Тема летних списков для чтения бурлит в каникулы, мне же удалось добиться от старшего сына его мнения по поводу прочитанного сейчас, поэтому подниму этот не совсем актуальный для осени вопрос.
За пять лет обучения в школе Витя всегда читал все по списку. Надо сказать, что в начальной школе у сына всегда были очень интересные книги в списках. Я же подогревала его интерес тем, что список - это шанс узнать про какую-то новую книгу, расширить горизонты. В прошлом году, например, мы таким образом вспомнили про «Белеет парус одинокий». Сама в детстве я читала эту книгу 100 раз, а сыну предложить забыла.
Конечно, не нужно ждать, что все книги из списка будут одинаково интересны. В жизни, вообще, не бывает так, чтобы все нравилось.
Часто вижу отзывы в духе: да кому, вообще, интересен этот Пришвин… Да, если ребёнка пинками отогнали от приставки и усадили силой читать Пришвина, дело вряд ли будет обречено на успех. А вот если сначала вместе с детьми прогуляться до озера или реки, и там открыть Пришвина, возможно, всем станет немного понятнее и интереснее.
Немного нужно помочь детям и с тем, в какой последовательности читать книги. Витя обычно чередует что-то своё и списочное. Конечно, после «Гарри Поттера» взяться за «Рассказы о животных» Сетон-Томпсона было ошибкой. Я просто заменила книгу на более динамичную, а потом и Сетон-Томпсон был прочитан.
После начальной школы списки объективно усложняются. Детям приходится иметь дело с литературой, которая написана сложным и не всегда понятным для них языком. Здесь тоже можно помочь и поддержать. Например, сейчас есть великолепное издание «Евгения Онегина» с комментариями и пояснениями. Сама буду рада такое прочесть.
В этом году учительница литературы придумала детям интересное задание - записать после прочтения произведения одну мысль, которая преследовала все время чтения. Неважно, какую. О чем думал, о то и пиши. Потом на уроке, обсуждая прочитанное, эту мысль уже развивают при помощи наводящих вопросов. Собственно, по моей просьбе именно этими мыслями Витя и поделился.
- Ш. Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров» - интереснейшая книга, сразу хочется начать применять полученную информацию.
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» - мне показалось, что Руслан очень похож на Арагорна.
- В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - не представляю, как же страшно мальчику было в тайге ночью.
- В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» - на что ещё готов был герой ради пряника?
- Н.В. Гоголь «Заколдованное место» - у каждого - свой дьявольский клад, своё искушение.
- А. С. Пушкин «Дубровский» - барыня из «Муму» и Кирилл Петрович Троекуров были бы отличной парой.
- А. Грин «Алые паруса» - история Ассоль похожа на историю гадкого утёнка.
- А.П. Чехов «Супруга» - наверное, брак иногда можно сравнить с заключением.
- А.П. Чехов «Злоумышленник» - почувствовал в герое родственную душу, дети тоже не всегда понимают, за что их ругают.
- А.П. Чехов «Выигрышный билет» - не только сами выигрыши, но и их ожидание развращает человека.
- А.П. Чехов «Маска» - многие люди лицемерны и не снимают маски даже наедине с собой.
- Н. Лесков «Левша» - самое сложное для меня произведение с точки зрения языка, приходилось продираться через незнакомые слова. Но сюжет интересный.
Было ещё много стихов в списке, там есть интересные мысли, например, в стихах Некрасова Витя увидел описание Нижнего Новгорода. Но я со своими проблемными глазами уже не могу больше писать текст, остановимся на прозе.