Найти тему
IQ.HSE

(Недо)вольные подданные: как московские служилые люди в XVII веке массово эмигрировали в польско-литовскую юрисдикцию

Оглавление
«Зерно не платит», XVII век / Wikimedia Commons
«Зерно не платит», XVII век / Wikimedia Commons

Поход названного царя московского — польского королевича Владислава IV Ваза — на Москву в 1618 году окончился неудачей. Однако по заключенному тогда же Деулинскому перемирию Русское царство всё же пошло на территориальные уступки. К Речи Посполитой отошли Смоленский и Черниговский уезды. Большинство живших там служилых людей принесли присягу новому царю Михаилу Фёдоровичу и покинули свои поместья. Но некоторые помещики, получившие пожалования на эти земли в XVI – XVII веках, сменили подданство. Было ли это политическое решение? Далеко не всегда. Многие просто оказались в ситуации перекройки карты. Как перебежчики встраивались в польско-литовское общество, изучили историки НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Адриан Селин и Екатерина Василик.

Полувыбор

Московская эмиграция в Речь Посполитую в первой трети XVII века была необычной. Часть представителей служилого люда действительно самовольно уехала туда — особенно после начала осады Смоленска осенью 1609 года. Но речь не об этих эмигрантах, а о тех, кто никуда не переезжал. Они просто продолжали жить на территориях, которые ранее принадлежали Московскому царству, но по итогам Деулинского перемирия декабря 1618 года отошли Польско-Литовскому государству.

Это перемирие подвело итог Смутному времени в Московском царстве, вынудило Речь Посполитую отказаться от попыток овладеть Москвой и одновременно стало причиной перекройки политической карты. В результате жители Смоленского и Черниговского уездов оказались перед выбором подданства . По жестокой иронии, само это слово заимствовано в XVII веке из польского языка — от «poddany», «poddanstwo».

Приграничные земли в ту эпоху практически всегда были диффузным социально-культурным пространством, коридором миграций. В целом политические события конца XVI – начала XVII века в Центральной и Восточной Европе — Смутное время в Московском царстве, многолетняя война за Ливонию между Речью Посполитой и Шведским королевством — привели к многочисленным изменениям границ и поставили многих жителей региона перед ситуативным выбором будущего подданства. Так, исследованы случаи «верных королю» Сигизмунду III Вазе шведских и финляндских дворян, а также «русских бояр» в Швеции. Но это отдельная история. Не менее любопытны примеры, связанные с эмиграцией из Московского царства в Польско-Литовское государство.

Как показано в ряде работ, Речь Посполитая активно принимала перебежчиков. Сигизмунду III нужно было закрепить новые территории, а для этого требовалась и новая элита, подконтрольная королевской власти.

Большинство служилых людей Смоленска и Чернигова, бесспорно, сохраняли русское подданство: в годы Смуты многие северские и смоленские дворяне, участвуя в дальних походах, оказались вдалеке от своих поместий. Но некоторые представители московской знати, не оставившие свои владения на этих территориях, стали подданными польского короля.

Портрет Сигизмунда III, Мартин Кобер, ок. 1590 года / Wikimedia Commons
Портрет Сигизмунда III, Мартин Кобер, ок. 1590 года / Wikimedia Commons

В России они считались изменниками. Сам термин «измена», отмечают историки, активно использовался в политической практике ещё в 1530-х годах, и не только в связи с бегством в Литву. В летописях шла активная идеологическая разработка этого понятия.

Отщепенцы и беглецы

Как бывшая российская знать вписывалась в польско-литовское общество и как религиозная политика Речи Посполитой влияла на эту интеграцию, изучили главный научный сотрудник Центра исторических исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор Адриан Селин и стажёр-исследователь этого центра Екатерина Василик. Они определили статус русских перебежчиков и составили список тех, кто стал подданными Польско-Литовского государства в 1600–1630 годах.

По подсчетам Селина и Василик, в 1618–1630 годах на территории Смоленского воеводства Речи Посполитой находилось около 70 бывших российских подданных. Это число нельзя считать исчерпывающим, уточняют исследователи, «однако порядок численности российских перебежчиков в Смоленском воеводстве нами, как представляется, установлен верно: не более сотни человек».

