Александр и Екатерина Сопковы из Екатеринбурга воспитывают семерых приемных детей: Илью и Тася, 8 лет, Диму и Соню, 6 лет, Дениса и Полину, 4 года, и Настю, 2 года. Как и многие другие приемные родители, Сопковы также испытывали большие трудности с адаптацией. И они нашли необычное решение проблемы: они путешествовали вместе.
Александр: Мы приняли наших первых детей в семью в феврале 2013 года. Идея исходит от моей жены Екатерины. Она рассказала мне о своей детской мечте усыновить детей, и я согласился. Сначала мы усыновили трех сестер, Тася, Соню и Полину. В 2013 году Полине было полтора года, она весила всего шесть килограммов и часто болела; она даже жила в больнице. Полтора года спустя, когда была готова первая адаптация, мы наняли еще трех братьев - Илью, Диму и Дениса - и сестру Настю. Все мальчики были из Свердловской области.
Екатерина: Когда я была ребенком, на моем заднем дворе был приют для матерей, где жили дети, оставленные их матерями. Уже тогда я решила, что, когда вырасту, обязательно заберу детей из детского дома.
Мы попали в приемную семью. К сожалению, мы там ничего особенного не услышали. У учителя, который учился у нас, детей не было. Они дали нам небольшую теорию. Никто нас не убедил, но и мы не были убеждены. Да и изменить наше мнение было невозможно. Мы приняли твердое решение забрать детей из детского дома.
В течение первых полутора лет нами никто не интересовался: ни поддержка, ни психологическая помощь. Но когда мы сели во второй "поезд", мы стали самой большой семьей в округе. Нас пригласили на региональный конкурс "Семья года 2015", где мы выиграли региональный раунд и вышли в финал. Министерство образования и науки наградило нас медалью за милосердие и благотворительность.
Теперь нам предлагается рассказать о нашем опыте. В некотором смысле мы сами стали учителями. Кандидаты на прием могут заразиться нашим примером и рассмотреть возможность одновременного усыновления нескольких детей или братьев и сестер.
Александр: Вначале дети не знали ничего фундаментального: как заботиться о себе дома, как вести себя на улице, как переходить улицу и так далее. Было большое пренебрежение к образованию. И мальчики, и девочки были в дефиците. Например, несмотря на то, что им было пять или шесть лет, дети не знали детских историй. Там нет ни "Теремки", ни "Колобка". Они не знали цветов и форм, они не знали цифр и букв.
Мы уделяли большое внимание образованию: мы много читали, мы многому научились с ними. После шести месяцев упорных занятий мальчики - Илья и Дима - могли читать, примеры росли, как арахис. Все наши дети, кроме самых младших, умеют читать. Они читали все: Киплинга, Волкова, Чуковского, Успенского, Прокофьева, Медведева, Нозова, Бьянки, Линдгрена, Андерсена, братьев Гримм и т. Д.
Екатерина. Мы читали истории и делали элементарные упражнения. По вечерам мы слушали истории прослушивания в течение полутора-двух часов. Мы воспитали детей на уровне начальной школы, чтобы они могли учиться на том же уровне, что и другие дети в обычной школе. В результате старший сын и дочь закончили первый класс с хорошими результатами.
Александр: Первая адаптация была сложной. Мы изо всех сил старались привыкнуть друг к другу. Дети нас не слушались, они не воспринимали нас как родителей. Они не приняли нас как родителей.
Нам было трудно почувствовать психологическую связь с ними. Это было ощущение присутствия в одной комнате незнакомых друг другу людей.
Не было никаких ритуалов, которые связывали нас. Теперь, три года спустя, мы стали ритуалами, от вечернего чтения вслух рассказов до совместного приготовления ужина.
Таким образом, поездка спасла нас, потому что каждая поездка - это приключение, которое приносит много положительных впечатлений и общего опыта. И это действительно объединяет людей.
Идея путешествовать пришла нам с женой, когда мы поняли, что наши дети мало что знают о России и жизни в других регионах. Вы сидите с ними, читаете книгу, и они спрашивают вас: что это такое и где это? Трудно объяснить пальцами, что такое Урал или Черное море. Надо посмотреть на все своими глазами.
Мы начали с коротких экскурсий по Екатеринбургу и его окрестностям. Позже мы отправились в "долгое путешествие" в Сол-Илецк и остановились в Аркаиме. Дети вернулись оттуда совершенно изменившимися. Они были нежнее, они успокаивались. Их недоверие к нам начало ослабевать. И мы обнаружили, что метод сработал: произошел явный перелом в развитии детей. И мы с женой начали задумываться о действительно длительных путешествиях.
Путешествие вывело нас из нашей повседневной жизни, из обычного способа ведения дел. Те же продукты, приготовленные на домашней кухне в тех же условиях, пока они находятся в