Накануне визита в регион главы «Ростуризма» Зарины Догузовой на теплоходе «Герой Юрий Эм» власти региона и города обсудили проекты развития акватории Волги.
Традиционно, увы, что Симбирск, что Ульяновск не имели нижней набережной. Региональные власти намерены исправить ситуацию, превратить акватории Волги в районе речпорта в комфортную зону отдыха и туризма.
Зарастём водорослями и мхом?
- Нижняя набережная в Ульяновске - концептуальная идея, - отметил глава Корпорации развития промышленности и предпринимательства Руслан Гайнетдинов. - К сожалению, мы, как хозяева такого богатства, используем его не полностью. Наш город, расположенный сразу на двух реках, стал практически сухопутным. В советские времена к нам заходило более трехсот судов. На 31 июля 2021 года их число было всего 48, где находилось 8 тысяч 500 пассажиров. Такое положение дел нас не устраивает!
Гайнетдинов представил главе региона стратегические пути воскрешения водной туристической отрасли региона:
- Перспективы тут огромные при правильном подходе к делу. Мы должны обеспечить регион современной речной транспортной инфрастуктурой, гидротехническими и портовыми сооружениями, благоустроенными транспортными путями, инженерными и коммунальными сетями. Нам необходимы берегоукрепление, благоустроенная набережная в областном центре. Важно развивать систему круизных туристических маршрутов, пассажирских перевозок по Волге, как на длинные дистанции, например Москва - Самара или Москва - Астрахань, так и на короткие, вроде маршрутов Казань - Самара. Главным инструментом для всего этого я считаю участие области в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Только с федеральной поддержкой и федеральными деньгами мы сможем изменить текущее положение дел. Не получится включиться в нацпроект, наш речной порт и акватория Волги так и будут покрываться водорослями и мхом…
Возродить парк «Приморский»
Важной частью благоустройства набережной может стать контрбанкет РЖД. Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин пояснил, что после введения объекта в эксплуатацию он переходит в муниципальную собственность.
- В РЖД пояснили, что на контрбанкете нельзя возводить серьезные сооружения на фундаменте, но возможен парк, благоустройство, озеленение, лавочки-скамейки. Это хорошая территория рядом с парком «Приморский», - считает глава областной столицы. - Мы провели в парке, пока только на минимальном уровне, санитарную обрезку, 160 деревьев спилили. Администрация составила концепцию развития «Приморского», увязываем ее со всем благоустройством набережной Волги в Ульяновске. По минимальным оценкам в 2022 году требуется вложить 40 миллионов рублей для восстановления там тротуаров и дорожек, которые там были исторически. Есть возможность сделать это в рамках нацпроекта БКД и по программе ФКГС. Лет 15 назад там еще была какая-то жизнь, объекты питания и соцкультбыт. Но после ввода в действие правил по транспортной безопасности через территорию речпорта туда нельзя зайти, жизнь в парке остановилась…
По словам Вавилина, будущее благоустройство предполагает соединение парка «Приморский» и территории под парком Дружбы народов в одну линию, планируется создание здесь круглогодично работающих объектов. Зимой - для горнолыжного спуска и трасс под сноуборд, например. Летом - это велодорожки, маунтинбайк и, конечно же, пляжный отдых. Концепцию мы упаковали в проекты.
Возвращение к жизни парка «Приморский», нижней части парка Дружбы народов и всей этой набережной эксперты оценили в 1 миллиард 400 миллионов рублей. Это без строительства пассажирского причала. Причал на 1000 квадратных метров тянет еще на два миллиарда. Бюджетная окупаемость проекта составит порядка 15 лет.
Плюс три «Метеора»
Учредитель АО «Ульяновский речной порт» Марат Якупов сообщил, что в лучшее время в речпорту работало семь единиц пассажирских судов типа ОМ «Московский», девять скоростных теплоходов типа «Метеор», один теплоход морского класса «Комета». Максимальное количество пассажиров было 600 тысяч за сезон, если считать все местные линии и большие пароходы. Последний хороший результат датируется 1991-м годом - 451 тысяча пассажиров за сезон. Во время СССР была не просто дотация, а в виде дизтоплива, по 7 - 9 копеек. Сегодня, как сказал Якупов, дизельное топливо дороже бензина.