Определить эмигрантов позволили маркеры — фамилии, отчества, а также указания на происхождение. По данным ряда исследований, в целом круг слов, фиксировавших московское происхождение, был широк: «Moschovita» / «Московит», «Moschus» / «Моск», «Moschua» / «Москва», «Moskal» / «Москаль», «Moskwicin» / «Москвитин», «Moskiewka» / «Московка», «Москалик», «Москвич». В документах на фоне указания («москвитянин» или «москвитин») нередко уточнялось, что человек «бежал из Москвы». Все эти маркеры выделяли эмигрантов в особую группу, что и послужило формированию их специфической идентичности в Речи Посполитой.

Книги пожалований перебежчикам

Важнейший источник данных о московской эмиграции после Смуты — Литовская метрика, многотомное собрание документов канцелярии Великого княжества Литовского XV–XVIII веков. Этот архив позволяет прояснить картину земельного держания и выдачи особых привилегий — например, поместий — на территории Смоленской и Северской земель. Литовская метрика также позволяет реконструировать социальные связи в польско-литовском обществе.

В контексте исследования важны книги 96, 97, 99 и особенно 101 и 102 Литовской метрики (в последних двух — самых объёмных — больше всего сведений о российских эмигрантах). Все книги датируются 1618–1631 годами и почти целиком относятся к территории Смоленской земли. В них же упоминаются привилеи.

Привилей в Речи Посполитой — законодательный акт, представляющий собой жалованную грамоту, которую монарх давал отдельным лицам или сословиям. Знатные перебежчики получали обширные земельные владения и другие ценные подарки.

Для переписи эмигрантов учёные также привлекли материалы польских архивов, опубликованные Якубом Бродацким. Польский исследователь предоставил сведения о распределении административных постов в Смоленском воеводстве в начале 1630-х годов. В статье также учитывалась публикация известного польского историка Анджея Рахубы с данными об административных должностях, которые занимала литовская и русская знать в Смоленском воеводстве.

Разворот одной из книг Литовской метрики, содержащей записи за 1511–1518 годы / Wikimedia Commons
Разворот одной из книг Литовской метрики, содержащей записи за 1511–1518 годы / Wikimedia Commons

Заметим также, что книги Литовской метрики 1610–1620-х годов содержат данные о прежнем, московском, землевладении в этих местностях. Хотя после присоединения Смоленска к Речи Посполитой новые земли стали быстро раздавать польским помещикам и российским эмигрантам, везде упоминались и их предыдущие владельцы. Это существенно дополняет общую картину.

«Мартиролог» недовольной элиты

В русской истории хорошо известны более ранние перебежчики в Речь Посполитую, особенно 1530–1560-х годов. Наиболее резонансной была эмиграция Андрея Курбского, полководца и бывшего приближенного Ивана IV Грозного. Князь Курбский сбежал от надвигавшейся царской опалы в 1564 году — в разгар Ливонской войны. В знаменитой переписке царь и его бывший воевода проявили чудеса политического красноречия.

Как указывают исследования, выезд аристократов из России проходил в несколько этапов. Хорошо, если у перебежчика был пропуск на проезд в королевские владения — от короля, панов рады и т.д. Не имея документа, человек выезжал без гарантий безопасности. Пойманный перебежчик попадал к ближайшему приграничному старосте, допрашивался и проверялся на причастность к московской разведке. Затем московит, по согласованию с высшими чинами, переходил под власть старосты или направлялся с рекомендательным письмом к гетману, королю, на сейм.

У того же Курбского возникли неожиданные трудности на ливонских землях, когда князь был допрошен в Гельмете и ограблен немецкими кнехтами в Эрмесе. Прибыв в Вольмар, он попал в распоряжение князя Александра Полубинского, а от него, заручившись приглашением, отправился к воеводе Николаю Радзивиллу, после чего оказался на сейме в Бельске.

Не менее любопытна и история воеводы, князя Семёна Бельского, который служил Василию III, а после его смерти противостоял опекунскому совету при малолетнем Иване IV и в итоге летом 1534 года бежал в Литву. В документах Бельского и его сообщника, воеводу Ивана Ляцкого, однозначно именовали «изменниками государя нашего» или «изменниками великого князя». Кстати, по случаю с Бельским можно судить о размерах пожалований знатным перебежчикам. Сигизмунд I принял князя с почестями и передал ему богатые поместья Зизморы, Кормялово и пр.

