Найти тему

Платья из... бумаги: новый проект Елены Алёшкиной

Оглавление
фотографа Елен Алешкина
фотографа Елен Алешкина

В этом весьма необычном креативном проекте приняли участие многие медийные персоны: балерина Маргарита Демьянок, мастер по созданию исторических костюмов Марина Тимченко, «миссис Хадсон» Надежда Игнатане (она прославилась благодаря фестивалю «День рождения Шерлока Холмса»), актриса Асмик Багоян, столбовая дворянка Лада Шеина, а также хозяйка самой галереи Евгения Путилина.

Капризный материал

Все платья сугубо ручной работы. Их сделала сама Елена Алешкина из необыкновенно хрупкой крепированной бумаги. Зато этот материал оказался очень фактурным для фотосъемки.

— Да, работать с креп–бумагой непросто, — отметила Елена Алешкина для «7 секретов». — Это невероятно капризный материал, который готов порваться от любого неосторожного движения.

Вдобавок, как вскоре выяснилось, платья... красятся. Нашим моделям под жаркими софитами тут досталось по полной программе. (Смеется.) А несколько костюмов мне пришлось и вовсе заново создавать буквально с нуля.

Причем перед самой фотосъемкой. Дело в том, что уже сделанные работы я попросту забраковала. А все потому, что мне прислали лишь фотографии участниц.

Но когда видишь модель в реале, то она зачастую предстает совсем в другом свете. Так что я оперативно исправляла образы, чтобы получился наилучший вариант. В итоге все остались довольны.

За работой
За работой

Главное - настрой!

— Я слышал, что пандемия особенно сильно ударила по фотографам, поскольку вы снимаете в студиях. А как тут сохранить социальную дистанцию...

— Да, ковидные ограничения очень сильно помешали. На воплощение данного проекта в жизнь ушло целых полтора года. Всемирная пандемия вообще крайне негативно сказалась на моей работе.

И проблема не только в социальной дистанции. Ведь в нашем деле главное — настрой. А какой тут настрой, если месяцами всем пришлось сидеть в четырех стенах.

Боевой дух куда–то очень быстро улетучился. Причем вместе с идеями. А если нет творческого подъема, то нет и настроения. После перерыва было крайне сложно вновь встать на привычные креативные рельсы.

Тем не менее я рада, что наконец все получилось. Как мне кажется, удалось показать красоту наших замечательных рижских женщин. А это, как известно, уже настоящий бренд, о котором знают далеко за пределами Латвии.

Надежда Игнатане известна в Риге как миссис Хадсон
Надежда Игнатане известна в Риге как миссис Хадсон

Из математиков — в фотографы

— Елена, как вы стали фотографом?

— Вы знаете, сначала я училась на математическом факультете Латвийского госуниверсита. А до этого окончила физмат 79–й рижской средней школы (ныне это Пушкинский лицей).

Но меня всегда тянуло к чему–то творческому. Скажем, в университете это был КВН. Хотя время, казалось бы, не совсем подходящее для веселья. Я имею в виду суровые 90–е годы, когда люди элементарно выживали...

Зато все было так интересно! Я довольно серьезно занималась разведением породистых кошек. Причем именно тогда и стала фотографировать своих любимцев.

Сначала снимала только для себя. Но потом мне стало тесно в любительских рамках. К тому же появилась серьезная техника. И в какой–то момент я отправилась на курсы фотографов.

Попутно изучала фотодело самостоятельно. Посещала и профессиональные мастер–классы. Большое влияние на меня оказало знакомство с известным латвийским фотографом Илоной Пулкстене, лауреатом различных премий.

Особенно оценила ее идею увидеть что–то необычное в самых привычных вещах. Стала «наблюдателем» с камерой. Кроме того, поняла, что мне больше нравится работать с людьми, а не снимать кошечек, натюрморты или пейзажи.

