Сегодня хочется обратить внимание на одну установку, живущую в наших головах. Она так проста и привлекательна, что многим из нас кажется истиной. Лучше всех ее сформулировал философ Ф. Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Знакомо?
Порой мы утешаем себя этой фразой в сложных ситуациях. Порой она всплывает где-то в воспитании. Ну, например, когда ребенка бросают за борт, чтобы он научился плавать. Или когда новичкам поручают самую сложную, грязную и неблагодарную работу.
А как обстоят дела на самом деле? Так ли закаляется сталь и кому нужна такая закалка?
Кажется, ближе фраза современной писательницы Линор Горалик, перефразировавшей великого философа: «То, что нас не убивает, делает нас инвалидами».
Мало кому на пользу стресс. Ожидаемый и контролируемый (как, например, на тренировке у спортсменов) — да. Внезапные сильные потрясения — нет.
Одним из признаков эмоционального благополучия личности считается его способность к адаптации. Это нормально — оставаться живым, гибким, чутким и умеющим приспосабливаться к окружающей среде. Но знаете, что происходит с мозгом, когда мы находимся в состоянии стресса? Под воздействием гормона кортизола развиваются связи в миндалинах мозга в центре страха. При частых стрессах у нас развивается повышенная тревожность: любая мало-мальски нестандартная ситуация воспринимается как опасность.
Когда «пахнет жареным», все наши социальные надстройки отключаются вместе с сознанием, и на поверхность выходят животные инстинкты, а они в случае опасности могут выдать три вида реакции: бей, беги или замри. Раньше, когда наши предки бегали по лесам за зверем, это было оправданно, но в нынешней жизни импульсы «бей» и «беги» сразу глушатся. (Вы же не примените ни один из них, если на вас кричит начальник или остановил сотрудник ГИБДД?) Остается только «замри». И те, кто часто испытывал стресс, начинают замирать в любой новой ситуации, просто по привычке. А это и страх выступлений, и провалы собеседований, и страх переезда — любые перемены чреваты стрессом, так, может, ну их?
То есть стресс снижает нашу способность к адаптации. Он не помогает нам добиваться вершин, пробовать новое, нет: стресс включает в нас программу выживания и заставляет прятаться в зоне комфорта, делать привычное и нестрашное.
В армии командир может подойти к солдату и кричать ему прямо в ухо. Вы наверняка видели такие сцены в фильмах. Так вот, так действительно делают. Считается, что солдат, который привыкнет к крику, будет более стойким в бою и не растеряется.
Спорно, но еще более странно, когда похожую методику начинают применять на детях с тем же мотивом — «чтобы закалялись».
В детский сад нужно отдать пораньше, а то «как же он потом у тебя в школе будет?». Не учитывается, что в семь лет ребенок гораздо более стрессоустойчив, чем в три. А его нежелание идти в садик еще не означает краха его социализации.
Классика жанра: «Не приучай к рукам». Хотя сторонники теории привязанности уже пишут, что с гораздо большей вероятностью на ручки будет проситься тот ребенок, которому их не хватило. Напитанный любовью ребенок не требует и не ищет ее, у него хватает ресурсов на изучение окружающего мира.
Если говорить о взрослых, то лучше адаптироваться и адекватнее реагировать на изменения окружающего мира будет эмоционально устойчивая личность. А тот человек, который попадал в стрессовые ситуации и, по идее, должен был закалиться и стать неуязвимым, чаще всего будет тратить гораздо больше времени и сил на постоянное сканирование среды: все ли хорошо? Безопасно ли здесь? А сейчас?
Что помогает в таких случаях и детям, и взрослым
• По минимуму хаоса. Понятное расписание и режим дня.
• Телесные и дыхательные практики. Любые, лишь бы позволяли возвращаться в тело и успокаиваться. Обнимашки, кстати, отличный вариант.
• Хотя бы один надежный и эмоционально устойчивый близкий человек, к которому можно прийти со своими переживаниями и быть принятым с ними.
Видите, как все непросто? Так что в следующий раз вместо того, чтобы «закалять» себя или ребенка стрессом, напитайте и напитайтесь любовью — это куда лучшая прививка от тягот и невзгод.