В XVII веке особых даров удостоились прежде всего братья Хрипуновы, оказавшиеся в пограничных со Смоленщиной областях Великого княжества Литовского ещё в первые годы Смуты. Их роль в захвате Смоленской земли в 1609–1611 годах не может быть преувеличена. Исследователи приводят данные об одном из братьев: «Привилей Даниле Михайловичу Хрипунову Дубенскому, воеводе Дорогобужскому, который ранее бежал с женой и детьми с Москвы от тиранства Бориса Годунова, в уезде Дорогобужском в ст. Великопольском поместье Степана Исленева село Воскресенское, дд. Мархоткино, Озарово, почч. Махново, Прихабы, Трохимов, Жилин… с поместья Анфинагена Квашнина пустошь Торжок; с поместья князя Семена Звенигородского д. Немерзь, пуст. Заборье, дд. Тарасово, Черноручье, Быково, Вырбуново, селище Овсеево, при рубеже Серпейском. 1621 г.». Иными словами, королевским привилеем Данила Хрипунов награждался частями поместий и бывшего тушинского боярина князя Звенигородского, и помещиков Исленева и Квашнина.

В некоторых записях есть специальная ремарка, от чьего «деспотизма» якобы пострадал тот или иной эмигрант. Хрипуновы, по-видимому, во всем винили «тиранство» Годунова. Но степень объективности этих суждений никого не волновала.

Подобные инвективы в адрес Москвы были распространены в Великом княжестве Литовском в начале XVII века. Так, в книге 101 Литовской метрики в связи с привилеем упоминаются «злодеяния» ещё одного монарха: «Детям умершего Прокофия Домашнего Шамшова, москвитина, от тиранства Василия Ивановича Шуйского перешедшего на польскую службу, Петру и Ивану Шамшовым, добра отца их…».

«Московитов» часто селили в восточной части Речи Посполитой, а центром «русской колонизации» был Упитский повет — один из самых представительных по числу российских перебежчиков. Одним из них, кстати, был и сам Курбский.

Отчуждение и перераспределение

Упоминания прежних владельцев земель в описаниях привилеев эмигрантам позволяют понять сам характер владений. Рассмотрим ряд примеров.

Так, семья Салтыковых получила около десятка деревень в Дорогобужском уезде, а также «за отчину, оставшуюся за Москвою», — «в том же стану поместье» (ряд деревень), которое «от Москвы держал боярин Григорий Пушкин». Кстати, это был сын Гавриила Григорьевича Пушкина, непрямого предка поэта и действующего лица трагедии «Борис Годунов».

Ингильдеевы стали обладателями нескольких деревень, ранее принадлежавших Григорию и Фёдору Лихаревым. Княжниным были пожалованы деревни, «что от Москвы держал боярин Истома Соколов». Всё это были отчужденные или оставленные поместья.

Иван Мещеринов после смены подданства получил подтверждение держания своих имений в 1621 году. Выяснилось также, что он «бил челом о замене его деревень Якушкино и Дятлово», и ему была дана «замена в вол. Мушковской д. Мартынково и Стрелки с поместья Федора Вешнина [Веснина], а в ст. Дубровенском д. Василевичи на речке Еленке, которую держал брат его Игнатей Мещеринов».

Сигизмунд III едет на коне / Wikimedia Commons
Сигизмунд III едет на коне / Wikimedia Commons

Известный историк Борис Флоря определил тип владений, которыми наделялись бывшие российские подданные в Смоленской земле, скорее, не как вотчины (собственность от отца, наследственные владения), а как нечто напоминавшее московское поместное владение. Судя по Литовской метрике, такая собственность легко передавалась после смерти главы семьи — другому роду. Либо просто отнималась. Это распространялось не только на эмигрантов, но и на поляков и литовцев. Флоря выделил 25 случаев (по 250 документам), когда поместье было сохранено за прежним, получившим его до прихода короля под Смоленск владельцем, и вовсе не обнаружил вотчин в Смоленском уезде после 1618 года.

Обычно имение отчуждали из-за невыполнения военных обязанностей, неповиновения или измены. Так, в Литовской метрике указано: «Лукашу Шлявскому (Szławski) в уезде Смоленском в вол. Бойгородской по изменниках розсыльщиках Szwieniu [Северине?] и Никифору, в урочище Вошковском 9 пустых волок».

