Найти в Дзене

Еду на юг! Часть 10. Улан-Удэ: удивительное смешение культур и эпох

14-й день моего путешествия. 24 июля 2021 г., суббота. 17.20 по местному времени (МСК+5). Я прибываю в столицу Республики Бурятия – город Улан-Удэ.

УЛАН-УДЭ (51°50′00″ с. ш.). Это широта Оренбурга, Курска, Воронежа, Саратова; Оксфорда, Лондона, Кардиффа, Стоунхенджа; Лейпцига, Дрездена, Антверпена; Чернобыля и Нурсултана (также известного как Астана).

История города началась с основания в 1666 году русскими казаками зимовья у слияния рек Уда и Селенга. Это не та Уда, на которой стоит мой родной Нижнеудинск, а совсем-совсем другая. Вообще в России 7 рек с таким названием!

Зимовье назвали Удинское.

В Москве в этом году правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, – отец Петра Первого. И проходил Большой Московский собор, осудивший патриарха Никона, и суд над противником патриарха протопопом Аввакумом. В общем, обоим досталось…

В Англии на троне сидел Карл II. Это год знаменитого Лондонского пожара, за 4 дня которого было уничтожено 80 % города и остались без крова 250 тысяч человек. Но это не помешало Исааку Ньютону проводить свои исследования солнечного света.

Во Франции писал свои комедии Мольер и царствовал Людовик XIV, Король-Солнце (кстати, в этом году он потерял мать, ту самую Анну Австрийскую, для которой старался д’Артаньян).

Польша и Турция воевали за Правобережье Днепра. За Украину, то бишь…

1690 году острог на реке Уде получил статус города и название Удинск, в 1735 году поселение было переименовано в Верхнеудинск. Да-да, чтобы не путать с Нижнеудинском. Пройдя долгий путь, город в 1934 г. был переименован в Улан-Удэ (по-бурятски «Красная Уда») и сегодня является столицей Республики Бурятия.

Население 437 514 человек (практически постоянно растёт с 2010 г., до этого тоже росло с небольшими колебаниями).

Коренное население Бурятии – в основном буддисты, и удивительное совпадение: я приезжаю в Улан-Удэ в большой праздник – День Дхаммы. В буддийской традиции этот день вполне можно сравнить с христианской Пасхой – настолько значим и важен он для каждого приверженца учения Гаутамы Будды. Именно в этот день, приходящий на первое полнолуние древнеиндийского восьмого месяца (июль), Гаутама впервые выступил с проповедью перед своими пятью учениками, поведав о Дхамме – учении, позволяющем достичь Просветления.

По традиции каждый верующий буддист должен провести этот день за медитациями и попытками достичь состояния сатори (пробуждение от сна неведения, позволяющее постичь истинную природу мира).

Мне, конечно, не до того: нужно найти гостиницу, заселиться и поесть.

Гостиница FoRest оказалась просто чудесной! От вокзала до неё можно дойти пешком. Но лучше доехать, иначе придётся дого идти в поисках перехода.

-2

Вот в этом здании гостиница находится. Но занимает только часть 1 этажа.

Принимаю душ и спрашиваю у девушки-портье, где можно поесть. Она советует мне «Бууза Room» неподалёку – и в этом кафе я питалась до самого отъезда.

Что такое буузы? (Мой компьютер категорически не хочет писать это слово с двумя У!). Это изделие из теста с мясным фаршем, приготовленное на пару – родственник пельменей, мантов и хинкали. Сами понимаете, такое блюдо может оказаться вкусным, а может быть отвратительным. Так вот, в указанном кафе буузы были такими вкусными, что не будь Улан-Удэ так далеко – я бы всем посоветовала «Бууза Room» (ул. Гагарина, 27 А, неподалёку от ТЦ «Саган Морин»). Там, кстати, готовят много чего другого: и салаты, и супы, и спагетти, и пиццу… Но я три дня ела буузы и пила вкуснейшие морсы из чёрной смородины, клюквы и облепихи.

Когда же, вернувшись в гостиницу, я спросила, нельзя ли у них заказать чай, мне через пять минут принесли поднос с электрочайником, чайной парой и пакетиками чая. Прекрасно! Что ещё нужно усталому путнику?

