Найти тему
media.az

США против Турции: давление не возымеет действия

В преддверии запланированной на 29 сентября встречи глав Турции и России Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина Соединенные Штаты предприняли очередной недружественный шаг в отношении Анкары. Комитет Сената США по международным отношениям пригрозил Турции дополнительными американскими санкциями в случае, если она заключит новые соглашения с РФ относительно приобретения зенитно-ракетных комплексов С-400.

Президент Турции, действительно, ранее в своем интервью американскому телеканалу CBS подтвердил намерение Анкары закупить еще одну партию российских ЗРК. Коснувшись темы растущего давления Вашингтона на Анкару, Эрдоган твердо заявил, что решение данного вопроса остается исключительно за Турцией и никакая другая страна не имеет права вмешиваться в ее дела.

Однако нельзя исключать, что американский политический класс сильно обеспокоен не только новым подтверждением неослабевающего сотрудничества Турции и России в стратегической сфере, но и призывом Эрдогана к Вашингтону вывести американские войска из Сирии и Ирака «так же, как они ранее покинули Афганистан». Ибо, добавил турецкий лидер, «чтобы сохранить мир в регионе, нужно позволить народам этих стран самим принимать решения».

Данное заявление Эрдогана однозначно свидетельствует о дальнейшем усилении американо-турецких противоречий. Основную причину этого геополитического «явления» турецкий лидер раскрыл в другом своем высказывании, которое имеет прямое отношение к «сирийскому» и «иракскому» аспектам адресованного Вашингтону призыва. «Факт в том, что Вашингтон вооружает террористов в регионе. США на данный момент оказывают очень внушительную поддержку террористическим организациям», - подчеркнул Эрдоган.

Тем самым, он дал понять, что надежды Анкары на учет Вашингтоном интересов своего традиционного союзника в лице Турции, усматривающей реальную угрозу для своей безопасности во взаимодействии США с курдскими террористическими группировками, себя не оправдали.

Вашингтон продолжает делать ключевую ставку в «деле» установления отвечающей его интересам политической конфигурации в Сирии и Ираке именно на курдские организации как наиболее последовательно выступающие против территориального единства двух арабских стран, охваченных многолетними вооруженными конфликтами и гражданским противостоянием. Данное обстоятельство и противоречит интересам Турции, которая исходит из приоритета обеспечения как собственной безопасности и территориальной целостности, так и единства Сирии и Ирака. Причем сирийское «измерение» позиции Турции не отменяется даже неприятием ею режима Башара Асада. Несмотря на неприкрытую враждебность между официальными Анкарой и Дамаском, первая выступает, наряду с Россией и Ираном, одним из гарантов внутрисирийского мирного процесса, протекающего в «Астанинском формате». Процесса, который во главу угла ставит сохранение территориального единства Сирии.

Данный аспект во многом способствует устойчивости турецко-российского партнерства на сирийской «площадке». И есть все основания предполагать, что даже при наличии определенных противоречий, в частности по вопросу стабилизации ситуации в сирийской провинции Идлиб, Анкара и Москва придут к новым договоренностям по итогам предстоящих в Сочи переговоров президентов Эрдогана и Путина. На этом фоне все новые проблемы «маячат» перед турецко-американскими отношениями, которые, как признал Эрдоган, «далеки от желаемого уровня». Далеки, несмотря даже на то, что Соединенные Штаты и Турция выступают в качестве союзников по НАТО и на этой основе, казалось бы, не должны допускать столь кризисных явлений в двустороннем стратегическом сотрудничестве. Однако происходит то, что происходит, причем явно не по вине Турции.

Отношения Вашингтона и Анкары, по сути, стали заложниками антитурецкой позиции проармянской части американских политических элит. Раскручивание темы «геноцида армян», давление на Анкару с требованием открытия границы с Арменией и, наконец, претворяемая определенными политическими кругами и средствами массовой информации США беспрецедентная кампания по очернению стратегического союза Турции и Азербайджана - таковы основные катализаторы усиливающегося разлада в американо-турецких отношениях. В то время как комитет Сената США по международным отношениям выступил с анонсом новых антитурецких санкций, комитет по регламенту Палаты представителей одобрил откровенно антиазербайджанскую поправку, требующую от Баку освобождения якобы «продолжающих оставаться в плену после окончания второй Карабахской войны армянских военных и мирных жителей». А известный протеже армянского лобби, конгрессмен Фрэнк Паллоне в день первой годовщины начала 44-дневной войны, завершившейся разгромом азербайджанской армией оккупационных войск Армении, призывает власти США добиться «привлечения к ответственности президентов Азербайджана и Турции в связи с их агрессией против Карабаха».

Могут ли Соединенные Штаты при подобной лжи, предвзятости и ангажированности своих влиятельных политиков рассчитывать на укрепление взаимодействия с одним из ведущих союзников по НАТО? И, тем более, ожидать, что они подтолкнут Турцию на сворачивание партнерского сотрудничества с Россией - страной, с которой у Анкары за последнюю пару десятилетий сложился целый ряд серьезных точек соприкосновения регионального и глобального значения?

Впрочем, ключевой фактор несостоятельности любых попыток добиться посредством давления изменения стратегии Турции - это утверждение ее самой в качестве одной из великих региональных держав, оказывающих все большее влияние на ход мирового политического процесса в целом. Анкара практически на равных говорит с Вашингтоном, Москвой, со всеми мировыми центрами силы, и эту данность не могут перечеркнуть никакие новые пакеты антитурецких санкций, разрабатываемых в американских кабинетах. Особенно в тех, которые уже давно пропахли «армянским духом».