Чашник, подкоморий, квартирмейстер

Статус российских перебежчиков в Речи Посполитой был схож с положением татар, немцев и молдаван, набираемых на военную службу. Это подтвердили данные других исследователей, которые фиксировали сначала поселения татар-землевладельцев в Великом княжестве Литовском (со второй половины XIV века), а затем владения «детей боярских» из России в XVI – начале XVII века. Все эти категории новых подданных получали лишь второразрядные должности и «не занимали мест при дворе господаря».

Российские перебежчики редко удостаивались высоких административных постов в Смоленском воеводстве в 1620–1630-е годы. «Нами было обнаружено лишь шесть человек, которые либо занимали посты чашников [в этой придворной должности подносили и пробовали напитки] и подкоморьев [судей по спорам о границах имений], либо же находились на должности квартирмейстеров [должностное лицо в армии, занимавшееся расположением войск лагерем]». «Таким образом, больших карьерных перспектив перед этими людьми не открывалось», — пишут исследователи.

Например, князь Афанасий Ингильдеев и Тимофей Микулин значатся в списке перебежчиков квартирмейстерами, Иван Мещерин — «чашником смоленским», Иван Салтыков — «чашником стародубским». Пётр Трубецкой фигурирует как «подкоморий стародубский».

Конформистская конверсия

Приверженность православию могла осложнять жизнь новых подданных Речи Посполитой. Не случайно во второй половине XVI – начале XVII века выросло число конверсий среди православной элиты Великого княжества Литовского. Переход из православия в католицизм, униатство или протестантизм исследователи (например, Анастасия Скепьян) объясняют личным выбором. На него могли влиять «духовные искания», но чаще, по-видимому, чисто прагматические соображения: стремление сделать карьеру и владеть землей. «Упрощенный способ получения земельных наделов, а также должностей привлекал православную шляхту Великого княжества Литовского и российских перебежчиков, заставляя их менять конфессию», — уточняют авторы статьи.

Но если у нобилитета Литвы смена конфессии в XVII веке была частым явлением, то у средней шляхты и крестьянства такие случаи встречались редко. Нельзя не учитывать и политический контекст существования православной церкви в Смоленском воеводстве, который в итоге влиял на выбор исповедания.

В 1620–1640-х годах на православную церковь оказывала сильнейшее давление королевская власть. Сразу после Деулинского перемирия земли православных монастырей и приходов конфисковывались в пользу шляхты, солдат польской армии и католической церкви. Лишь некоторым российским перебежчикам разрешалось совершать православное богослужение в своих владениях.

Негаданная репатриация

Среди самых часто упоминаемых в литературе фамилий перебежчиков — Бельские, Ингильдеевы, Микулины, Потемкины, Салтыковы, Трубецкие. Адриан Селин и Екатерина Василик добавили к этому перечню новые фамилии московских дворян: Рыковы, Хрипуновы-Дубенские, Воронковы, Боровские и Шамшовы (список всех фамилий приведен в оригинале статьи).

В реестре есть «дети боярские», князья, казачество, «думный дьяк народа московского». Есть даже немец Ханслер, «перебежчик с Москвы через Серпейск». Так что московское «представительство» оказалось довольно пёстрым и неоднородным.

Впрочем, бегство в XVII веке в Речь Посполитую в целом оказалось недолгим. В 1654 году, в царствование Алексея Михайловича, Смоленск был окончательно присоединен к Российскому государству. Это возвращение закрепило Андрусовское перемирие 1667 года. Оно было своего рода противоположностью Деулинскому — крайне неудачному и печальному для России, прежде всего — для Москвы и Смоленска. Так или иначе, представителям семей перебежчиков, вероятно, пришлось подумать о возвращении в российское подданство. Но как проходила эта «репатриация» — уже другая история.

«Польский всадник» Рембрандт, ок. 1655 года / Wikimedia Commons
«Польский всадник» Рембрандт, ок. 1655 года / Wikimedia Commons

В дальнейшем исследования московской эмиграции можно развивать в русле предложенного Борисом Флорей подхода к поиску идей, которыми московское и польско-литовское общество обменивались в начале XVII века, к поиску признаков взаимного влияния в деловой письменности и в политическом языке.

Есть и хорошая сравнительная перспектива. Ситуативный выбор подданства был характерен и для другой интересной категории людей начала XVII века — так называемых «байоров», служилых людей, которые после 1617 года оказались на службе у шведского короля Густава Адольфа. Было бы любопытно сопоставить их истории с сюжетами эмиграции московитов.
IQ

Автор текста: Ольга Соболевская