Кстати, в гостинице можно заказать и завтрак. Я заказала -- и не пожалела.

На следующий день (25 июля, воскресенье) я в чудесном расположении духа отправилась исследовать загадочный город… День выдался солнечный и даже жаркий (+26 в тени), но я держалась...

Карты Улан-Удэ у меня не было. Ну, для начала я решила перейти улицу и добраться до вокзала -- он казался мне отправной точкой всех странствий. Улицу-то Революции 1905 года я перешла, но повернуть к вокзалу не получалось: перехода не было. В надежде, что где-то дальше он обнаружится, я... дошла до площади Советов!

-3

Это центральная площадь города, с административными зданиями разных эпох и знаменитым памятником Ленину (1971 г., скульпторы Г.В.Нерода и Ю.Г.Нерода, архитекторы А.Н.Душкин и П.Г.Зильберман). Да, это не статуя в полный рост, а почти 8-метровый скульптурный портрет, получивший, кстати, международные награды. Насмешек над этим памятником я не понимаю. По-моему, совершенно нормально.

На углу стоит Дом радио (1955-59 гг., архитекторы Л.К.Минерт и А.Р.Вампилов).

-4

Хотя над одним из входов лепная надпись: "Комбинат Забайкаллес"

Неподалёку -- Театральная площадь.

-5

А так когда-то выглядело это место. (Фото из Музея истории Бурятии). Кстати, во-он тот красивый двухэтажный деревянный дом сразу за аркой до сих пор стоит.

-6

В 1952 году на здесь построено здание театра (архитектор А. Н. Фёдоров). Сам Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжа́пова существует с 1938 г.

-7

Здание очень красивое и необычное. Главный фасад в национальном стиле. Украшен скульптурной группой «Всадники», скульптор — А. И. Тимин.

-8

Возле театра -- памятник артистам Абашееву и Сахьяновой в образах героев балета "Красавица Ангара". Слева виден кусочек Триумфальной арки, построенной в честь прибытия в Верхнеудинск наследника царевича Николая (будущего царя Николая Второго),

-9

На переднем плане -- труженики, которые поддерживают всю эту красоту в чистоте и порядке.

Обхожу театр справа.

-10

Это восточная сторона театра. Совсем не задворки!

-11

Со смотровой площадки от восточной стороны театра открывается вид на город ( вид слегка подпорчен ведущимися ремонтными работами).

-12

Консульство Монголии:

-13

Пройдя под аркой, я добралась до пешеходной части улицы Ленина (бывшей Соборная).

Увеличив фото, разглядите на нём и арку, и Дом радио.
Увеличив фото, разглядите на нём и арку, и Дом радио.

Справа дом, как мне кажется, советской постройки 1930-х годов. Он весь увешан мемориальными досками -- видимо, здесь жила творческая и административная элита города. И, к сожалению, дом изуродован современными вывесками.

-15

Чуть дальше -- дом с атлантами, принадлежавший купцу Н.Ф.Капельману (начало ХХ в.).

-16
-17

-18
-19

В это красивом деревянном доме купца Голдобина -- Музей города Улан-Удэ.

-20
-21

Я свернула на улицу Свердлова. Вот она, деревянная архитектура старого Верхнеудинска!

-22

Дом купца Белова (Х1Х в.). Памятник регионального значения.

-23

А этот дом не имеет никаких табличек, но посмотрите: он весь покрыт деревянной "чешуёй"!

-24

Радует, что некоторые дома отремонтированы.

-25

Кстати, вы знаете, что памятник архитектуры отремонтировать сложнее, чем обычный дом? Там нужны не строители, а реставраторы, соответственно -- огромные средства и огромная бюрократическая волокита... А заменишь старую доску новой без разрешения -- всё, памятником дом больше не считается...

-26

Пока я любовалась стариной и фотографировала её, со мной заговорила местная жительница. Её эта красота не радовала: удобств никаких, полы проваливаются, крыша течёт... "А если землетрясение будет -- нас же завалит!"-- сокрушалась она. А землетрясения в этих краях не редкость...

Вот и думается: кто-то восхищается стариной, а кому-то там приходится жить...

