Недавно друг нашего канала - Матвей Скворцов - совершил фотосъемку Уфы с высоты птичьего полëта.
Сам Матвей просил рассказать о путевом развитии депо, но первоначально стоит рассказать про историю депо.
Строительство депо началось в 1949 году. Тогда этот район только начинал застраиваться. Рядом возводили корпус Аграрного университета, рядом действовал первый уфимский аэродром.
Тогда же и начато строительство депо. По счёту оно стало третьим - первое депо находилось на улице Революционная, второе было введено в Черниковке.
Развитие трамвая требовало строительство нового депо - нашли идеальное место. Со слов одного из работников, на этом месте было голое поле и аэродром. Появились первые дома на проспекте Октября, велись работы на кладбище.
Первоначально планировалось, что будет депо, аналогичное черниковскому депо, но потом проект переделали с расчётом развития сети.
Депо введено в эксплуатацию в 1959 году. Трамваи с Революционной переехали в новое депо.
В 1963 году коллектив депо, дабы увековечить память своего директора, подаёт ходатайство о присвоении имени в честь С. И. Зорина.
О самом Сергее Ивановиче Зорине можно почитать в материале второго дружественного канала "Уфимский транспорт" по ссылке.
С тех пор депо почти не изменилось, поэтому будем вести разговор по инфраструктуру депо.
Депо построено на основе типового проектапроекта с девятью въездными воротами. Территория депо оснащена двумя веерами - большим и малым.
Большой веер имеет 10 путей, малый - 4,5 пути (ниже будет объяснение странности цифры).
Разберемся с каждым из путей.
1й путь: так именуемый обгонный путь. По данному пути передвигаются вагоны при движении по депо. Используется постоянно. Пожалуй, самый укатанный путь в депо.
2й и 3й пути: данные пути используются для отстоя вагонов, ожидающих ремонта. В свете последних событий, а именно, передаче вагонов из Москвы, большинство вагонов с этих тупиков уйдёт на утилизацию.
4-9 пути: пути для ночного отстоя вагона. Периодически, один из путей используется для вагонов, что ожидают ремонта (ныне это 6й). Путь № 7 используется для отстоя вагонов, которые на следующий день идут на ТО.
10й путь: ранее - выездной путь, ныне путь для вагонов на утилизацию. Пожалуй, самый интересный путь в депо. По своей сути, он сделан для разворота вагонов без заезда на малый веер. Если смотреть на пути 1-9, то у них направление на север, а вот на 10м вагоны следуют на юг. До 2017 года с данных путей производился выезд вагонов на линию. Но с 2017 года его назначение изменилось - теперь это отстойник. Со стороны канав он используется для отстоя вагонов с ремонта в ожидании обкатки. А со стороны въезда - для отстоя вагонов на утилизацию.
На 10м также есть ответвление - "тупик смерти". Именно здесь вагоны ухоодят в последний путь.
Но последний вагон на этом тупике (всегда стоит в кривой) - обычно вагон, с которым нужно принять решение о каком типе ремонта ныне нужно вести речь. Как показала практика, больше недели в этой кривой не стоят.
Переходим к малому вееру. Здесь стоят вагоны, готовые на выпуск. Утром занимают пути 11 и 14, реже 13. 12й - это обгонный путь, как и 1й на большом веере. Он практически всегда свободный (даже на фото). Он занят лишь во время утреннего выпуска.
Фактически, 12й путь замыкает большое кольцо по депо. Именно на нём проходит обкатка по депо, подготовка к конкурсу профмастерства.
13й путь - это прямой выездной путь из депо. К нему примыкает 14й путь. 11й путь соединён с 12м. На месте примыкания 11го к 12му идёт перемычка между 12м и 13м. И потом уже соединяется 13й с 14м.
13й выходит на улицу, а 12й - по территории депо.
Выше было сказано, что на малом веере 4,5 пути. Половинка - это 15й путь. Это единственный тупиковый путь на малом веере. Ранее здесь стояли служебные вагоны. Впрочем, они были больше недвижимостью. Ныне данный тупик не используется, ибо отдан под стоянку. В месте ответвления 15го от 14го стоит вагон № 417 (жёлтый вагон на фото).
Кстати, между 14 и 15ми путями установлен бетонный забор. Рядом с ним стоит памятник трамваю РВЗ-6М2. Памятник стоит совсем недавно - с 1 июля 2011 года.
Для въезда и выезда имеется ворота в количестве 3х штук. При этом, одни ворота исключительно для въезда, одни - для выезда.
А вот ворота посреди (на фото слева) - они используются и для вьезда, и для выезда. Здесь идёт соединение путей. Через эти ворота можно выехать с 10го тупика или 1й канавы (ранее можно было и со второй канавы, но ныне путь разобран). Именно сюда привозили вагоны, если при разгрузке он оказывался не той стороной.
Правые ворота на фото используется периодически.
Но обычное его состояние - отстой вагонов. Раньше здесь стояли служебные вагоны. Периодически сюда ставят вагоны в ожидании ремонта. Сейчас же ставят вагоны на выпуск. Его именуют "тупик у забора". По сути, это начало 1го пути, а дальше идёт перемычка между 10/12 и 1м. Чтобы загнать вагон с этого тупика на любой другой, требуется сделать "круг Почёта" по депо (можно посложнее - доехать до стрелки, а далее задним ходом).
Теперь перейдём к канавам. Как уже отмечалось - здесь нумерация идёт наоборот. Если смотреть на фото выше, то видим канавыц № 1, 2, 3.
Канавы № 1-3 - это канавы, которые работают круглосуточно. Здесь проходит ежедневный осмотр, разные виды ремонта, подготовка вагонов к выпуску. Эти канавы сквозные, то есть вагоны заезжает через одни ворота, а выезжает через другие.
Смотровая яма идёт почти по всей длине здания, переход осуществляется по мостикам. Длина рассчитана на 5 вагонов 71-608 или 3 вагона 71-623 (можно и 5, но тогда будут недоступны мостики).
Канавы № 4-7 - это канавы для проведения текущего и капитального вида ремонта. Текущий проходит при пробеге в ~100 тысяч километров, а капитальный ремонт - 300 тысяч.
Это уже тупиковые канавы, въезд и выезд через одни ворота.
Канавы 4 и 5 рассчитаны на два вагона, а 6 и 7 - на один. Ныне же все используются под один, ибо на месте для второго вагона стоит склад из вагона 71-619, а рядом - вагон-кафе (фигурирует на некоторых фото выше), которые используется в качестве комнаты для приёма пищи.
Канавы № 8 и 9 - это так именуемая "малярка". Здесь производится покраска вагонов, проводится ТО-2 и комиссионный осмотр. Рассчитана на 4 вагона (по 2 на каждом пути).
Управление депо сидит в этом же здании, вход к ним производится через помещение канав № 1-3. Ранее был отдельный вход, но ныне не используется.
Часть управленцев находится в здании диспетчерской у выездных ворот.
Депо живёт круглосуточно, здесь постоянно идут свои процессы.
В последние годы все эти процессы хотят остановить, а депо закрыть под застройку. Но многочисленные попытки не привели к успеху. Ныне участок под депо представляет огромную ценность для застройки - когда-то окраина и голое поле, а ныне центр города.
Благодарю за внимание!
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт" , Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
#трамвай #трамвайные пути #депо #уфа #транспортная инфраструктура #общественный транспорт #уфимский электротранспорт #уфимский транспорт #дмитрий михайлов #smatvey