3 ноября 2008 г…
Уважаемые читатели, благодарю Вас за проявленный интерес. Спасибо за Вашу реакцию и критику.
Стараюсь откликаться на все оценки и отзывы. Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь этим с друзьями и на своих страницах в социальных сетях.
Адрес канала: https://zen.yandex.ru/pohozhe
Просим Вас при перепечатке данных ссылаться на нашу статью и канал. Ваши комментарии и обсуждения дают пищу для новых расследований и публикаций.
М.Михайлов