Продолжим «сицилийский вояж» фразой Иоганна Вольфганга Гёте.
В Италии есть немало чудесных мест (одна Тоскана чего стоит!), но, наверное, великий немец прав: Сицилия — ключ к пониманию всей Италии.
Столица Сицилии — Палермо был основан финикийцами в 754 году до нашей эры. Поначалу город назывался Сус, что в переводе означает «цветок», а греки дали ему имя Панормос – «всегда доступная гавань».
Палермо — уютный, самобытный город. Однако здесь особенно явно проявляются контрасты и противоречия, о которых я говорила в первой статье. С одной стороны, Палермо — город удивительных византийских мозаик, арабо-норманнской архитектуры, уникального кафедрального собора с гробницами норманнских королей и германских императоров, барочных церквей, красивых улиц и площадей, а с другой — город безликих «коробок» жилых домов на окраинах, обшарпанных стен (в центре таких полно!), бедных кварталов, безработицы и самого низкого дохода на душу населения во всей Италии.
Но не будем о недостатках. Путешественник, замечая контрасты, запоминает все же именно красоту: это удивительное наслоение стилей, исторических и культурных слоев, уникальную архитектуру и убранство великолепных соборов.
Главное архитектурное сооружение — Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии (Cattedrale di Palermo или Cattedrale Metropolitana della Santa Vergine Maria Assunta) — средневековый собор, в котором смешение стилей разных времён и религий проявляется во всей красе. Снаружи и изнутри собор представляет собой произведение искусства, над которым трудились византийские, арабские, испанские, немецкие мастера, скульпторы и художники.
Кафедральный собор отразил всю сложную и богатую историю Сицилии.
Изначально собор в Палермо возводился в готическом стиле.
Только представьте:
— Здание было перестроено из мусульманской мечети;
— До мусульман здесь был византийский храм (с VII по IX век);
— Ещё раньше, в IV веке — христианская церковь.
Сохранилась память о первой византийской церкви — одна из колонн южной стороны.
Кафедральный собор в Палермо можно назвать саркофагом сицилийских правителей. Они покоятся в порфировых и мраморных гробницах, украшенных драгоценной инкрустацией, жемчугом, золотом, резьбой, мозаикой.
Самой известной и почитаемой святыней собора являются мощи святой Розалии — покровительницы Палермо и всей Сицилии, жившей в XII веке. Первое письменное упоминание о святой относится к 1590 году.
Кафедральный собор знаменит не только коронациями и саркофагами. В конце XVIII века церковная власть давала возможность выполнять здесь астрономические наблюдения.
А еще в соборе собраны мраморные статуи знаменитых скульпторов, украшающие собор снаружи и внутри, полотна знаменитых художников. В Сокровищнице представлены драгоценности из императорских гробниц, уникальное церковное облачение, благородные кубки.
И, как обещала в предыдущей статье, несколько слов скажу о церкви Марторана. Официальное ее название — Сан-Никола-деи-Гречи (San Nicola dei Greci).
Называлась она также Адмиральской церковью, так как была построена в 1143 году на пожертвования адмирала Георгия Антиохийского.
Название Ла Марторана (La Martorana) появилось у церкви, когда в 1463 году ее передали в ведение монастырю Марторана.
Марторана — действующий храм итало-албанской католической церкви, в котором сохранились византийские мозаики XII века — древнейшие на Сицилии. Среди мозаик есть особо ценные — те, что посвящены основателям церкви: Георгию Антиохийского и Роджеру II. Интересна мозаика правителя Сицилии Роджера II, который, будучи католиком по рождению, изображен в византийских одеждах и символически коронуется Христом, а не апостолом Петром или Римским папой, как заведено в католическом ритуале. Вероятно, сицилийские короли относились к власти, как в византийской традиции — полученной от Бога, а не от папы!
В куполе Мартораны находится мозаика, изображающая Христа Пантократора (Вседержителя) в окружении четырёх архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, и Уриила.
Отвечая на прошлой неделе на вопрос читателя, я отмечала, что эта мозаика также является уникальной.
Изображая в куполе вознесшегося Христа, византийские мастера, как правило, окружали престол коленопреклонёнными ангелами, что делало фигуры ангелов совершенными. Но в Марторане мастера изобразили архангелов предстоящими Христу, а не коленопреклонёнными. С учётом реального размера купола фигуры архангелов оказались коротконогими — мастера не учли перспективу. Но именно такой промах делает мозаику Христа Вседержителя с архангелами узнаваемой и уникальной.
Конечно, мой сицилийский виртуальный вояж — лишь небольшой мазок о достопримечательностях средиземноморского острова. В интернете можно найти много материала о Сицилии и ее богатейшей истории. Мне, как я не раз подчеркивала, интересно впечатление, эмоциональное восприятие и немного исторических подробностей, без которых сложно понять общую картину той или иной страны.
В следующий раз перенесёмся на другой континент! Пока не решила, в какую именно точку земли. Следите за публикациями!
Подписывайтесь на канал, ставьте "лайки". До новых встреч!