Вернувшись на ул.Ленина, я дошла до Одигитриевского собора (1741-1785). Стиль "сибирское барокко". Первое каменное строение в городе!

-27

Влево от него уходила не столь ухоженная, но тоже очаровательная улочка.

-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35

Потом я каким-то образом прошла на Набережную улицу. Набережной как таковой там нет: старый бетонный парапет и разбитый тротуар. Но открывается вид на Заудинскую слободу, где стоит храм Вознесения Господня (1816, обновлён в 1907 г.). Думаю, что рано или поздно Набережную благоустроят -- хотя она при этом потеряет своё провинциальное очарование...

-36

На переднем плане река Уда -- приток Селенги.

Возвращаюсь назад и сворачиваю на ул.Куйбышева. Это торговые ряды купца Курбатова (1820-е гг.).

-37

На другой стороне -- Гостиный двор (строился с 1804 по 1850-е гг.)

-38

И вот я возле Художественного музея.

-39

Кстати, с музеями у меня сначала всё было неясно. Первый адрес, по которому я пошла, был ул.Ленина, 46. И там действительно обнаружилось здание с вывеской -- но без каких бы то ни было признаков жизни и деятельности.

Оказывается, существует единый Национальный музей Республики Бурятия. Его составными частями являются Художественный музей им.Ц.С. Сампилова (ул.Куйбышева, 29).

В этом же здании на первом этаже располагается Музей природы Бурятии.

А третий музей, исторический, находится на ул.Профсоюзной, 29. На картах и в интернете они называются по-разному, поэтому я здорово запуталась.

Итак, местные художники. По-моему, замечательно!

-40

Вот ради такого -- своего, неповторимого искусства и стоит ходить в музеи в других городах! Это, если не ошибаюсь, 1920-30-е гг.

-41
-42

А это уже современное искусство.

-43

Кто-то явно последователь Ван-Гога...

-44

Национальные костюмы.

-45

А эти две картины повешены на двух стенах, сходящихся углом, совсем близко друг от друга.

Л.И.Нохоева. "Портрет дочери". 1986 г.
Л.И.Нохоева. "Портрет дочери". 1986 г.
Ш.Ц.Раднаев. "Дома". 2009 г.
Ш.Ц.Раднаев. "Дома". 2009 г.

Два мира -- два детства?

Покинув музей, сворачиваю на улицу Балтахинова. Там маршал Рокоссовский, служивший в этих краях в 1920-30-е гг., с удивлением взирает на торговый центр напротив.

-48

За спиной у маршала мемориал Победы. Кстати, не единственный в городе!

-49

И наконец я сворачиваю на ничем не примечательную ул.Профсоюзную. Эта железобетонная крепость и есть Музей истории Бурятии имени М.Н.Хангалова.

-50

Скажете, некрасивый? Но присмотритесь, какая крыша, какие двери!

-51

Один из двух священных львов, раньше охранявших буддийский храм, а теперь -- главную лестницу музея. (Изготовлены в 1915 г., молоденькие совсем).

-52

Самое яркое впечатление производит буддийская коллекция музея: скульптуры, иконы-танка, предметы облачения и атрибуты буддийских священнослужителей.

Танка имеют различные сюжеты и содержание: это изображения персонажей буддийского пантеона и известных деятелей буддизма, тибетских монастырей, рая и ада, так называемые житийные, астрологические и космогонические картины и т.д.

-53

Авалокитешвара Одиннадцатиликий -- Бодхисаттва беспредельного милосердия. (Китай, Х1Х в.)

-54

Тибетские книги.

-55
-56
-57

Гордость музея -- тибетский иллюстрированный медицинский атлас. Это копия атласа, созданного в 1686-1689 гг. в Тибете. Выполнена она в конце 19 века по инициативе и под руководством видного бурятского общественного, религиозного деятеля, дипломата и просветителя Агвана Доржиева (1853-1938)

-58

Каждый лист можно изучать часами. Там и классификация болезней, и пути заражения, и рекомендации по здоровому образу жизни. И, конечно, хирургические инструменты, изображение операций, состав лекарств... И всё в картинках!

Буддизм уживается с шаманизмом. Одеяние и атрибуты бурятского шамана. Или эвенкийского?

