Производство моторного масла, как и любого другого, не обходится без сырья. Минеральное масло изготавливается из нефти. Но до попадания на завод смазочных материалов ей необходимо пройти ряд очисток на нефтеперерабатывающих предприятиях. В первую очередь, из нефти выпариваются самые легкие бензольные соединения - это спирт, керосин, бензин различного октанового числа. И вот когда нефть после многочисленных обработок превращается в мазут, она попадает на линию производства масла.
Казалось бы, мазут такой густой, что из него больше ничего не выжать. Но, пройдя вакуумную очистку, он расщепляется на минеральное масло и гудрон. Гудрон и является остатком от переработки сырой нефти. Но и он не пропадает, а идет на производство асфальта. Производство моторных масел косвенно помогает развивать строительство автодорог.
Первый этап
На первом этапе производства моторного масла происходит процесс гидроконферсии с участием водорода. Частицы водорода очищают базовое сырье от примесей азота и сернистых соединений.
Масло, полученное таким способом, относится ко второй группе. Кстати, в ходе данного процесса масло приобретает свой цвет, прозрачность и специфический запах.
Второй этап
Производство моторного масла на втором этапе включает в себя добавление в продукт соответствующих присадок. Существует множество сортов, потому что требования к нему предъявляются разные: в соответствии с устройством двигателей автомобилей, а также условий их эксплуатации.
Например, в летний период рекомендуется применять масло большей вязкости, а в зимнее время с меньшей. Для дизельных двигателей требуется один тип моторного масла, для бензиновых - другой, а для автомобилей, работающих на газе, - третий.
Все эти сорта можно получить, добавив в базовое сырье соответствующие присадки. Для каждой присадки требуется своя температура растворения. Где-то достаточно 0 градусов, где-то 100, а третьи растворяются только при 120 или даже 150 градусах. Но при этом многие присадки разрушаются при экстремально высоких температурах.
То есть, пока растворяется присадка, требующая 120 градусов, другая может начать растворяться уже при 100 градусах. Это обстоятельство заставляет производителей добавлять присадки по одной, попеременно то нагревая, то остужая масло.
Современные заводы по производству моторного масла используют неодинаковые устройства компаундирования - смешивания базового сырья с присадками - ведь обычного нагрева для этого недостаточно. Смешивается масло в специальных баках. Используется либо медленная мешалка, либо быстрый вентилятор, либо воздух, подаваемый под давлением.
Для каждого типа масла применяется тот или иной набор присадок. От количества зависят характеристики масла и его качество. Например, в стандартное минеральное масло могут входить: H-парафин, циклопарафины, поликонденсированные нафтены, моноароматические и полиароматические соединения, изопарафин. В состав высококачественного продукта включается изопарафин с разветвленными цепями. И это далеко не полный список ингредиентов, ведь многие из них являются коммерческим секретом производителя.
Новейшие технологии
Процесс производства моторного масла стал настолько технологичным, что получившийся продукт лучше того, что использовался в автомобилях еще 10 или 20 лет назад. Современное масло обладает высокой окислительной стабильностью, что делает его долговечнее. И если раньше масло нужно было менять каждые 3-5 тысяч километров пробега, то теперь оно выдерживает и 10-15 тысяч.
Другое новшество – масло стало выдерживать более высокие температуры. Это приводит к тому, что в двигателе не образуется нагар и загрязнения. Вязкость стала стабильной, не зависящей от температуры окружающей среды и двигателя. Это дольше защищает движущиеся части двигателя и сказывается на экономии топлива.
Современное масло замерзает только при экстремально низких температурах. Поэтому двигатель, в который залит качественный продукт, легко запускается даже в самых суровых погодных условиях.
Утилизация
Если накопилось слишком большое количество отработанного масла, его можно сдать в пункты приема именно такого масла. Оттуда оно попадает на заводы, где после обработки и очистки из него могут сделать топливо, или оно находит другие применения. К сведению, способами физической и химической очистки отработанного масла занимаются те же самые научно-исследовательские институты, что и занимались его производством. Так что для них в данной задаче нерешаемых вопросов нет.
Подписывайтесь на канал и делитесь статьей в социальных сетях!