- Также во время Союза у нас работало 22 портопункта, после приватизации они были на балансе Ульяновского речпорта. Но потом Росимущество их забрало с нашего баланса, потому что АО не имеет права безвозмездно ими пользоваться. Они нам сдали только пассажирский причал в речпорту Ульяновска. Красный Яр, Криуши, Новоульяновск - все у Росимущества... Нам не удалось их взять даже в аренду. Внутриобластные перевозки сошли на нет, причальные стенки в этих местах разрушены. По грузовому порту: сейчас мы имеем более 40 плавединиц, в этом плане мы более мощный порт, чем в Самаре, Тольятти, Волгограде, от Казани отстаем в полтора раза. От пассажирских перевозок у нас осталось три теплохода: «Герой Юрий Эм», «Московский-20» и маленький теплоходик «Аргонавт». В этом сезоне к нам зашло 79 больших теплоходов, это 13 тысяч 193 пассажира. В 2020 году было 43 теплохода, причина - коронавирус. В 2019-м заходил 101 теплоход. Часовые местные прогулки в этом году дали нам 36 тысяч 850 пассажиров, - рассказал владелец речпорта.
После Якупов показал проект «Симбирская кругосветка» (на фото), который соединил бы Ульяновск, Сенгилей и Красный Яр в «кольцо» под теплоход «Московский-20». К следующему сезону в Ульяновке появится второй такой теплоход.
- Предлагаю приобрести в лизинг три «Метеора», - в свою очередь предложил глава региона Алексей Русских.
По его словам, можно объединить средства Ульяновской и Самарской областей, Татарстана для создания совместного проекта.
- Рустам Минниханов не против, я с ним говорил. С Азаровым поговорю. Есть возможность организовать водные перевозки граждан в Самару и Казань, а от них - к нам, - сказал Русских.
Цену билета для пассажиров региональный минтранс уже посчитал, она составит от 800 до 1,5 тысячи рублей.
Не проходите мимо
Глава Агентства по туризму региона Денис Ильин доложил главе региона: ульяновские туроператоры этой осенью ведут работу с судоходными компаниями, чтобы в 2022 году выйти на показатель в 100 теплоходов в речпорту за сезон. В основном они останавливаются в Ульяновске на три часа.
- Известная проблема, природно-географическая, это долгий заход и выход кораблей в порт Ульяновска, что снижает его конкурентоспособность, по сравнению с Чебоксарами, Казанью, Нижним Новгородом и Самарой. Другая проблема - стоимость стоянки на родине Ленина намного выше, чем у соседей, почти в три раза. Факт: в Татарстане на содержание причалов выделяется 65 миллионов рублей, в Самаре - 45, в Чувашии - 6,5, в Тольятти - пять, в Ульяновске - ноль, - заявил Ильин.
Алексей Русских поручил Ильину провести переговоры с судоходными компаниями и выяснить, на каких условиях они были бы готовы не игнорировать Ульяновск, а делать тут остановку с туристами. Первый вариант: три часа. Второй: на целую ночь.
Глава области также уточнил, где нужно построить новую причальную стенку между Императорским и Президентским мостами, чтобы это было выгодно судоходным компаниям. Сошлись во мнении, что это створ бульвара Пластова, если смотреть из центра города вниз на берег Волги.
Губернатор также выразил недовольство тем, что фуникулер в парке Дружбы народов давно не работает и про него все забыли.
«Много обращений ульяновцев. Готов встретиться с владельцем Олегом Гаевским и обсудить вопрос. Канатка - важная часть туристической инфраструктуры берега Волги», - заявил Русских.
По материалам Медиа73, с сокращ.
ГЛАВНОЕ
Город подготовил заявку на получение инфраструктурного кредита под строительство набережной: это парк «Приморский», контрбанкет, который РЖД передаст муниципалитету, склон «Ленинских горок», парк Дружбы народов и будущая набережная на 3-километровом участке от Тухачевского. Цена вопроса 1,4 млрд рублей, срок - 5 лет.
Строительство нового речпорта. В нынешний круизные компании заходить отказываются: долго (нужно делать крюк в 14 км, это занимает 1,5 часа) и дорого. Вокзал предлагается сделать на том месте, где он был в царское время - с другой стороны Императорского моста, чтобы обеспечить пешую доступность до исторического центра. Сейчас есть проект на 2 млрд рублей.
Запуск маршрутов до Самары и Казани (билет в диапазоне 800 - 1500 руб.). Создание с соседними регионами единой судоходной компании.