-59

Разнообразные костюмы.

-60

И тут же Острожская Библия -- первое завершённое печатное издание Библии, выпущенное Иваном Фёдоровым в 1580-1581 гг. Сегодня в мире их насчитывается около 350 экземпляров.

-61

А как вам такая икона? Оказывается, она не противоречит христианским канонам и показывает триединую сущность Бога. Но, согласитесь, непривычно как-то. А вот буддиста, наверное, такое изображение не удивит.

-62

Бурятская юрта.

-63

Сотрудница музея включила мне небольшой видеофильм, из которого я узнала, что это тщательно продуманное строение. Даже время с точностью до часа можно было узнавать по тому, какой именно из потолочных реек касались солнечные лучи.

Напоминает эпизод из "Бременских музыкантов". Но помним, что все эти животные в буддизме священны.

-64

Юрта украшена ковриками с изображениями 12 животных восточного календаря. Крыска очаровательна!

-65

Я абсолютно не помню ничего, относящегося к тому периоду, когда на этой территории появились русские и край вошёл в состав Российской империи. То есть 18-19 век я упустила? А вот советский период... Знакомьтесь: в небольшом коридорчике между залами...

1. Мебель (стол и книжный шкаф) из кабинета М.Н.Ербанова, руководившего Бурят-Монгольской АССР с 1923 по 1937 г.

-66

2. Диван (1930-1950-е гг.), принадлежавший Ф.М.Малакшиновой -- участнице I Декады Бурят-Монгольского искусства в Москве (1940 г.).

-67

Сама Ф.М.Малакшинова -- личность очень достойная. Во время Великой Отечественной войны работала в труппе передвижного театра и объездила с выступлениями всю Бурятию, Иркутскую область и Забайкальский край. Но выбор экспоната странноват...

Но ещё "страньше" было то, что остальные экспонаты, относящиеся к советской эпохе, в музее вообще отсутствовали. Я уточнила у сотрудницы, и она сказала: вот, раньше весь второй этаж был посвящён советскому периоду. А сейчас там выставка "Екатерина Великая".

Ну, ладно. Всё-таки Екатерина, как и её предшественница Елизавета Петровна, почитаются бурятскими буддистами как воплощения бодхисаттвы Белой Тары. (Бодхисаттва -- душа, достигшая просветления, но отказавшаяся уйти в нирвану ради спасения других заложников сансары.).

Покинув музей, я ещё побродила по городу.

Вот это замечательное здание -- Центр эвенкийской культуры "Арун". Жаль, что я только сейчас узнала о нём. А так несколько раз проходила мимо, любовалась и гадала: что же там?

-68

Опять деревянная архитектура.

-69

Мост, ведущий на железнодорожный вокзал. И мне пришлось по нему идти.

-70

Сам вокзал (1938 г. постройки).

-71

В заключение несколько слов о прогулках по Улан-Удэ. Ходить по этому городу пешком очень сложно. Во-первых, местность холмистая, часто приходится карабкаться вверх. Во-вторых, город строился давно, в исторической части (за вокзалом) улицы далеко не параллельны-перпендикулярны, они расходятся в разные стороны. И переходов мало. Думаешь: вот дойду до того интересного домика, а потом перейду на другую сторону. Ан нет: придётся идти всё дальше и дальше, улица будет уводить тебя в сторону -- а перехода всё не будет.

Общественный транспорт: трамвай (не ездила) и маршрутки, именуемые "микриками". Проезд в "микрике" стоит 24 рубля -- наличными или на телефон водителю (терминалов нет).

На следующий день мне предстояло побывать в дацане -- буддийском монастыре. Интересно? Подписывайтесь на мой канал!

Предыдущие части здесь:

Еду на юг! В Лабытнанги

Часть 2. Салехард: старинный город на полярном круге

(3) Музейный день в Салехарде

(4) Из ЯНАО в ХМАО через град Берёзов

(5) Ханты-Мансийск: город в лесу

(6) Тобольск: любовь с первого взгляда

(7) Музеи Тобольска: восторги и вопросы

(8) Омск: справедливы ли мемы?

(9) Нижнеудинск: тихая моя родина