Евгения Путилина в стильном чёрно-белом платье
Евгения Путилина в стильном чёрно-белом платье

Долой скуку и депрессию!

— «Форма и цвет» — не первый ваш проект?

— Далеко не первый. На мой взгляд, быть фотографом очень интересно как раз потому, что эта сфера творческой деятельности дает возможность проявить себя с самых разных сторон.

Надо не только уметь работать с техникой и светом, но и придумывать оригинальные идеи для очередного авторского проекта. Кроме того, нужно самостоятельно создавать образы, а также костюмы для моделей. Все это невероятно увлекает.

О каждом из своих проектов («Бумажный век», «По ту сторону», «Металлик», «Моя прекрасная Анна» и др.) я могу долго рассказывать. Особенно это касается трудностей, с которыми обычно приходится сталкиваться.

Так, если креп–бумага рвется и красится, то, скажем, металл, как выяснилось, не всегда можно скрепить так, как надо. Иногда необходима... сварка. Мне и в этом пришлось разбираться. Спасибо сварщикам–мужчинам — помогли!

Иногда я настолько с головой погружаюсь в очередной проект, что не замечаю никого вокруг. Иду по улице, со мной здороваются, а я не отвечаю, потому что вся в своих идеях. Зато мозг всегда в тонусе. В моей жизни нет места ни скуке, ни депрессии!

Вручают заслуженные награды
Вручают заслуженные награды

— Как подбираете участников?

— В основном это непрофессиональные модели. Но мне как раз очень интересно показать самых обычных людей. Причем немного с другого ракурса. Они и сами потом удивляются.

В один голос говорят: мол, мы и не думали, что можем быть такими. Впрочем, известные лица тоже побывали в моей студии. Так, в «Металлике» участвовали радиоведущая Илона Яхимович, телеведущая Ольга Пилиповец и многие другие.

Каждый представлял собой какой–то образ. Скажем, Илона была Весной, Ольга — Шапокляк, а вот галерист Ирина Буряченко — бабочкой, фотограф Александр Малиновский — котом Базилио...

Алекс Добровольский в проекте «По ту сторону»
Алекс Добровольский в проекте «По ту сторону»

Металлические мочалочки

— Как рождаются образы?

— Порой буквально в последнюю минуту. Помню, я ходила по магазинам, в том числе строительным и хозяйственным, и тут мне на глаза попались металлические мочалочки для мытья посуды.

Я была в полном восторге. Хотелось на радостях танцевать. Закупила целую кучу мочалочек и непосредственно перед съемкой сделала нужный прикид для Илоны Яхимович.

В магазины вообще интересно заглядывать. Идешь вдоль рядов и прикидываешь, что можно использовать для очередного костюма. Конечно, продавцы и консультанты вежливо пытаются помочь.

Спрашивают, что я ищу. Я объясняю: мол, мне нужна труба, да такая, чтобы на голову налезла. Представляете, какое выражение лица у торговых работников! Впрочем, не менее удивленные лица и у моделей. Часто они просят заранее показать им костюмы.

Но я им объясняю, что это в принципе невозможно. Все создается в самый последний момент. Зато как классно снимать участника проекта, который все никак не может прийти в себя от удивления, рассматривая свой необычный наряд. Но такая спонтанность придает съемкам особый шарм, — улыбнулась мастерица с камерой.

— Желаем творческих успехов!

Все фото из личного архива Елены Алёшкиной.

Читайте другие материалы автора:

Рижский югендстиль в объективе Маргариты Фединой

Культовый фотомастер Валерий Плотников о Владимире Высоцком

Фотомастер Евгений Знаменский сделал более полмиллиона кадров Москвы

За кадром: съёмки о любви трёх поколений

Давайте дружить. Пересылайте материалы, ставьте лайки и подписывайтесь. Читайте статьи на моих каналах:

1."Дмитрий Март: мои статьи"

2. "Дмитрий Март"