Дерево требует мужской руки и мужского терпения. Вы пробовали хоть раз вырезать хотя бы обыкновенную деревянную ложку? Потому можно только восхищаться, когда видишь многофигурные композиции, где каждый персонаж вырезан с удивительным мастерством и тонкостью.
А увидеть такие работы можно на выставке «История в дереве», что открылась в Ульяновском музее народного творчества. Ее автор Алексей Котляров - резчик по дереву из Самары. В этом году это уже третья его персональная выставка, до нее были в Пензе и Вольске.
Он родился в семье офицера и все детство провел в военных гарнизонах. После школы поступил в Вольское военное училище. И там много занимался резьбой, в том числе изготавливал сувениры преподавателям и командирам. А еще ваял орлов на территории училища. После училища прослужил до 2010 года, за это время создал много барельефов на заказ, один из его орлов стоит у Самарского зоопарка.
В экспозиции выставки «История в дереве» - многофигурные композиции, рассказывающие об исторических событиях в судьбе России, которые притягивают потрясающим сочетанием миниатюрности и монументальности, мастерской детализацией каждого кусочка. И еще какой-то непередаваемой теплотой, которую ощущаешь именно в деревянной скульптуре. Очень хочется потрогать ее руками...
В скульптуре «Степан Разин» легендарный атаман плывет на корабле-струге в окружении своей удалой ватаги, и у каждого казака - свой неповторимый облик и характер. Любопытно рассматривать композицию «Бурлаки на Волге», навеянную знаменитой картиной Ильи Репина. А композицию «Ледовое побоище» можно разглядывать очень долго. В битве новгородцев и владимирцев под предводительством Александра Невского с войсками Ливонского ордена в исполнении Алексея Котлярова участвуют 90 деревянных фигурок и несколько пушек размером от пяти до десяти сантиметров. Картина получается разноцветная. То есть солдаты выполнены из разных пород дерева - это дуб, бук, ольха, орех, палисандр, клен, вишня. Почему?
- Я недолго работал резчиком по дереву на мебельной фабрике, - рассказывает Алексей. - И мне было очень жалко, когда выбрасывали маленькие и такие красивые остаточки разных деревьев. Я их собирал и в обеденный перерыв делал из них фигурки. У меня двое сыновей, они в детстве любили в них играть, стреляли из пушек - я сделал их с пружинками и снарядами, которые летали по всей комнате. Одну фигурку я делал часа за четыре. Ну это если фигурка из твердых пород дерева. Из липы, например, быстрее получается. Самым твердым для меня был ясень. Потом идут клен и бук. Все остальные породы считаю мягкими. Но мне интереснее с твердыми - нравится их текстура, тяжесть дерева, цвет, они в обработке интереснее.
- Легко находите «общий язык» с деревом?
- Дерево для меня - это материал, с помощью которого я воплощаю задуманное. Он для меня интересен, я его люблю. Процесс резьбы отвлекает, увлекает, дает разрядку. Хотя в детстве сначала много лепил из пластилина, мог сделать любую игрушку. А потом в школе в седьмом классе стал ходить в кружок резьбы. Резьба так завораживала, что не замечал, как летит время.
- Почему делаете работы на исторические сюжеты? Другие темы не увлекают?
- Еще меня интересует мифология, есть у меня минотавры, горгули. Но, в общем-то, это тоже история. Я не вижу ничего в современности, что могло бы меня вдохновило. Пытаюсь зацепиться, но не могу и все. Пустота. Правда, недавно увидел, как по реке плывут гребцы на байдарках и подумал: «Вот хорошо бы их изваять из дерева!»
- Как оцениваете свои работы?
- Говорю себе «Ну, неплохо. Здесь могло быть лучше. Здесь косячок». Вижу недостатки, вижу плюсы. Мне интереснее мнение окружающих. Только тогда я понимаю, что получилось что-то настоящее.
- А мнение жены для вас важно?
- Иногда, мне кажется, она лукавит, оценивая мои работы. Правда, когда я сделал большого такого бурлака и подарил пензенскому музею, жена сказала, что это была самая любимая ее фигура. Зачем подарил?
- У вас два высших образования - экономическое и техническое. Сейчас занимаетесь аутсорсингом. Резьба по дереву не профессия, а работа для души?
- Заказы иногда перепадают. Но я этим не зарабатываю, основная профессия у меня другая, надо семью кормить. Резьбой занимаюсь в свободное время. В Самаре преподаю резьбу молодым людям, даю им полную свободу выбора в творчестве. Считаю, что для выставок у меня мало вещей, надо еще работать и работать. Хочется дорваться до такой возможности, чтобы меня все оставили в покое - сесть и заниматься только резьбой. Я не испытываю никаких сложностей в плане исполнения задуманного. У меня сейчас просто не хватает времени, хотя хочу сделать еще многое.
- Когда «все оставят в покое», за какую тему возьметесь?
- На этой выставке есть композиция «Основание Самары». В замыслах - создание композиции «Основание Тольятти» и остальных городов Поволжья. Я уже по всей России такие композиции пообещал, куда же деваться? Понимаешь, что чем дальше работаешь, тем должно быть интереснее, четче, грамотнее, проработаннее. Чем больше общаешься в этом творческом кругу, тем больше видишь, что кто-то делает это лучше тебя. И хочется не соревноваться с ними - соревноваться надо с самим собой. Хочется дотянуться до них.
Анна ГРИГОРЬЕВА
Фото Павла ШАЛАГИНА